БИЛЕТ № 8

1. Культура России в первой половине XIX в.: печать, литература, искусство.

Литература первой половины ХIХ в. На рубеже XVIII—ХIХ вв. классицизм в литературе сменяется сентиментализмом. Основоположником сентиментального направления стал Н.М. Карамзин. Однако и сентиментальная литература, воздействуя на чувства читателей, мало затрагивала реальную жизнь. Разлад между идеалом и действительностью вскоре привел к тому, что на смену сентиментализму пришел романтизм в лице В.А. Жуковского, юного А.С. Пушкина. В романтических произведениях изображались сильные страсти, герои действовали в необычной обстановке, проявлялся интерес к национальному прошлому. Наиболее яркое представление о литературе русского романтизма дают стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова.

«Золотой век» в русской литературе начинается с А.С. Пушкина, основоположника русской классической литературы. Творчество Пушкина В.Г. Белинский определил как поэзию жизни, поэзию действительности. Вслед за Пушкиным традиции русской литературы в первой половине ХIХ в. развивали М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. В творчестве Гоголя критический реализм достиг особой остроты.

Последние годы дореформенной эпохи (1845–1855) были, пожалуй, самими тяжелыми для русской литературы ХIХ в. После революционных событий в Европе цензура обрушилась не только на передовой «Современник», произведения Пушкина, Гоголя, славянофилов, но даже на М.П. Погодина, Ф.В. Булгарина, любимца царской семьи В.А. Жуковского. Чуть позже власти признали деятельность цензуры в 1845–1855 гг. цензурным террором. Но именно в эти годы начинали свою творческую деятельность гениальные писатели второй половины ХIХ века – А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.

Просвещение и наука. В области развития просвещения важнейшим событие стало учреждение Министерства просвещения (1802). Факт его появления свидетельствовал о внимании власти к вопросам образования. В 1804 г. проводится реформа среднего и высшего образования. Основной формой среднего образования становится гимназия. Наряду с Московским в первой четверти ХIХ в. основаны университеты в Санкт-Петербурге, Казани, Вильне, Дерпте. По уровню преподавания и образовательным программам им мало уступали лицеи (Царскосельский, Ришельевский, Демидовский, Нежинский). Создаются учебные округа, в которых университеты были поставлены во главе всех средних и низших учебных заведений. В области научных знаний наряду с накоплением фактов интенсивно начинают развиваться естественные науки. Н.И. Лобачевский создал новую систему так называемой неевклидовой геометрии. Открытия физиков В.В. Петрова, Э.Х. Ленца, Б.С. Якоби обогатили знания в области тепловой и электрической энергии, создав условия для их практического применения. Основание в 1839 г. Пулковской обсерватории стало значительной вехой не только для русской, но и для мировой астрономии. В начале века впервые в русской истории состоялась первая кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1821 г. открыли шестую часть света – Антарктиду. Русская историческая наука в первой половине ХIХ в. в значительной степени развивалась под впечатлением, написанной Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского». В целом первая половина ХIХ в. отмечена прогрессом в области просвещения, хотя политика и Александра I, и Николая I в отношении образования носила двойственный характер. Было понимание необходимости народного образования и одновременно опасение, что образование приведет к распространению нежелательных для правительства идей. Отсюда стремление властей ограничить свободу преподавания, гонения на самостоятельно мыслящих учителей и профессоров. Аналогичные меры принимались и в отношении печати. Была введена цензура. Особенно ужесточился контроль над образованием и печатью после подавления восстания декабристов. Николай I чутко уловил опасность распространения свободолюбивых идей именно благодаря образованию, печати и литературе.

Живопись. В академической живописи второй половины XVIII в. считалось недостойным искусства писать то, что видишь вокруг. А.Г. Венецианов в начале ХIХ в. одним из первых русских художников пытался отобразить жизнь такой, какая она есть. Его картины «Гумно», «На пашне», «Жатва», хотя и идеализировали крестьянскую жизнь, все же положили начало развитию бытового жанра.

В первой половине ХIХ в. господствующее положение по-прежнему занимала академическая живопись. Важным явлением не только в искусстве, но и в общественной жизни стала картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» (1836), получившая широкую известность не только в России, но и в Европе. «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день», – написал Е.А. Баратынский. Однако Брюллов работал в отживающих формах, и его живопись позже утратила привлекательность для современников.

