Основные направления и национальные формы буддизма.

Вероучение и культ в буддизме.

Возникновение буддизма.

Буддизм

Тема 5

План:

1.Возникновение буддизма.

Буддизм - древнейшая из мировых религий. Он возник в VI веке до н.э.на севере Индии. В настоящее время буддизм широко распространён в мире, прежде всего в регионах Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Значительно число буддистов и в России, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

К VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и духовный кризис. Господствующее положение в индийском обществе занимал брахманизм. Эта религиозная система сочетала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаичное разделение населения на касты.

Основатель буддизма – реальная историческая личность Сиддхартха Гаутама, из княжеского рода Шакья. Слово Будда означает «просветлённый разум». Реальная биография Будды переплетается с мифологическими рассказами и притчами. Большинство современных исследователей считает, что Будда родился в 564 г. до н. э. неподалёку от города Капилавасту, на границе Непала, а умер в 483 г. до н.э. Как гласит предание, Будда перерождался на земле 550 раз. Поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения, боги сочли, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления и указать человечеству путь к спасению. Незадолго до рождения Сиддхартха его мать Майя увидела вещий сон, который мудрецы истолковали как предзнаменование рождения либо великого правителя, либо отшельника, который своим учением просветит весь мир. Мать Будды умерла через несколько дней после его рождения, а отец окружил ребёнка заботой, принял все меры к тому, чтобы сын не видел страданий мира и стал царём. Однако надеждам отца не суждено было сбыться в результате четырёх знамений.

На Будду в юности произвели большое впечатление встречи с больным, стариком и мёртвым, которые показали ему неизбежность страданий и были предвестниками смерти. Во время четвёртого знамения Сиддхартха увидел садху (святого), ходившего по улицам с миской для подаяний. В безмятежной внутренней радости нищенствующего монаха, Сиддхартха увидел свою будущую судьбу.

Будда покинул дворец и стал отшельником. Он пытался найти истину, ограничивая себя в пище, сне, занимаясь йогой. Его авторитет среди аскетов был очень высок, у него появились ученики и последователи. Хотя Сиддхартхе и удалось поднять своё сознание на неизмеримо более высокий уровень, он не приблизился к истине. После шести лет сурового аскетического послушания Будда пришёл к выводу, что этот метод бесплоден. Ученики осудили это как малодушие и ушли от него. Сиддхартха сел под дерево Бодхи и погрузился в медитацию. Бог смерти Мара искушал его своими дочерьми, призвал демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерчь, наводнение и землетрясение. После семи недель медитации в ночь полнолуния ему открылись великие истины. Описываемое событие называют «великим пробуждением».

Сиддхартха Гаутама захотел сделать своё просветление всеобщим достояние и начал проповедническую деятельность. Пять бывших аскетов стали первыми членами основанной Буддой монашеской общины – Сангхи. В своих проповедях он опирался на брахманистскую традицию – принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы). Число учеников и последователей Будды постоянно увеличивалось. Будда проповедовал срединный путь, который предполагал отказ от двух крайностей: увлечения наслаждениями и сурового аскетизма. Умер Будда в преклонном возрасте после сорока лет миссионерской деятельности. Рассказывают, что он скончался в состоянии медитации, склонившись вправо и поддерживая голову рукой. Эта поза запечетлена в буддистской иконографии и трактуется как переход Будды в Паринирвану, исключающую перерождение.

Существует точка зрения, что буддизм возник в результате протеста неарийского населения Индии против жёстко регламентированного ведического культа и кастовой системы.