МОСКОВСКАЯ РУСЬ. 3 страница
Историки, разделяющие идеи «пассионарней концепции» Л. Гумилева, выделяют в истории России этапы в соответствии со стадиями жизни славянского и российского суперэтносов. Л. Гумилев придерживался теории мутагенеза, согласно которой каждый новый вид, в том числе и этнос, возникает в результате мутации — внезапного измене-
ния генофонда живых существ, наступающего под воздействием внешних условий в определенном месте и в определенное время. Вследствие мутации под воздействием биохимической энергии живого вещества биосферы возникает такой этнический признак, как пассионарность, образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию («пассионарный толчок»).
Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным, поэтому этнос, возникнув в результате пассионарного толчка, проходит ряд фаз развития: I) пассионарный подъем (образование нового этноса — около 300 лет); 2) ак-матическую фазу (образование суперэтноса — 300 лет; 3) надлом (резкое снижение пассионарности суперэтноса — 200 лет; 4) инерционную фазу (плавное снижение пассионарности — 300 лет; 5) обскурацию (разрушение этнических связей — 200 лет); 6) мемориальную фазу (полное уничтожение этнических реликтов— 200 лет). Тем самым продолжительность жизни этноса Гумилев определял примерно в 1500 лет.
Л. Гумилев считал, что пассионарный толчок, приведший к образованию собственно русского народа, произошел на Руси около 1200 г. В течение 1200—1380 гг. на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возник новый, русский этнос. В 1380—1500 гг. начался процесс формирования российского суперэтноса. Фаза пассионарного подъема завершилась созданием великого княжества Московского и освобождением от татаро-монгольской зависимости. Этой фазе хронологически соответствовали обскурационная и мемориальная фазы в истории славянского суперэтноса, сопровождавшиеся распадом древнерусского государства, его разделом между Ордой и Литвой и, наконец, разрушением последнего этнического осколка Киевской Руси — Новгорода. В 1500—1800 гг. (акматическая фаза) российский суперэтнос распространился в пределах Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, живших от Прибалтики до Тихого океана. После 1800 г. началась фаза надлома, которая сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства (расцвет культуры), утратой единства суперэтнической принадлежности, нарастанием внутренних конфликтов, выливающихся
История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение
истории
н<
время от времени в гражданские войны. Согласно «пассионарной теории» Гумилева, в начале XXI в. должна начаться инерционная фаза, которая характеризуется тем, что, благодаря приобретенным ценностям, суперэтнос живет как бы «по инерции», вновь идет взаимное подчинение людей, происходит образование больших государств, создаются и накапливаются материальные блага.
А. В. Лубский
1.5. Является ли Россия цивилизацией?
Вопрос об отношении России к цивилизациям Запада и Востока стал предметом теоретической рефлексии в XIX в. Г. Гегель, не видя будущности в культурно-историческом развитии России, вычеркнул ее из списка «исторических народов*. П. Чаадаев, признавая своеобразие цивилизаци-онного развития России, видел его в том, что «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того ни другого», «мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах».
В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала будущее России с ее самоидентификацией в русле европейской социокультурной традиции, другая — с развитием самобытно-культурной се самодостаточности. К. Леонтьев разработал концепцию восточнохристианской (византийской) культурной «прописки* России. Н. Данилевский наиболее перспективным считал противостоящий западной культуре «славянский тип» цивилизации, полнее всего выраженный в русском народе. А. Тойнби рассматривал российскую цивилизацию в качестве «дочерней» зоны православной Византии.
Существует также евразийская концепция цивилизаци-онного развития России, представители которой, отрицая как восточный, так и западный характер российской культуры, вместе с тем ее специфику усматривали во взаимном
влиянии на нее западных и восточных элементов, полагая, что именно в России сошлись и Запад и Восток. Евразийцы (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, Г. Вернадский, Н. Алексеев, Л. Карсавин) отделяли Россию не только от Запада, но и от славянского мира, настаивая на исключительности ее цивилизации, обусловленной спецификой «месторазвития» русского народа. Оригинальность русского (российского) национального самосознания они усматривали, во-первых, в том, что громадные пространства России, расположившейся в двух частях света, накладывали отпечаток на ее культурный мир. Во-вторых, евразийцы подчеркивали особое влияние на него «туранского» (тюрк-ско-татарского) фактора.
Важное место в евразийской концепции цивилиззцион-ного развития России отводилось идеократическому государству как верховному хозяину, обладающему исключительной властью и сохраняющему тесную связь с народными массами. Своеобразие российской цивилизации виделось и в том, что национальным субстратом ее государственности выступала единая многонациональная евразийская нация.
