Особенности виленского барокко

Список литературы

Инженерно - техническое оборудование здания.

Внутренняя отделка.

Наружная отделка.

Внутренняя и внешняя отделка здания.

Обоснование конструктивного решения здания.

Конструкции специальных элементов зданий.

Окна.

Оконные проёмы проектируемого здания заполняются оконными блоками:

· деревянными (спаренными или раздельными, с двойным или тройным остеклением). Указать серию оконных блоков С или Р, обосновать выбор серии и размеры проёмов;

· блоками из металлопластика.

Описать элементы заполнения оконных проёмов (оконная коробка, остеклённые переплёты, фрамуги, форточки, подоконная доска, наружный водослив); тип створок (глухие, открывающиеся).

Описать гидроизоляцию, крепление коробок к проёмам, заделку зазоров между оконной коробкой и стеной.

При наличии витрин и витражей описать конструкцию, применяемый материал, крепление, остекление.

 

 

2.11. Двери.

Описать размеры дверных проёмов; типы и марки применяемых дверных блоков. Описать конструктивное решение полотен; остекление; способ открывания; крепление к стенам; гидроизоляцию; заделку зазоров.

Описать балконные двери.

Дать ведомость проёмов окон, дверей и ворот, спецификацию элементов заполнения проёмов.

 

Ведомость проёмов окон, дверей и ворот.

 

Рис.2.11.1. Пример выполнения ведомости проёмов, дверей и ворот.

 

 

Спецификация элементов заполнения проёмов

Рис.2.11.2. Пример выполнения спецификации элементов заполнения проёмов.

 

Описать несущую конструкцию, состав пола и конструкцию ограждения, балконов, эркеров, лоджий.

 

 

Выполнить по согласованию с руководителем расчёты:

· теплотехнический расчёт ограждающих конструкций;

· расчёт звукоизоляции конструкций перегородки и перекрытия.

Приложить необходимые таблицы, графики и чертежи.

 

 

 

Описать принятый в проекте способ отделки цоколя, стен, отдельных деталей стен.

В панельных и крупноблочных стенах описать герметизацию швов стеновых конструкций; оштукатуривание, побелку, предварительную подготовку деревянных и стальных конструкций к покраске, отделочный слой заводского изготовления.

Могут быть другие виды наружной отделки стен – лицевой кирпич, оштукатуривание, облицовка керамической плиткой и другие.

 

Составить ведомость отделки помещений (рис.4.2.1.).

 

Ведомость отделки помещения

 

Рис.4.2.1. Пример ведомости отделки помещений.

 

 

Должно быть последовательно описано:

· отопление с указанием источника, системы отопления (водяное, паровое, воздушное, лучистое), типы нагревательных приборов (радиаторов, отопительные приборы, калориферы и др.);

· вентиляции с указанием типа (вытяжная, приточно-вытяжная с естественной тягой, с механическим побуждением). Указываются места расположения вентиляционных каналов, вентиляционных камер и шахт;

· водоснабжение с указанием типа (холодное, горячее), источников водоснабжения, систем (хозяйственно-питьевая, техническая, противопожарная, совмещённая), перечня помещений, куда проводиться холодная, горячая вода;

· канализация с указанием типа (общая, раздельная, а также другие типы, куда и в каких местах подключается);

· газоснабжение с указанием источников и приборов потребления;

· лифты с указанием мест размещения и типов (грузовые, пассажирские), грузоподъемности, расположения машинного отделения;

· мусоропроводы с указанием мест размещения, местонахождения мусоросборной камеры.

 

А. Нормативная литература.

 

1. Держстандарт України. Система проектної документації для

будівництва – СПДБ. Загальні положення. ДСТУ Б А.2.4-5-95 (ГОСТ 21.001-

93). – Київ: Держкоммістобудування, 1993. – 4с.

2. Держстандарт України. СПДБ. Основні вимоги до проектної та робочої

документації. ДСТУ Б А.2.4-5-99 (ГОСТ 21.101-97). – Київ: Держкоммістобудування, 1997. – 53с.

3. Держстандарт України. Правила виконання архітектурно-будівельних робочих креслень. ДСТУ Б А.2.4-7-95 (ГОСТ 21.501-93). – Київ: Держкоммістобудування, 1996. – 56с.

4. Державні будівельні норми України. Система стандартизації та нормування в будівництві. ДБН А.1.1-1-93. Київ: Мінбудархітектури України, 1993.-10с.

5. Держстандарт України. СПДБ. Умовні позначення елементів санітарно-технічних систем. ДСТУ Б А.2.4.-8-95 (ГОСТ 21.205-93). – Київ: Держкоммістобудування, 1996. – 14с.

6. ГОСТ 2.304-81. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

7. СниП 2.08.01–89. Жилые здания.

8. ДБНВ. 2.2–94. Жилые здания.

9. ДБН 79–92. Житлові будинки для індивідуальних будинків України.

УкрНДКП уквільсільбуд.

10. СниП 2.08.02–89. Общественные здания.

11. СниП ΙΙ–3–79хх. Строительная теплотехника. Нормы проектирования.

12. СниП 2.01–01-82. Строительная климатология и геофизика.

13. СниП ΙΙ–12–77. Защита от шума. Нормы проектирования.