Покончить со старым направлением, т. е. академическим классицизмом, внести в живопись жизнь и правду, по замыслу А.А. Иванова, должна была его грандиозная картина «Явление Христа народу». Но когда он ее закончил (а писал он ее более 20 лет), то все переменилось: время, люди и сам художник, который понял, что русскому обществу нужно что-то другое. Предвестником этого «другого», критического направления в русской живописи стал П.А. Федотов. В его картинах «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «Завтрак аристократа» отразилась неприкрытая действительность николаевской России.

Архитектура. В начале ХIХ в. в архитектуре стал доминировать стиль ампир (имперский стиль). Он достиг высокого уровня в синтезе архитектуры и монументальной скульптуры. Ампир позволил отразить во многих постройках пафос победы, одержанной в Отечественной войне 1812 года.

Крупнейшим архитектором этого времени был К.И. Росси. Своими монументальными строениями он придал центру Санкт-Петербурга завершающий вид. Основная черта творчества Росси – система архитектурных ансамблей. Главные работы архитектора – Михайловский дворец с площадью, здание Главного штаба с монументальной аркой, Александринский театр с прилегающей площадью и улицей, ныне носящей имя Росси, и два соединенных аркой здания – Сената и Синода. Таким же монументальным сооружением является Исаакиевский собор по проекту архитектора О.Р. Монферрана – последняя грандиозная постройка в стиле классицизма.

С конца 20-х гг. XIX в. в развитии классицизма наступает кризис. Общественно-экономическое развитие требует новых форм, новых подходов в архитектуре. Художественные идеалы классицизма стали подвергаться резкой критике. На смену классицизму в 30—40-е годы приходит неоготика, восточный стиль. В храмовом зодчестве большое распространение получил русско-византийский стиль. Ведущим архитектором этого направления был К.А. Тон, пользовавшийся расположением царя. Николай I увидел в русско-византийском стиле прямое соответствие теории официальной народности. Самая известная постройка Тона в русско-византийском стиле – храм Христа Спасителя в Москве.

В целом этот период можно охарактеризовать как переход от классицизма к эклектике (эклектика в архитектуре – сочетание разнообразных стилевых элементов). Типичным образцом перехода от классицизма к эклектике является здание Мариинского дворца архитектора А.И. Штакеншнейдера.

Музыка и театр. А.С. Пушкина принято считать основателем русской национальной литературы. В отношении национальной музыки то же самое можно сказать о М.И. Глинке. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила» положили начало русской классической музыке.

В русском театре в первые десятилетия ХIХ в. на смену классицизму приходит романтизм. Утверждению его влияния на сцене способствовал П.С. Мочалов. Его исполнение роли Гамлета стало крупным событием в жизни русского театра. Основоположником реализма на русской сцене был другой замечательный актер – М.С. Щепкин. Его творчество положило начало русской школе драматического искусства.

2. Аграрно-крестьянский вопрос в политике самодержавия в 80-90-е гг. XIX в. Итоги контрреформ.

БИЛЕТ № 9+

1. Идейная борьба и общественное движение в России в 30-40-е гг. XIX в. Формирование консервативного, либерального и радикального направлений общественной мысли. Содержание теории «русского крестьянского социализма» и ее развитие А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским.

В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социально-политический строй.

Причины подъема общественного движения. Основная причина -растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западно-европейских стран. Не только прогрессивно мыслящие представители дворянства и формирующейся из разночинцев интеллигенции, но и помещики-крепостники (даже императоры Александр I и Николай I) ощущали необходимость кардинальных перемен. Поэтому идеологи разных слоев общества разрабатывали свои программы приспособления социально-политической системы России к требованиям времени. Русская общественная мысль, тесно связанная с западноевропейской, имела своеобразные черты. В то время как в Западной Европе многие мыслители искали пути совершенствования буржуазного общества, в России создавались теории или ломки самодержавно-крепостнического строя, или его постепенного изменения, или консервации.

На развитие общественного движения большое влияние оказывали народные волнения. О недовольстве свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян (Поволжье, Украина, Польша, Армения, Азербайджан, Грузия); городской бедноты (Петербург, Тамбов); работных людей (Урал и Владимирская губерния); солдат и матросов (Петербург и Севастополь); военных поселян (Новгородская и Херсонская губернии, Чугуєве на Слободской Украине). В первой половине XIX в. народные волнения не приняли массового размаха, характерного для XVII-XVIII вв. Однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии и искать идеологическое обоснование существовавшего в России социально-политического строя.

Общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в мировой истории. Участниками общественного движения были в основном дворяне.

 

КОНСЕРВАТОРЫ, ЛИБЕРАЛЫ И РАДИКАЛЫ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь, Московский университет), литературные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

Консервативное направление. Консерватичм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева, написавшего "Философические письма" с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., ПЛ. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние

на дальнейшее развитие общественной мысли.

Либеральное направление. На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.

Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент Московского университета А.И. Полежаев за свободолюбивую поэму "Сашка" был исключен из университета и отдан в солдаты.

Большой переполох московской полиции вызвала деятельность кружка братьев П., М. и В. Критских. Его члены в день коронации Николая разбросали на Красной площади прокламации, с помощью которых пытались возбудить в народе ненависть к монархическому правлению. По личному повелению императора участников кружка заточили на 10 лет в каземат Соловецкого монастыря, а затем отдали в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образовалось "Сунгуровское общество", названное по имени его руководителя, выпускника Московского университета Н.П. Сунгурова. Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Они не только занимались просветительской деятельностью, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве. Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественною движения в связи с разіромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Мноіие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г.В.Ф. Гегеля "все разумное действительно, все действительное разумно" и на этой основе пытались примириться с "гнусной", по оценке В.Г. Белинского, российской действительностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и других.

Литературный критик В.Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором "не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди". В.Г.

Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его "Письмо к Гоголю", в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. В.Г. Белинский писал: "России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека". Разошедшееся в сотнях списков "Письмо" имело большое значение для воспитания нового поколения радикалов.

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).

М.В. Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания - известные в Петербурге "пятницы". Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал "Проект об освобождении крестьян", предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как "заговор идей". Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф.М. Достоевским в романе "Идиот".)

Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.

А.И. Герцен и теория общинного социализма. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. Он и его друг Н.П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенческом кружке и пение песен с "гнусными и злоумышленными" выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30-40-х годах А.И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А.И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал "Вольную русскую типографию" (1853 г.), выпустил 8 книг сборника "Полярная звезда", на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н.П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты "Колокол" (1857-1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А.И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В молодости А.И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А.И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других - осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А.И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов ХГХ в.

В целом вторая четверть XIX в. была временем "наружного рабства" и "внутреннего освобождения". Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

 

 

2. Поземельное устройство бывших помещичьих крестьян и выкуп по «положениям» 19 февраля 1861 г.

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. Михаил Покровский указывал, что «выкуп был выгоден не крестьянам, а помещикам». К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму, что составляло предмет критики со стороны наблюдателей, стоявших на народнических позициях (а впоследствии — со стороны советских историков), но было при этом математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время. Так как пени за просроченные платежи неоднократно списывались, а в 1906 году государство простило сельским обществам всю неоплаченную часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной.

 

 

БИЛЕТ № 10+

1. Крымская война: причины, ход, итоги. Последствия войны.

Причины войны и соотношение сил. В Крымской войне участвовали Россия, Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Каждая из них имела собственные расчеты в этом военном конфликте. Для России первостепенное значение имел режим черноморских проливов. В 30—40-е годы XIX в. русская дипломатия вела напряженную борьбу за наиболее благоприятные условия в разрешении этого вопроса. В 1833 г. с Турцией был заключен Ункяр-Искслесийский договор. По нему проливы закрывались для иностранных военных кораблей, а Россия получила право свободного провода через

них своих военных судов. В 40-е годы XIX в. ситуация изменилась. На основе ряда соглашений с европейскими государствами пролив впервые попали под международный контроль и были закрьпы длявсех военных флотов. В результате русский флот оказался запертым в Черном море. Россия, опираясь на свою военную мощь, стремилась заново решить проблему проливов, усилить свои позиции на Ближнем Востоке и Балканах. Османская империя хотела вернуть территории, потерянные в результате русско-турецких войн конца XVIII — первой половины XIX в.

Англия и Франция надеялись сокрушить Россию как великую державу, лишить ее влияния на Ближнем Востоке и Балканском полуострове.

Общеевропейский конфликт на Ближнем Востоке начался в 1850 г., когда между православным и католическим духовенством в Палестине разгорелись споры о том, кто будет владеть Святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Православную церковь поддерживала Россия, а католическую — Франция. Спор между священнослужителями перерос в противостояние двух европейских государств. Османская империя, в состав которой входила Палестина, встала на сторону Франции. Это вызвало резкое недовольство России и лично императора Николая I. В Константинополь был направ-

лен специальный представитель царя князь А. С. Меншиков. Ему было поручено добиться привилегий для Русской православной церкви в Палестине и права покровительства православным подданным Турции. Неудача миссии А. С. Мсншикова была предрешена заранее. Султан не собирался уступать нажиму России, а вызывающее, неуважительное поведение ее посланца лишь усугубило конфликтную ситуацию. Таким образом, казалось бы частный, но для того времени важный, учитывая религиозные чувства людей, спор о Святых местах стал поводом к возникновению русско-турецкой, а впоследствии и общеевропейской войны.

