Особенности вероучения и культа протестантизма.

Основой протестантизма является концепция М.Лютера об оправдании одной только верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Иные способы спасения (посты, обряды, богоугодные дела) считаются несущественными. Следовательно, для спасения посредничество церкви между человеком и Богом не является необходимым. Спасение является даром божественной благодати. В протестантизме важное место занимает вероучение о предопределении. Ещё до своего рождения каждый человек предопределён спастись или погибнуть. Никто не знает своей судьбы. Косвенные свидетельства связаны с верой человека и осуществлением призвания. Глубокая вера в спасительную жертву Христа – это не заслуга человека, а дар божественной благодати. Успехи в делах – это тоже знак расположения Бога. Спасение есть исключительно дар Божий.

Для спасения не нужна церковная иерархия, монастыри, монашеские ордена. Протестанты видят в церкви сообщество людей, равным образом наделённых благодатью. Каждый христианин имеет право проповедовать, совершать богослужение без посредников, читать и толковать Библию.

Библия является единственным источником вероучения, поэтому постановления церковных соборов, творения отцов церкви, документы пап не имеют статуса священных.

Служители культа в том или ином виде сохраняются в протестантизме, но у них иной статус. Они лишены права исповедовать и отпускать грехи, подотчётны общине. В протестантизме отменён целибат.

Протестантизм упростил и удешевил культовую деятельность. Из семи таинств протестанты оставили только два – крещение и причащение. В большинстве направлений крещение производится после осознанного принятия веры и достижения совершеннолетия. Важным элементом культа многих протестантских церквей является обряд хлебопреломления. Обряд состоит из разламывания и раздачи хлеба и причащения вином или фруктами. По утверждению богословов, «хлеб ломимый» есть символ тела Господня, избитого, израненного за грехи людей, а вино – это символ крови Господней.

В некоторых протестантских церквях хлебопреломлению предшествует обряд омовения ног. Этот обряд направлен на то, чтобы верующие продемонстрировали смирение и любовь друг к другу.

Протестанты отрицают культ Богородицы, почитание икон, крестное знамение. Отвергнуты молитвы за умерших, поклонение святым и связанные сними праздники. В круг праздников включаются лишь те, что связаны с Иисусом Христом.

В большинстве протестантских деноминаций отсутствуют посты и нет регламентации питания, указаний на запрещение некоторых продуктов.

В ряде протестантских течений (баптистов, адвентистов, евангелистов и др.) в сентябре отмечают праздник Жатвы. Жатва понимается как в прямом смысле – сбор урожая, так и в переносном – подведение итогов годовой деятельности на Божьей ниве, т.е. миссионерства.

Протестантская церковная община представляет собой сплочённый коллектив со строго контролируемым членством. Руководство общинами осуществляют пресвитеры (пасторы) и их помощниками, которых выбирают из членов общины. Наряду со специальными церковными зданиями признаётся возможность совершения богослужения в любом помещении.

 

3.Основные направления протестантизма.

Протестантизм представляет собой сложное религиозное образование, включающее большое количество направлений. Начавшись в XVI в. процесс образования новых деноминаций не закончился и сейчас. Исторически первым течением в протестантизме является лютеранство. Это направление образовалось под влиянием идей Мартина Лютера. Лютеранство признаёт Никеоцарьградский символ веры. Священной книгой почитается только Библия, но есть и свои вероучительные книги – «Аугсбургское вероисповедание» (1530 г.) и «Книга согласия» (1580 г.). Основной принцип лютеранства – «оправдание верой» в искупительную жертву Иисуса Христа. Из таинств признаются только крещение и причащение. Лютеранские священники приглашаются общиной, но она не может их сместить. Общины подчиняются епископам и церковным советам, члены которых избираются из духовных лиц и мирян. Наиболее широко лютеранство представлено в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США.

Одним из ранних направлений протестантизма является кальвинизм. Решающую роль в его формировании сыграла религиозная концепция Жана Кальвина (1509-1564 гг.). Кальвинизм отрицает общеобязательный Символ веры. Единственной священной книгой является Библия, но популярны и труды Кальвина «Наставления в христианской вере», «Церковные установления», «Женевский катехизис». Спецификой кальвинизма является догмат о предопределении, согласно которому человек до своего рождения предопределён «спастись» или «погибнуть». Этот догмат был реакцией на введение католицизмом индульгенций как способа спасения. В кальвинизме нет алтарей, икон, крестов и свечей. Крещение и причащение для кальвинистов – символические обряды. Кальвинизм широко распространён во Франции, Нидерландах, Венгрии, Чехии, США, Канаде, Австралии.

Англиканская церковь возникла в 1534 г. в результате отказа короля Генриха 8 от подчинения церкви в Англии власти римского папы. В англиканской церкви в культе и организации сохранилось многое от католичества, например, церковная иерархия, проведение мессы. Но назначение епископов и решением основных церковных вопросов в Великобритании занимается особый парламентский комитет по делам церкви и отменено безбрачие духовенства. Главой церкви считается король или королева. В англиканскую церковь вошёл протестантский догмат о спасении личной верой при сохранении католического догмата о спасающей силе церкви.