В настоящее время также существуют различные циви-лизационные типологизации исторического процесса конвергентного и дивергентного характера. Так, некоторые отечественные исследователи отстаивают тезис о существовании двух типов цивилизаций — западной и восточной, в ходе взаимодействия которых происходит «вестернизация» Востока на основе модернизации. К определяющим чертам восточных обществ они относят «неразделенность собственности и административной власти»; «экономическое и политическое господство — часто деспотическое — бюрократии»; «подчинение общества государству», отсутствие «гарантий частной собственности и прав граждан». Для западной цивилизации, наоборот, характерны гарантии частной собственности и гражданских прав как стимул к инновациям и творческой активности; гармония общества и государства; дифференциация власти и собственности (Е. Гайдар). В такой цивилизационной трактовке Россия выглядит обществом восточного типа.
А. Ахиезер также различает два типа цивилизаций — традиционную и либеральную. «Традиционной цивилизации присуще господство статичного типа воспроизводства,
2. Зак 430
История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
который нацелен на поддержание общества, всей системы социальных отношений, личности в соответствии с некоторым идеализирующим прошлое представлением». В либеральной цивилизации «господствующее положение занимает интенсивное воспроизводство, которое характеризуется стремлением воспроизводить общество, культуру, постоянно углубляя ее содержание, повышая социальную эффективность, жизнедеятельность».
Россия, считает Ахиезер, в своем историческом развитии вышла за рамки традиционной цивилизации, встала .на путь массового, хотя и примитивного, утилитаризма. Но, тем не менее, не сумела преодолеть границу либеральной цивилизации. Это означает, что Россия занимает промежуточное положение между двумя цивилизациями, что позволяет говорить о существовании особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений И культуры обеих цивилизаций.
Основными категориями социокультурной динамики России как промежуточной цивилизации являются инверсия и медиация. Для инверсии «характерна напряженная направленность деятельности на воспроизводство определенного типа общества. Господство инверсии в каждый момент времени не требует того, чтобы долго и мучительно вырабатывать принципиально новые решения, но открывает путь быстрым, логически мгновенным переходам от настоящей ситуации к идеальной, которая, возможно, в __новых одеждах воспроизводит некоторый элемент уже накопленного культурного богатства. Медиация, наоборот, обусловливает конструктивную напряженность человеческой деятельноеги на основе отказа от абсолютизации полярностей и максимизации внимания к их взаимопроникновению, к их сосуществованию друг через друга.
Другой особенностью России как промежуточной цивилизации, по мнению Ахиезера, является раскол культур и социальных отношений. При этом раскол рассматривается как патологическое состояние общества, характеризующееся застойным противоречием между культурой и социальными отношениями, между субкультурами одной культуры. Для раскола характерен «заколдованный крут»: активизация позитивных ценностей в одной из частей расколотого общества приводит в действие силы другой части общества, отрицающей эти ценности. Опасность раскола
СОСТОИТ в том, что он, разваливая нравственное единство общества, подрывает саму основу для воспроизводства этого единства, открывая путь социальной дезорганизации.
Л. Семенникова выделяет три типа цивилизации: «непрогрессивную форму существования», «циклическое» и •прогрессивное развитие». К непрогрессивному типу она отнесла «народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой». К циклическому типу развития — восточные цивилизации. Прогрессивный тип представлен западной цивилизацией, начиная с пнтичкости до наших дней.
Оценивая место России в кругу этих цивилизаций, Л. Семенникова отмечает, что она не вписывается полностью ни в западный, ни в восточный тип развития. Россия, не являясь «самостоятельной цивилизацией», представляет собой «цивилизанионно неоднородное общество». Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным централизованным государством с великорусским ядром. Россия, геополитически расположенная между двумя ведущими центрами цивилизационного влияния — Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту. Поэтому Семенникова вслед за В. Ключевским, Н. Бердяевым, Г. Федотовым подчеркивает, что в российском обществе неизбежно сказывается как западное, так и восточное слияние, Россия представляет собой как бы постоянно «дрейфующее общество» в океане современных цивилиза-ционных миров.
Наряду с такими концепциями российской цивилизации в настоящее время существуют и ярко выраженные ее дивергентные варианты. Так, О. Платонов считает, что русская цивилизация принадлежит к числу древнейших цивилизаций. Ее базовые ценности сложились задолго до принятия христианства, в I тыс. до н. э. Опираясь на эти ценности, русский народ сумел создать величайшее в мировой истории государство, гармонично объединившее многие другие народы. Такие главные черты русской цивилизации, как преобладание духовно-нравственных основ над материальными, культ доброты и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллективистских форм демократии, воплотившихся Б общине и артели, способ-
2*
_______________________________________ 36
ствовали складыванию в России также самобытного хозяйственного механизма, «функционирующего по сзоим внутренним, только ему присущим законам, самодостаточного для обеспечения населения страны всем необходимым.
В целом, надо отметить, что изучение российской цивилизациив отечественной науке только начинается. К наиболее часто выделяемым признакам российской цивилизации относятся; а) самодержавная форма государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; б) коллективистская ментальность; в) незначительный объем экономической свободы; г) подчинение общества государству (или дуализм общества и государственной власти).
При рассмотрении вопроса о специфике российской цивилизации особое внимание уделяется географическому, геополитическому и культурно-политическому факторам. В частности, отмечается, что огромное пространство, обилие свободных земель порождали привычку к экстенсивным формам хозяйствования, способствовали постоянным миграциям. Неблагоприятные климатические условия, сжатый цикл полевых работ, отсутствие гарантированных урожаев сопровождались хозяйственной аритмией, следствием чего явилось своеобразное сочетание социальной апатии и бунтарской импульсивности.
Отсутствие хозяйственного выбора, размытость отношений собственности сдерживало развитие индивидуалистических начал в толще народной жизни и, наоборот, консервировало общинные традиции землепользования и жизнедеятельности. В результате формировался тип социального поседения, склонный как к социальной апатии и пиетету, так и к безудержному насилию. Взаимное насилие сословий в России — характерная черта социальных отношений в ней.
Обширность территорий требовала огромного государственного аппарата власти и активного контроля им всех сфер жизни общества я прежде всего области хозяйственных отношений, при минимальной эффективности обратной связи со стороны общества. Огромнаяроль государства, его постоянное вмешательство в приватную сферу социальных отношений сдерживало формирование в России гражданского общества.
Раздел 1. Введение в изучение истории
Большое значение, по мнению некоторых историков, имел геополитический фактор. Непрерывная военная угро-М, перманентное соперничество с Западной Европой тре-бовалипостоянных мобилизационных усилий со стороны государства как в области хозяйственных, так исоциальных отношений. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь общества сопровождалось своеобразным закрепоще-пием сословий. Этим самым государство в России стремилось упорядочить функционирование общественного организма, исходя из собственных интересов и потребностей. Отсюда вырастали правовая подавленность и правовой нигилизм низших слоев общества и правовой беспредел бюрократическою аппарата власти.
Все теенге вплетаясь в общеевропейский процесс, российская государственность вместе с тем развивалась на манер азиатских деспотий, что к тому же подкреплялось этатизированным православием. Все это сопровождалось также бурной социальной реакцией со стороны различных сословий, что предопределяло своеобразный маятниковый ритм развития российской государственности, который может быть описан по схеме: реформа — контрреформа — «смутное время» (революция) — усиление этатистского начала.
Роль культурно-политического фактора состояла прежде всего в саморазрастании этатистского начала, которое не оставляло иного способа реформирования страны, кроме своеобразного растворения общества в государстве.
А. В. Лубский
1.6. Какова периодизация истории цивилизации в России?
Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации». По мнению некоторых ис-
История России в вопросах и ответах 38
следователей, было три таких субцивилизации: I) Киевская Русь (примерно с конца X по конец ХШ в., включаяэтапы как киевского, так и владимира-суздалъского и галицко-во-лынсхого политического приоритета); 2) Московская Русь (с начала XIV по конец XVII в.); 3) имперская Россия (с начзла XVIII в. по сей день). Другие историки в качестве особого суо'цившшзационного этапа выделяют советский период (с 1917 г.). Третья — становление киевской субци-вилизацин связывают не с образованием древнерусского государства, а с принятием христианства(конец X в.).
По мнению других ученых, в том ареале, который называется Россией, существовала не одна, а две цивилизации. СIX'(или VI) по конец XIII в. «русско-европейская» (или «славянско-европейская») цивилизация, а с качала XIV в. — «евразийская» (или «российская»). Наконеп, некоторые историки рассматривают советский период в отечественной истории как становление особого типа цивилизации.
А. Ахиезер, считая, что Россия застряла между традиционной и либеральной цивилизациями, говорит о ней как особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Разработав социокультурную концепцию истории России, в основу ее периодизации он положил динамику господствующих в обществе нравственных идеалов — «соборного» и «авторитарного*.Каждому инверсионному циклу, т. е. переходу от одного идеала к другому (прямая инверсия), а затем — возвращению в модифицированном виде к первому (обратная инверсия), соответствует глобальный период истории. Таких периодов в отечественной истории, начиная с основания государственности на Руси, Ахиезервыде-лилтри: 1)1Хв.- 1917 г; 2) 1917-1991 гг.; 3) с 1991 г.
Л, Семенникова в основу периодизации цивилизацион-ного развития России кладет прежде всего политический фактор.
Сторонники «двух цивилизаций» в России исходят из того, что на рубеже XIII—XIV вв. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой интеграции, т. е. цивилизационной основой России, становится государственность, формирующаяв обществе и особый нормативно-ценностныйпорядок. В это время меняется социальный генотип: Россия переходит с эволюционного
Раздел 1. Введение в изг/чение истории
намобилизационный путь развития. Традиционное обще-(I по уступает место мобилизационному с особым типом социальных связей, основу которых составляетминистериа-ЛИТет.В это же время, согласно «пассионарной» концепции Л. Гумилева, начинается генезис нового — русского — этноса, а затем российского суперзтноса. По наблюдениям некоторых исследователей, центральным моментомв процессе формирования российской цивилизации был социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культурына две части — крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующихпо технологии подсечно-огкевого земледелия,с одной стороны, и христианско-лравославного мира: князей, церкви, горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, — в единое российское общество. В это время был сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами экономики в пользу последних. Следствием чего стаяопревращение кратковременного для Западной Европыпроцесса — колонизации и распашки земель — в длительный и стержневой для истории России процесс. Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной культуре «идеал повиновения ипокаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания» и близкого в этом плане идеологическим постулатам западной ветви христианства с ее принципом «молись и работай». Бшвная ценность христианства — спасение души после смерти, — с одной стороны, и труд как ценность, с другой стороны, оказались отделены и противопоставлены друг другу.
В рамках древнерусской («русско-европейской») цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: «киевскую», «новгородскую», «северо-восточную» и «юго-западную». Киевская субцивилизация прекратила существование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация— в XVв. входе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIVв. Литовской Руси, которая после объединения с Польшей вошла в состав западноевропейского цивилизационного ареала. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться в
XIV в. «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой российской («евразийской») цивилизации,
В рамках российской («евразийской») цивилизации можно выделить в качестве субцивилизаций «Московское царство» и «Литовскую Русь», «императорскую Россию», «СССР». После распада СССР начался новый, «постсоциа-листический» этап субцивилизационного развития России.
А. В. Лубский
1.7. В чем особенность развития России как мобилизационного общества?
Можно выделить несколько типов общественного развития: эволюционный, инновационный и мобилизационный. Эволюционный тип представляет собой естественноисто-рическое развитие за счет постепенного вызревания факторов и условий социально-экономической динамики без сознательного вмешательства людей в общественные процессы.
Основу инновационного и мобилизационного развития, напротив, составляет целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование всех сторон жизни общества. Инновационный тип — это процесс поиска и реализации нововведений, позволяющий повысить эффективность функционирования общественного производства и усилить степень реализации потребностей членов общества за счет сознательного культивирования внутренних факторов развития, прежде всего таких как наука и техника, область применения которых постоянно расширяется во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Мобилизационный тип развития осуществляется за счет сознательного вмешательства в механизмы функционирования общества. Такой тип развития является или средством выхода из застойного состояния, или инструментом ускорения эволюционных процессов, т. е. таких процессов, когда стимулы «к самовозвышению и самоусовершенствованию человеческой популяции и условий ее существования формировались исключительно как реакция на внешние
Раздел 1. Введение в изучение истории
возмущения» (А. Г. Фонотов). Поэтому мобилизационный тип развития представляет собой один из способов адаптации социально-экономической системы к реальностям из ■ меняющегося мира и заключается в систематическом обращении в условиях стагнации или кризиса к чрезвычайным мерам для достижения экстраординарных целей, представляющих собой выраженные в крайних формах условия вы живания общества и его институтов.
Можно выделить несколько характерных черт мобилизационного типа развития. Во-первых, он используется прежде всего в тех ситуациях, когда необходима быстрая реакция системы на создавшиеся условия, угрожающие ее существованию. Во-вторых, для мобилизационного типа развития обязательной является строгая определенность его чрезвычайных целей, таких, например, как ликвидация разрыва и отставания, выход на заданные рубежи, обретение лидерства в определенной области, устранение внешней угрозы. Строгая определенность целей, выступающая как основной мотивирующий и ориентирующий элемент, позволяет концентрировать на приоритетных направлениях ресурсы и сверхусилия, обеспечивающие быстрое достижение {любой ценой) этих целей. В-третьих, из самой природы чрезвычайных целей вытекает высокая интенсивность функционирования системы для скорейшего выполнения поставленных задач, поскольку их решение в определенные сроки является условием выживания самой системы. Обычно, необходимая для достижения чрезвычайных целей интенсификация сверхуснлий сопровождается временным отключением экономических механизмов и сверхэксплуа-тацией трудовых ресурсов. В-четвертых, важным признаком мобилизационного развития является высокоцентрализованная система управления, носящего «механистический» характер. Это — нормативистекая, программно-целевая модель управления, поскольку будущее состояние системы конструируется в качестве желаемого ее устройства. Сильной стороной данной системы управления являетсяспособ ность его субъекта быстро решать поставленныезадачи, поскольку конкретность Целейи планов позволяет сосредоточивать усилия и ресурсы по их выполнению наважнейших участках и достаточно эффективно контролировать этот процесс. Государство при такой «жесткой»системе управления, выступая его основным субъектом, наиболее
-ГА
полно реализует свою функцию как монополия принудительной власти, поскольку такое управление предполагает внеэкономическое принуждение и подчинение тех элементов управляемой системы, которые выбиваются из общего движения к целя. Слабость такой модели управления кроется 8 изначальной посылке, что будущее состояние общества как сложной системы может быть сконструировано, что цели развития могут быть определены без учета его социокультурной специфики, что существует некое оптимальное социальное решение до его реализации. Все это порождает иллюзию того, что «власть всесильна», если она опирается на модель управления, построенную по логике: «цель — средства — принуждение».
Основу российской (евразийской) цивилизации составлял мобилизационный тип социального развития.
В литературе неоднократно обращалось внимание на то, что Россия время от временипод влиянием внешних факторов попадала в чрезвычайные обстоятельства, и необходимость выживания общества вынуждала российские правительство обращаться к чрезвычайным средствам. Отмечая эту характерную чергу российской истории, П. Милюков подчеркивал, что именно она обусловила возникновение на необозримых просторах между Востоком и Западом «воен но-национального государства». Преобладание внешних факторов роста над внутренними, по мнению П. Милюкова, определило специфику политической эволюции России, без уяснения которой трудно понять развитие других сторон русского общества. Эти факторы обусловили также и последующий рост Российского государства, опережавшего в своей эволюции потребности внутренней социально-экономической жизни.
Доминантой и основной движущей силой развития «военно-национального государства? была перманентная потребность в обороне и безопасности, которая сопровождалась политикой внутренней централизации и внешней экспансии. Такая политика обеспечивала территориально-государственную целостность и блокировала тенденции к дезинтеграции за счет прежде всего авторитета власти и насилия, с помощью которых политический режим принуждал население принимать любые лишения при решении задач мобилизационного развития. Этот массированный потенциал насилия, которым обладала государственная
Раздел 1. Введение в изучение истории
власть в России, выдвигал политические факторы на пер-ное место среди прочих источников этого развития.
Таким образом, одной из особенностей мобилизационного развития России было доминирование политических факторов и, как следствие, гипертрофированная роль государства в лице центральной власти. Это нашло выражение в том, что правительство, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно брало инициативу на себя, систематически используя при этом различные меры принуждения, опеки, контроля и прочих регламентации. Неэффективные с социально-экономической точки зрения методы экстенсивного хозяйствования компенсировались в России природными ресурсами, широким использованием принудительного труда и военными приобретениями.
В современной литературе отмечается, что на протяжении всей российской истории природные ресурсы представляли собой мощнейший источник компенсации разорительных методов хозяйствования. Эксплуатация природных богатств страны в периоды острых экономических и социальных потрясений позволяла включать практически неисчерпаемые факторы стабилизации и в существенной мере тормозить сползание страны к кризису.
Большую роль в качестве фактора компенсации в России играл принудительный труд. До отмены крепостного права в 1861 г. в стране преобладали его открытые формы, причем не только в сельскохозяйственном, но и в промышленном производстве. Обращение к принудительному труду в широких масштабах было обусловлено тем, что государство (начиная с Петра I), насаждая фабрично-заводскую промышленность, стремилось к достижению своих целей при отсутствии соответствующих социально-экономических условий и платежных средств.
В пореформенный период в условиях быстрого развития капиталистических отношений резко возросла численность вольнонаемных рабочих, однако роль скрытых форм принудительного труда еще долгое время оставалась значительной. Это находило свое выражение не только в сохранении целого ряда государственных повинностей и общинных работ в деревне, выполнявшихся бесплатно, но и в артельных формах найма рабочих, натуральных видах заработной платы, значительных штрафах, низкой стоимости рабо-