14. ГОСТ 16289-86. Окна и балконные двери деревянные с тройным остеклением для жилых и общественных зданий. Типы, конструкции и размеры. ЦНИИэп жилища.

15. ГОСТ 6629-88. Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкции.

16. ГОСТ 9561-91. Плиты перекрытий ж/б многопустотные для зданий и сооружений. Технические условия ЦНИИэп жилища.

17. ГОСТ 948-84. Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия ЦНИИэп жилища.

 

Б. Учебная и научно-техническая литература.

1. Шерешевский И.А. Конструирование гражданских зданий. –

Л.: Стройиздат. 1981 – 174с.

2. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Общественные здания. – М.: Стройиздат 1977 – Т ΙV 105с.

3. Т.Г.Маклакова и др. Конструкции гражданских зданий – М.: Стройиздат. 1984 – 135с.

4. П.П.Сербинович. гражданские здания массового строительства – М.: Высшая школа 1974 – 320с.

5. Архитектура гражданских м промышленных зданий. Жилые здания под ред. ШевцоваК.К. – М.: Стройиздат 1988 – 236с.

 

Виленское барокко– научное название позднего барокко в монументальной культовой архитектуре Беларуси и Виленщины (неофициальное название – униатское барокко); созданная на основе творческого синтеза византийского и западноевропейского искусства разновидность художественного стиля барокко, которая распространилась во второй и третьей четверти XVIII в. в ареале распространения Брестской церковной унии на территории Виленской римо-католической епархии. Почвой для произрастания художественных принципов этого стиля стала униатская церковь. Формирование архитектоники униатских храмов на основе традиций местного зодчества, с учетом восточных и западных художественных влияний, литургических требований и конфессиональной символики как католической, так и православной отраслей христианского культа, обусловили яркое национальное своеобразие виленского барокко.

Архитектурные памятники этой школы выделяются утонченностью и вертикализмом пропорций, скульптурной пластичностью фасадов и интерьеров, живописностью и стройностью силуэта, созданного многоярусными ажурными башнями, фигурными фронтонами и волнистыми фасадами. От зрелого белорусского барокко ХVІІ в. с его сдержанностью, массивностью и глубокой внутренней экспрессией виленское отличалось динамизмом, легкостью, свободой. В католическом строительстве второй половины ХVIII в. художественные характеристики виленского барокко нашли меншее воплощение, к тому же для католических храмов этого периода характерны более громоздкие монументальные формы.

великолепного образца позднего барокко — униатского Успенского собора в Витебске.
Этот храм, построенный в 1843 году отличался внушительными размерами и очень редкой для Беларуси планировкой — пятинефовая базилика. В 19 веке храм был перестроен, в результате чего его стиль стал смешанным барочно- классическим. В 30-е годы храм взорвали.

 

 

 

Витебск был городом, в котором виленское барокко было главенствующим стилем. В том же пожаре пострадала и была перестроена в барочном стиле Благовещенская церковь 12 века: В 19 веке ее вновь перестроили уже в псевдо-русском стиле, и в совесткое время уничтожили на три четверти. После падения СССР храм был восстановлен, в виде максимально приближенном к первоначальному

Хрестоматийным памятником виленского барокко стали ворота Базилианского монастыря в Вильне. И яркой демонстрацией того, что храмы виленского барокко не обязательно имеют две башни на фасаде стал новый фасад костела св. Яна: (этот храм изначально был готическим и даже на барочном фасаде видны высокие готические окна первоначальной постройки)

 

 

Еще одним хрестоматийным храмом данного стиля стал Софийский собор в Полоцке. Этот храм получил свой барочный вид также «благодаря» Петру первому. Как известно, первоначальный Софийский собор был построен в 11 веке в византийском стиле. После пожара середины 15 века храм был перестроен в готический храм оборонного типа, и с тех пор еще несколько раз перестраивался. Во время Северной войны, Петр первый перебил находившихся в храме униатских священников и монахов и устроил там пороховой склад. При отходе русских войск из города склад взорвался, и от храма остались только фрагменты.

Только спустя несколько десятилетий по указу униатского митрополита Гребницкого, Глаубиц выстроил новый храм на месте старого. Надо отдать должное, зодчий с уважением отнесся к первоначальному соброру. Сохранившаяся алтарная часть была встроена в новое здание и стала одной из часовен нового собора.

 

одним из ярчайших образцов стала церковь в Березвечье, предместье Глубокого, к сожалению не дошедшая до нас.

Иосиф Корсак в 1643 году основал на берегу озера Березвечье униатский монастырь, который изначально был деревянным, а в середине 18 века на месте деревянных построек был возведен комплекс церкви и монастыря.Вот как выглядел храм в первой половине 20 в.

 

После ликвидации унии, церковь и монастырь перешли православным. В 1919 году поляки передали церковь католикам, а в монастыре разместились польские пограничники (Глубокой находится в непосредственной близости от бывшей советско-польской границы). Во время второй мировой немцы организовали в монастырском комплексе концлагерь. С приходом советских войск в его судьбе ничего не изменилось, только гестаповцев сменили сотрудники НКВД. Монастырь и по сей день используется как тюрьма, для особо опасных заключенных. Поэтому, фотографировать его опасно. Остается смотреть на старые фото: