Религии Индии.

Синтоизм.

Религиозные верования Китая.

Религии Индии.

План.

Национально-государственные религии Юго-Восточной Азии

Тема 4

Индуизм по своей сути не является единой религией, это совокупность религиозных воззрений и культов, большое количество школ, ветвей, основанных порой на взаимоисключающих идеях и практиках. В индуизме множество богов, но не исключается вера в одного, нет символа веры, единой церковной организации. Исследователи выделяют несколько исторических форм индуизма.

Предпосылками возникновения индуизма стало завоевание ариями (кочевыми иранскими племенами) территорий, расположенных в бассейне реки Инд в середине II тысячелетия до н. э. Эти племена заложили основу ведической религии. В начале I тыс.до н. э. священные тексты были объединены в сборники (самхиты), получившие название Веды ( с санскрита – знание) : Ригведа (сборник гимнов), Самаведа (жертвенные песнопения), Яджурведа (жертвенные формулы и их толкования), Атхарваведа (магические формулы). Позднее к ним были присоединены тексты иного рода: брахманы – прозаические трактаты, толкующие ритуалы и подробно объясняющие систему жертвоприношений, упанишады – религиозно-философские трактаты, араньяки – наставления для отшельников. Важными источниками являются материалы двух эпических поэм – «Махабхараты» и «Рамаяны».

Ведическая религия характеризуется политеизмом – первоначально без устойчивой иерархии богов. Чаще всего в «Ригведе» упоминаются бог бури Индра, бог солнца – Сурая, бог огня – Агни и др. Считалось, что они обитают на небе и их называли дэвы. Другая группа богов – асуры – Варуна, Митра и др. Позднее, у индуистов дэвы стали называться добрыми духами, а асуры – злыми.

В первом тысячелетии до н.э. начинается брахманский период в индуизме. Основным источником вероучения являются Упанишады. Вырабатывается определённая система взаимоотношения богов, важнейшими становятся Брахма, Шива, Вишну. В этой триаде каждый бог выполняет определённую функцию – созидательную, разрушительную и охранительную. Брахма рассматривается как первопричина мира и творец человечества, из различных частей которого произошли касты: из уст – брахманы, из рук – кшатрии, из бёдер – вашьи, из ног – шудры. Культовое значение Брахмы незначительно. В Индии существует лишь два храма, посвящённых ему. А Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют два самых мощных направления в индуизме – вишнуизм и шиваизм.

Специфическая функция Вишну – охрана мира, поддержание в нём порядка и справедливости. Вишну является в мир в различных земных воплощениях – аватарах. Основными и наиболее почитаемыми являются герой эпоса Рамаяна- воитель Рама и герой эпоса Махабхарата- Кришна. Неотъемлемой частью культа Вишну является почитание его супруги Лакшми и их сына Камы.

В шиваизме как верховный бог почитается Шива, объединяющий все основные космические функции – творение, охрана, разрушение. Многоликость и противоречивость самые характерные черты его образа. В шиваизме сохраняются пережитки древнейших культов плодородия. Культ Шивы содержит поклонение лингаму, практику йоги, белый пепел, власть над животными. Женская ипостась Шивы – богиня Шакти, ставшая объектом отдельного культа, связанного с почитанием богини-матери. В иконографии Шива обычно изображается или аскетом, погружённым в созерцание, или в устрашающем виде, часто в священной пляске.

Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество, даже в современной Индии местные божества составляют основной объект поклонения для 80% индуистов. Сохраняются пережитки фетишизма, тотемизма, анимизма, магии. В Индии почитаются священные горы, реки (особенно Ганг), растения (например, лотос), животные (обезьяна, слон, змея и особенно корова).

Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир представляет собой не случайное, а закономерное сочетание явлений и вещей (универсальный космический порядок – Рта). Понятие Дхарма неоднозначно, оно подразумевает некую безликую закономерность, которая находится в самих вещах и явлениях, а также понимается как долг, - совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека и сословия. Важное место в индуизме занимает учение о переселении душ (сансара). Смысл существования каждого человека в соединении индивидуальной души (атмана) с мировой душой – Брахмой.

Пути достижения этой цели:

- путь деяний: исполнение долга, ритуалов, почитание богов и предков;

- путь знания: интеллектуальная работа, поиск истины;

- путь преданности: любовь к богу.

По вероучению индуизма достичь слияние человеческого начала с божественным невозможно в течение одной жизни. Должна пройти длительная череда перевоплощений, подчиненных закону - Карме. В широком смысле Карма – это общая сумма поступков, совершённых всяким живым существом и их последствий, которые определяют характер нового рождения.

В соответствии с религиозно-философскими представлениями индуизм разработал определённые нормы общественных установок с детальной регламентацией поведения в зависимости от места индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а также в зависимости от его возрастной принадлежности. Выделяют четыре периода в жизни индуса: ученичество, главенство в семье, отшельничество, аскеза и отрешение от земного.

Совокупность средств, с помощью которых можно постичь духовную основу мира и слиться с ней, называется йога. Например, йога- даршана разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению:

1) отказ от пяти видов неправедного поведения;

2) соблюдение пяти непреложных правил;

3) правильная поза для сосредоточения;

4) управление дыханием;

5) отвлечение органов чувств от их объектов;

6) сосредоточение внимания;

7) созерцание объекта, удерживаемого вниманием

8) просветление.

Основой индуистского культа являются жертвоприношения. В качестве даров используют цветы, фрукты, злаки, деньги, иногда принесение в жертву животных (в шиваизме). Обряды совершаются в храме (первые храмы появились в III-II тыс. до н.э.), у домаших алтарей, в священных местах (например, обряд паломничества на место слияния рек Ганг и Джамма). Система обрядов индуизма включает ритуалы, связанные с очищением; праздники, посты, почитание предков. Большая часть ритуальных событий происходит в семье, прежде всего обряды жизненного цикла. Как правило, в них участвуют не только члены большой индийской семьи, но и одной касты, живущие поблизости.