Николай I занял непримиримую позицию, надеясь на мощь армии и поддержку некоторых европейских государств (Англии, Австрии и др.). Но он просчитался. Русская армия насчитывала более 1 млн человек. Однако, как выяснилось в ходе войны, она была несовершенной, прежде всего в техническом отношении. Ее вооружение (гладкоствольные ружья) уступало нарезному оружию западно-европейских армий. Устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, тогда как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Отсутствовали налаженных коммуникации. Это не позволило обеспечить театр военных действий достаточным количеством боеприпасов и продовольствия, людским пополнением. Русская армия моит успешно бороться с подобной по состоянию турецкой, но противосюять объединенным силам Европы не имела возможности.

Ход военных действий. Для давления на Турцию в 1853 г. русские войска были введены в Молдову и Валахию. В ответ турецкий султан в октябре 1853 г. объявил России войну. Его поддержали Англия и Франция. Австрия заняла позицию «вооруженного нейтралитета». Россия оказалась в полной политической изоляции. История Крымской войны делится на два этапа. Первый: собственно русско-турецкая кампания — велась с переменным успехом с ноября 1853 г. по апрель 1854 г. Второй (апрель 1854 г.— февраль 1856 г.): Россия вынуждена была вести борьбу против коалиции европейских государств.

Основное событие первого этапа — Синопскос сражение (ноябрь 1853 г.). Адмирал П. С. Нахимов разгромил турецкий флот в Синопской бухте и подавил береговые батареи. Это активизировало Англию и Францию. Они объявили войну России. Англо-французская эскадра появилась в Балтийском море, атаковала Кронштадт и Свсаборг. Английские корабли вошли в Белое море и подвергли бомбардировке Соловецкий монастырь. Военная демонстрация была проведена и на Камчатке.

Главной целью объединенного англо-французского командования стал захват Крыма и Севастополя — военно-морской базы России. 2 сентября 1854 г. союзники начали высадку экспедиционного корпуса в районе Евпатории. Сражение на реке Альма в сентябре 1854 г. русские войска проиграли. По приказу командующего А. С. Меншикова они прошли через Севастополь и отошли к Бахчисараю. Одновременно гарнизон Севастополя, подкрепленный матросами Черноморского флота, вел активную подготовку к обороне. Ее возглавили В. А. Корнилов и П. С. Нахимов. В октябре 1854 г. союзники осадили Севастополь. Гарнизон крепости проявил невиданный героизм. Особенно прославились адмиралы В. А. Корнилов, П. С. Нахимов и В. И. Истомин, военный инженер Э. И. Тотлебен, генерал-лейтенант артиллерии С. А. Хрулев, многие матросы и солдаты: И. Шевченко, Ф. Самолатов, П. Кошка и др. Основная часть русской армии предпринимала отвлекающие операции: сражение под Инкерманом (ноябрь 1854 г.), наступление на Евпаторию (февраль 1855 г.), сражение на Черной речке (август 1855 г.). Эти военные действия не помогли севастопольцам. В августе 1855 г. начался последний штурм Севастополя. После падения Малахова кургана продолжение обороны было затруднено. Большая часть Севастополя была занята союзными войсками, однако, найдя там одни развалины, они вернулись на свои позиции. На Кавказском военные действия развивались более успешно для России. Турция вторглась в Закавказье, но крупное поражение, после чего русские войска стали действовать на ее территории. В ноябре 1855 г. пала турецкая крепость Каре. Крайнее истощение сил союзников в Крыму и русские успехи на Кавказе привели к прекращению военных действий. Начались переговоры сторон.

Парижский мир. В конце марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь на Черном морс военно-морские силы, военные арсеналы и крепости. Это наносило существенный удар по безопасности юЖных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет.

Поражение в Крымской войне оказало значительное влияние на расстановку международных сил и на внутреннее положение России. Война, с одной стороны, обнажила ее слабость, но с другой — продемонстрировала героизм и непоколебимый дух русского народа. Поражение подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства.