МОСКОВСКАЯ РУСЬ. 1 страница
Раздел 3
Quot;
I
I
!
Литература
I
I
Ш_____________________________________
I
I
История России в вопросах и ответах
История человечества представляет собой процесс, полный подвигов и трагедий, сопряженный с неутихающей борьбой добра и зла, противоположных сил и классов, тенденций и доктрин. В ходе этой борьбы развился гуманизм как величайшее направление мысли и объективная тенденция истории, видоизменяясь от эпохи к эпохе начиная с античности. Поэтому нельзя сводить гуманизм к одной буржуазной форме, к ценностям только западной цивилизации, выдавая их за всеобщие и единственные.
В учебном пособии содержатся плюралистические подходы и оценки, которые иногда противоречат друг другу, одновременно дополняя и обогащая самих себя. Исторический факт по природе своей несет в себе противоречие его важно не втискивать в прокрустово ложе очередной моноидеологии, а понять и разобраться в его сущности. Но это не может означать торжества позитивистского подхода. Безоценочная история — это нонсенс и поэтому важно определить такие приоритеты, которые поставили бы историка выше социально-классовых, партийно-политических идеологий и догм. Такой консолидирующей концепцией, которая может объединить здравомыслящее большинство всей российской нации, является концепция государственного патриотизма.
Развитие этой ориентации означает новое освоение «русской идеи», приоритет интересов государства и общества, укрепление православия и других традиционных религий, умножение исторических традиций соборности, общинности, соучастия, устремленности к справедливости, добру, красоте, общественному согласию, равноправию; культ духовных, а не материальных ценностей.
Все слои населения современной России объективно заинтересованы в укреплении российской государственности, целостности и безопасности страны, и в этом — будущее.
В условиях плюралистической многополярной мировой цивилизации обострились международные противоречия, что поставило в повестку дня проблему защиты российских геополитических интересов. В силу этого необходимо воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Национальное самосознание, стихийно приобретенное из естественного патриотизма, может превратиться в государственный, гражданский патриотизм только в результате це-
Предисловие
ленаправленных и систематических усилий всего общества, в томчисле преподавателей истории.
Безусловно, нельзя рассматривать патриотическое воспитание с позиций «история — средство, воспитание — цель». Исторический опыт недавнего прошлого, когда официозная пропаганда пыталась навязать определенный кодекс поведения путем вдалбливания готовых истин, доказывает бесперспективность такого подхода. Патриотизм нуждается в научном обосновании и в эффективных методах воспитания. Предлагать учащимся материал, в котором фиксируется внимание только на светлых или черных страницах истории, значит добиться противоположного — антипатриотического эффекта. Важно добиваться общего понимания исторического процесса, исходя из требований объективности, историзма, научной истины. Нужно учиться у Карамзина, Ключевского, Соловьева, давших образцы великолепной «патриотической учительности», а не ссылаться на то, что не каждому дан их талант. Воспитание патриотизма не может означать утверждения в общественном сознании «презумпции правоты» каждого народа. Ни один народ не является носителем богоизбранности и абсолютной истины, но каждый имеет собственные, иногда отличные друг от друга, геополитические интересы, успехи и поражения.
Великий русский философ В. Соловьев писал: «Как отдельные человеческие личности, так и целые нации стоят перед задачей восполнить друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а наоборот, являя его в предельной полноте. Истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т. е. взаимодействие и солидарность всех и для самостоятельной жизни каждого».
Если мы включаем патриотизм в систему духовных ценностей, если мы считаем его необходимым элементом мировосприятия, отражающим принадлежность к национальной культурной исторической традиции, если мы признаем невозможным абсолютный отказ историка от оценочных суждений, то постановка вопроса о патриотическом воспитании историей является не только логичной, но и жизненно необходимой.
Цивилизационный подход к истории в сочетании с элементами традиционного социально-классового подхода
История России в вопросах и ответах
Предисловие
позволяет реально и более всесторонне раскрывать развитие как мировой, так и российской цивилизации.
Поскольку цивилизационные целостности не могут носитфункционального характера, то их объединяет общность глубинных свойств входящих в них групп и индивидов. Цивилизационный подход логично выдвигает на первый план человеческий аспект, процесс выявления в истории личности, индивидуальности. Анализ личности и ее конкретной деятельности раскрывает дифференциацию общественного бытия. Именно личности политических лидеров активно воздействуют на ход исторического процесса, на политику партий и государств. При всех социально-экономических закономерностях развития общества влияние политической личности часто приобретает решающее значение, особенно в кризисных ситуациях. Без понимания индивидуальных характеристик лидеров партий и движений часто трудно оценить изменения в мировой и региональной политике, понять содержание исторических событий. Поэтому в сборник включены историко-биогра-фические материалы. Ряд материалов пособия выходит за рамки учебного курса, так как содержит элементы историографии, оценки современного политического процесса.
Составитель пособия согласен считает, что необходимо преодолевать настроение нигилизма по отношению к отечественной истории, поисков в ней исключительно элементов деспотизма, репрессий, мракобесия и реакции, которые конечно же были, но не определяли уникальный исторический путь развития российской цивилизации.
В настоящем учебном методическом пособии материал отечественной истории интерпретируется через понятие цивилизации. Следует учесть, что цивилизационная методология, несмотря на свою актуальность, по-прежнему не имеет однозначно принятых теорий или концепций. Аморфность и размытость данной теории, разноголосица авторов делают затруднительным ее усвоение студентами. В нашей книге предлагается оригинальная версия видного ростовского историка-методолога А. В. Лубского, которая отличается стройностью и логичностью, хотя тоже не является истиной в последней инстанции.
Пособие написано в форме ответов, которые, как правило, содержат предварительные справки об уже суще
ствующих в литературе оценках. Разделы имеют списки рекомендованной литературы.
В заключение следует подчеркнуть, что данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с новыми профессионально-образовательными требованиями и дидактическими единицами Госстандарта Российской Федерации.
В 3-е издание включены дополнительные материалы по ряду проблем, в том числе по вопросам культорологических характеристик Российской цивилизации, истории советского общества, современного развития России, истории политических элит России и др. Значительное дополнение пособия осуществлялось при активном творческом участии И. М. Узнародова и П. Я, Циткилова, Я. А. Перехова, В. В. Черноуса, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатовой, А. В. Понеделкова, А. М. Старостина.
С. А. Кислицын
История России: концепция учебного курса в вузе
Современная российская высшая школа преодолевает некоторый упадок, связанный с системным социально-экономическим кризисом, разразившимся в 90-х гг. в стране. Высшее образование, как процесс освоения систематизированных научных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной высококвалифицированной деятельности, зависит от состояния науки, техники, экономики, всего народного хозяйства. Резкое сокращение производства, в первую очередь наукоемких отраслей промышленности, падение уровня оборонного комплекса и др. обусловили недостаточную невостребованность инженеров и других специалистов. Снижение финансирования высшей школы поставило вопрос о самом существовании вузов, особенно в регионах. Все это вместе взятое вызвало кризис воспитания специалистов, отставание качества образования от потребностей общества.
Воспитание сопряжено с образованием и всегда социально ориентировано, это процесс установления духовного соответствия личности требованиям доминирующих в обществе настроений и духовным ценностям, воспроизводства исторически выработанной культуры. Естественно, что нарушение исторической преемственности поколений, ломка духовных ценностей и замена их чуждыми культами вызвали кризис воспитания и образования. Наиболее заметен этот кризис в гуманитарной сфере, где, с одной стороны, идет активный процесс обновления учебного материала, с другой стороны, происходит в той или иной степени смена мировоззренческих ориентиров преподавателей, что создает неблагоприятный воспитательный эффект. На современном этапе стало очевидным, что примитивная замена в обществе оценочных знаков «плюс» на «минус», и наоборот, не приводит к улучшению исторического обра-зова; еия, так как необходимо усвоить все лучшее из прошлого и, преодолевая былую идеологическую одномерность, не впадать в новую. Необходимо воссоздать свойственное российскому образованию стремление к нравственному и ин-
9 История России: концепция учебного курса в вузе
теллектуальному совершенствованию. Прогрессивное развитие общества возможно только на основе истории и культуры, сформировавшихся на протяжении веков в рамках российской цивилизации. Перед высшей школой во весь рост встала задача воспитания нового поколения специалистов, которое обладало бы качествами и характеристиками, соответствующими потребностям постиндустриального, информационного общества. Известные ученые Пригожий и Стенгерс считают, что образование должно исходить из следующих принципов: 1) ориентация на активное и творческое преобразование окружающей среды; 2) формирование новых потребностей, соответствует возвышению человека; 3) формирование человека, адаптирующего производство к сбоим качествам; 4) использование принципиально новых поисковых решений; 5) приоритетное финансирование образования; 6) ориентация на творчество и воспроизводство новых материальных ценностей; 7) содействие выходу системы образования на «точку бифуркации», т. е. решающей фазы развития. В условиях России эти принципиально важные положения необходимо дополнить требованием воспитания патриотизма, гражданственности. В стране складывается сложная двухполюсная политическая система, в которой очень сложно сделать правильный, единственно возможный выбор. Этот выбор должен происходить не на основе политической конъюнктуры, а на базе правильно понятых национальных долгосрочных исторических и геополитических интересов России. Кроме того, окружающий мир после слома былого баланса мировых сил стал многофакторным и многополярным, неустойчивым, конфликтным, что диктует необходимость защиты всеми доступными способами геополитических интересов России. Причем подобная задача не является чем-то исключительным в мировой практике. В США, Федеративной Республике Германии, Японии патриотизм почитается одной из высших ценностей. Здесь абсолютно недопустимыми считаются оскорбление национальных символов, принижение национальной истории, ущемление государственных интересов.
В свете этого трудно согласиться с мнениями отдельных авторов, настаивающих на некоей делолитизации и денационализации исторического знания. Синдром аполитичности уже сыграл негативную роль в последних собы
Истории России о вопросах и ответах
История России: концепция учебного курса в вузе
ТИЯХи России. Тенденция антигражданственности является тормозомв осознании подрастающим поколением своей гражданскойответственности за судьбу Отечества.
Как воспитать молодежь в духе патриотизма, гордости за свою Отчизну? Конечно, здесь нужна особая стратегия государства в образовательной сфере. Патриотизм не может бытьдан от природы и быть всегда самодостаточным, особенно в условиях гуманистического кризиса, когда наблюдается рост технократизма, бездуховности, культа примитивного потребительства, жестокости и преступности.
Если молодежь в процессе профессиональной подготовки не будет понимать смысла и значения своей деятельности для Отечества, если она не усвоит лучших достижений отечественной историко-философской мысли, не изучит основ отечественной истории — она потеряет себя, а государство — своих граждан. Поэтому жизненно необходимо воспитание на основе истории российской цивилизации, русской культуры, идеалов российского патриотизма. Преподавание отечественной истории дает такую возможность.
Во-вторых, изучение опыта преподавания истории в разных вузах, рабочих программ курса, учебно-методических пособий, опубликованных за это время, показывает, что очень часто вместо полноценной истории России читается курс отечественной истории в основном XX столетия. Что касается содержания, то надо отметить определенную его аморфность, материал по темам не связан структурно. Некоторые учебные курсы вообще представляют собой простой «ворох» тем или проблем, расположенных в историкохронологнческой последовательности.
В-третьих, отказавшись от употребления понятия общественно-экономической формации, историки зачастую не вносят ничего нового в содержание «новых курсов». При этом сохраняется сама схема (формационноредукционистская подача материала: экономика — социальные отношения — политика — культура.
Новые тенденции проявились в том, что, с одной стороны, наблюдается увлечение схемами Ключевского и Платонова (рассматривается влияние географической среды на русский исторический процесс, больше стало политических деталей и меньше материала экономического характера, особое внимание уделяется историческим портретам). С другой стороны, привлекается материал учебников иност-
ранных авторов, переведенных на русский язык в последнее время.
И, наконец, самой распространенной новацией является введение в учебный язык понятия цивилизации. Делается это, как правило, без какой-либо предварительной его смысловой интерпретации, что не приводит к существенным изменениям ни тематики лекций, ни их содержания.
В целом можно сделать вывод о том, что во многих вузах еще не сложилась концепция преподавания курса истории как одной из учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Создание такой концепции определяется следующими факторами: представлениями об истории как научной дисциплине и состоянием разработок ее научно-исследовательских проблем, целями преподавания этой учебной дисциплины, обусловленными современными методами обучения, нормативно-государственными стандартами, задающими определенные параметры содержательного и методического характера, интегративными связями с другими социально-гуманитарными курсами, традициями их преподавания, спецификой студенческой аудитории, методологическими и социокультурными ориентациями преподавателей.
В исторической науке можно выделить несколько моделей познавательной деятельности. Наиболее ранняя из них — классическая модель, с жестким разделением субъекта и объекта познания, предметом которого выступает надындивидуальная историческая реальность, из которой выводится (или к которой сводится) деятельность людей прошлого. Эта модель базируется на рационально-сциентистской методологии социологизма, согласно которой историческая реальность воспроизводится в сознании исследователя. Различного рода исторические теории выполняют здесь репрессивную функцию по отношению как к ученому, так и к самой исторической реальности.
В основе неклассической (модернистской) модели лежит принцип номинализма, ориентирующий исследователя на изучение прежде всего повседневной жизни человека. В рамках этой модели личность, этнос, социум рассматриваются как разные исторические реальности, механизм взаимодействия которых включает в себя как моменты адаптации и компенсации, так и моменты конфронтации и
История России в вопросах и ответах
История России: концепция учебного курса в вузе
трансформации. Жизнь человека при этом также воспроизводится, но не в результате рационального осмысления, а понимания «чужой» жизни путем «вживания» в нее с помощью принципов и методов герменевтического ее истолкования.
Классическая и модернистская модели исторического исследования исходят из возможности абсолютного субъекта познания и воспроизводства исторической реальности. Постмодернистская модель такую возможность отвергает. Реализуя феноменологический подход и принципы неклассической герменевтики, эта модель абсолютизирует репрессивные функции субъекта исследования, который в рамках смыслового поля своей культуры переосмысливает4 значения «чужих» культур и на этой основе повседневность прошлого воспроизводится сознанием субъекта познания. Современное состояние исторической науки в нашей стране характеризуется прежде всего следующими чертами. При сохранении традиций классической модели в тематике исследования и методологических подходах наблюдается переход от монистической интерпретации истории к плюралистической. Это выразилось в осознании того, что не существует универсальных познавательных средств, что научная деятельность — это всегда выбор и прежде всего — методологических ориентации.
Все больше внимания наряду с выяснением исторических закономерностей уделяется изучению исторического своеобразия. Изучение исторического процесса и структур дополняется исследованием социальной повседневности и ментальностей. Особый интерес вызывают проблемы этно-истории. В методологическом плане стремление объяснить историю сопровождается попыткой понять людей прошлого, вжиться в их социокультурное пространство, иное, чем у современного человека. Этим обусловлено повышенное внимание к такой проблеме, как история цивилизаций.
При выработке концепции преподавания истории в высшей школе надо учитывать также современные подходы и методы обучения. В связи с этим надо иметь в виду следующий момент: если XIX в. был веком энциклопедизма, а XX — теоретизма, то XXI — станет, по мнению многих историков науки, веком методологизма.
Этим обусловлен тот факт, что все большее внимание уделяется обучению познавательной деятельности, а в об-
ласти методики преподавания преимущество отдается тем методам, которые ориентируются не на репродукцию знаний, а на активизацию познавательной самостоятельности студентов.
В этом плаке можносформулировать и некоторые цели преподавания истории в высшей школе. Конечно, студент должен уметь описывать исторические события, т. е. знать фактический материал, но факты не должны иметь самодовлеющего значения. Он должен знать алгоритмы объяснения исторических событий, используя при этом возможность выбора той или иной системы теоретического знания. И особенно важно, чтобы он понимал людей прошлого.
Студент должен уметь самостоятельно усваивать исторические знания и быть способным индивидуальной интерпретации истории.
Преподавание истории, во-первых, преследует цель сформировать у студентов определенную систему эмпирических, теоретических и аксиологических представлений об исторических процессах в мире, о специфике различных цивилизаций, об историческом развитии стран, народов, социумов, человека. Во-вторых, ставится задача активизации познавательной самостоятельности студентов в плане обучения их а чгоритмам познавательной деятелы гости, методам рационального объяснения исторических феноменов, а также способам их понимания в ходе культурологической интерпретации. В-третьих, требуется инициировать у студентов потребность и способность к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности.
Выбор этих ориентации зависит от многих факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Историческое сознание— один из таких факторов. В рамках дилеммы «общество — человек» историческое сознание является надындивидуальной реальностью, т. е. внешним по отношению к человеку фактором, или, наоборот, внутренней его духовной интенцией. Поэтому часто, хотя это не совсем корректно, выделяют уровни исторического сознания: «индивидуальное» — «групповое», втом численациональное и даже глобальное, если признается существование единой человеческой цивилизации.
Преподавание истории создает нормативно-эпистемологическое и нормативно-цен постное пространство, в рамках
История России в вопросах и ответах
которого и происходит формирование индивидуального исторического пространства.
Поэтому индивидуальное историческое сознание, его формы и структура во многом будут зависеть от того, каким будет зто пространство.
Для успешной реализации такого рода системы целей преподаватель должен профессионально владеть современными методами активного обучения, знать и использовать в учебном процессе достижения зарубежной и отечественной исторической науки как в области предметных, так и методологических знаний. Б зависимости от профиля вуза и потребностей студентов преподаватель должен определять не только объем исторических знаний, но и уровень освоения их содержания. Обычно выделяют три таких уровня: ознакомительный, репродуктивный и креативный.
Ознакомительный уровень предполагает получение самых общих представлений об основных тенденциях мировой истории и ее особенностях в России. Репродуктивный уровень — умение воспроизвести полученные знания в области категориального аппарата исторической науки, ее основных теорий и проблем, всемирной истории, специфики развития различных цивилизаций, российской истории. Креативный уровень требует умения самостоятельно изучать и понимать исторические феномены, в том числе и духовные интенции жизнедеятельности людей.
При выборе логики построения учебного курса истории следует исходить не только из тех блоков знаний, которые задаются государственными стандартами или спецификой вуза, но и из того, что существуют две противоположные позиции в решении дилеммы «общество — человек»: социологизма и номинализма. Первая предполагает изучение истории прежде всего как надындивидуальной реальности. Вторая позиция, наоборот, ориентирована на изучение в истории человека, служащего ключом для интерпретации истории общества.
Учебный курс может вполне учитывать разные методологические ориентации, реализуя как социоцентристский, так и антропоцентристский подходы при раскрытии той или иной темы в зависимости от ее содержания и специфических задач, которые ставит преподаватель при ее изложении.
Кроме того, преподаватель должен определиться, где и когда у него будет преобладать в курсе истории описание
15 История России: концепция учебного курса в вузе
(фактография), объяснение {теоретические конструкты) или понимание (интерпретация) исторических артефактов или духовных интенций их создателей.
Структура содержания курса: последовательность тем, алгоритм расположения в них материала будет во многом зависеть не только от методологических и социокультурных ориентации самого преподавателя, но и от профиля И регионального местонахождения вуза, подготовленности студенческой аудитории.
Однако независимо от данных обстоятельств студент, изучивший дисциплину «История», согласно нормативно-государственным стандартам, должен:
1. Понимать характер истории как науки и ее место в си
стеме гуманитарного знания.
2. Иметь научное представление об основных эпохах в
истории человечества и их хронологии.
3. Знать основные исторические факты, даты, события
и имена исторических деятелей.
4. Владеть основами исторического мышления, уметь
выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, ка
сающимся ценностного отношения к историческому про
шлому, формам организации и эволюции общественных
систем, вкладу народов мира, России, крупных историчес
ких деятелей в достижения мировой цивилизации.
5. Уметь работать с научной литературой по истории,
иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов
и явлений общественной жизни на основе исторического
материала.
6. Иметь, представление об источниках исторического
знания и приемах работы с ними.
7. Получить дополнительный стимул к развитию черт
интеллигентной личности:
— способность к аналитическому мышлению;
— стремление к расширению своей эрудиции на осно
ве интереса к истории;
— способность понять и объективно оценить достиже
ния культуры на основе знания исторического кон
текста их создания;
— способность к диалогу как способу отношения к
культуре и обществу
А. В. Лубский, С. А. Кислицын
Раздел 1. Введение в изучение истории
Раздел 1 ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ
1.1. Что такое исторические источники и как они классифицируются ?
К. историческим источникам относится все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов вспомогательной исторической дисциплины — исторического источниковедения.
Многие классики отечественной истории решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Одну из самых удачных классификаций источников предложил А. С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания. Согласно этой схеме, к остаткам относились остатки культуры и исторические факты, а преданиями считались изображения и интерпретации фактов. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского была распространена в досоветской историографии и повлияла на классификацию советского источниковедения.
В 1930—1960-х гг. предлагалось несколько вариантов ти-пологизации источников. М. Н. Тихомиров взял за основу классификацию источников на исторические факты и предания. А. А. Зимин исходил из деления источников на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внутренней и внешней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. Кроме этого, в исторической литературе был распространен принцип различия источников по их происхождению в рамках опре-
деленной общественно-экономической формации. Однако последняя классификация вызывала затруднения в использовании, поскольку в пяти формациях нужно было еще выделять виды источников, кроме того, количество видов и спецификация источников в формациях отличались.
Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в настоящее время. Очень удачной и универсальной признается классификация Л. Н. Пуш-карева,А. П. Пронштейна, И. Н. Данилевского. По этой схеме источники делятся на семь типов, групп или категорий:
1. Письменные источники.
2. Вещественные источники.
3. Устные или фольклорные источники.
4. Этнографические источники.
5. Лингвистические источники.
6. Фотокинодокументы.
7. Фонодокументы.
Удобство этой классификации заключается в ее универсальности, поскольку дает возможность соотнести любой источник к той или другой группе, не меняя при этом классификацию. Другое преимущество схемы заключается в ее логичной структуре.
Другая классификация источников сформулирована в источниковедческих трудах И. Д. Ковальченко, А. А. Кур-носова, С. М. Каштанова и имеет те же преимущества, что и предыдущая типологизация. Здесь источники делятся на четыре группы, категории или типа:
1. Вещественные источники.
2. Письменные источники.
3. Изобразительные (художественные или графические)
источники.
4. Фонетические источники.
Большинство современных исследований ориентируются на названные две классификации. В этих классификациях письменные источники являются самым распространенным типом. Письменные источники делятся на виды или типы по содержанию, происхождению, по отношению к группам документов и на остатки и повествования. Типологическая классификация признается самой удачной, поскольку учитывает форму и содержание источника. Вещественные источники (остатки материальной культуры) классифицируются так же, как и письменные. Среди веще-