В период оформления англиканской церкви наиболее последовательных сторонников очищения церкви от католицизма стали называть пуританами (от лат. «purus» - чистый). Они требовали отмены института епископов, конфискации церковных земель, не признавали постов, святых , большинства религиозных праздников. В то же время они отличались строгой моралью, трудолюбием, бережливостью. Англиканская церковь даже преследовала наиболее рьяных пуритан. Представители радикального лагеря – индепенденты (конгрегационалисты) вынуждены были бежать в английскую колонию, которая после обретения независимости стала называться США.

Кроме самой Англии англиканство распространено в Шотландии, США, ЮАР, Канаде, Индии, Австралии. Существует англиканский союз церквей, объединяющий самостоятельные церкви.

Анабаптисты (от греч. »anabaptizo» - вновь погружаю, крещу) проповедовали не только религиозное, но и гражданское равенство. Они считали озарение святым духом решающим условием правильного понимания Библии и верили в близкое второе пришествие Христа и его тысячелетние царство. Они отрицали учение о предопределении и утверждали, что человек может изменить свою судьбу. Анабаптисты отказались от крещения в младенческом возрасте и крестили только взрослых.

К середине XVI в. анабаптизм распался на ряд течений. Одно из них меннониты. Они сохранили догматику анабаптизма и проповедовали всепрощение, нравственное самосовершенствование, отказались от насилия.

В начале XVII в. возник баптизм. Баптисты строго придерживаются принципа спасения личной верой, придают большое значение возможности индивидуального мистического общения с богом, учению о предопределении. Собрания баптистов включают назидательные беседы, молитвы и песнопения. Крещение совершается только над взрослыми. Отличительной особенностью баптизма является обряд катехимента (приближения): перед крещением и вступлением в общину, «приблежённые» проходят годовой испытательный срок. Отмечаются праздники, связанные с поклонением Христу, а также день Жатвы – подведение итогов духовной деятельности. Баптизм является одним из самых распространённых направлений протестантизма в мире, в том числе и в России. Управляются баптистские общины выборным церковным советом и объединяются во Всемирный союз баптистов.

Следует отметить и секту методистов, возникшую в Англии в XVIII в., как общество с целью методического изучения Библии. В США была основана методистская епископальная церковь. Методисты, сохраняя в основном догматику и культ англиканской церкви, делают упор на эмоциональное воздействие религии и мессианство. Методисты 87 стран объединены во Всемирный методистский союз церквей. Сейчас это третья по величине и влиянию конфессия в США после католической и баптистской.

В начале 30-х гг. XIX века из баптизма выделился адвентизм. Особенностью адвентизма является ожидание скорого пришествия Иисуса Христа. Человек, по утверждению адвентистов, умирает и телесно и духовно. Но воскресают лишь праведники – последователи адвентизма. По окончании тысячелетнего царствования Иисуса Христа будут воскрешены и все остальные, но только для того, чтобы служить праведникам.

Наибольшее распространение получило направление «Адвентисты седьмого дня». Они провозглашают празднование субботы и «санитарную реформу», которая вводит запреты на употребление свинины, чая, кофе, табака и алкоголя.

В XIX в. в США основана секта «Свидетели Иеговы», а в 1931 г. образовано «Общество свидетелей Иеговы» - строго централизованная организация. Президент почитается как «наместник Иеговы» на земле и его власть неограниченна. Члены секты считают себя избранниками Иеговы, верят в вечную жизнь праведников, а остальным пророчат близкую гибель в грядущей войне Христа с сатаной.

Ещё одно крупное направление протестантизма – пятидесятничество. В основе его вероучения представление о сошествии Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа. Пятидесятники проповедуют близость второго пришествия Христа, конца света и последующего тысячелетнего правления Господа на земле. Кроме обряда крещения пятидесятники соблюдают обряд хлебопреломления, но для них хлеб и вино только символы тела и крови Христа, и они признают только нравственное значение этого обряда. Пятидесятники придают большое значение непосредственному мистическому общению с Богом, при этом особая роль отводится Святому Духу, сходящему на человека. У этого направления присутствует культ пророков, и они верят, что можно получить пророческий дар, подобно апостолам, каждому члену церкви.

Рассмотренные протестантские направления являются наиболее распространёнными. Существует ещё множество течений, например, квакеры, мормоны, меннониты и др.

 

Литература:

1. Грибанов, А. Протестантизм / А.Грибанов //Наука ижизнь. – 1993. - №8.

2. Лемэтр, Н. Католики и протестанты: религиозный раскол 16 в века в новом освещении / Н.Леметр // Вопросы истории. – 1995. - №10.

3. Лютер, М. 95 тезисов / М.Лютер; сост.. вступ. статья, прим.и коммент. И.Фокина. – СПб., 2002.

4. Митрохин, Л.Н. Баптизм: История и современность / Л.Н. Митрохин. – СПб., 1997.

5. Протестантизм: словарь. – М.. 1990.

6. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин / сост. М.М. Филиппов, Б.Д. Порозовская. – М., 1995.

7. Гаджиев, К. С. Американский протестантизм: история и современность / К. С. Гаджиев // Новая и новейшая история. – 1993. - № 1.

8. Являются ли мормоны христианами? // Наука и религия. – 2005. - № 2.