Американская революция и ее влияние на развитие PR

 

«Американская революция» (1775—1783) гг. — война между Великобританией и революционерами 13 английских колоний (патриотами), которые провозгласили свою независимость от английской короны в 1776 году. Первые PR-технологии как систему стали использовать в ранние годы колонизации Америки (1600 – 1799) гг. для продажи недвижимости. Так в 1620 г. Виргинская компания выпустила плакат с обещанием бесплатно предоставить 50 акров земли всем, кто до 1625 г. привезет в Америку одного нового поселенца.

В 1643 г. PR-технологии уже использовались в кампании по сбору денежных средств различными учебными заведениями. Так Гарвардский колледж для этой цели выпустил брошюру "Первые успехи Новой Англии", а Королевский колледж (Колумбийский университет) направил в качестве новости нескольким газетам сообщение о начале учебного 1758 года.

Ко времени начала Американской революции тактические приемы использования PR-технологий достигли существенных успехов.

Независимость придала новый статус Америке. Патриоты выставляли ее чуть ли не как «нацию искупительницу», несущую свет погрязшему в грехах старому миру. По мнению некоторых из них, например, на гербе Америки должны были быть изображены израилевы чада, ведомы столпом света (Томас Джефферсон). То, что американцы – избранный народ уже стало частью менталитета.

При этом далеко не все американцы изначально были за войну за независимость. То, что в итоге каждый американец принял эту сторону, в основном заслуга четких и продуманных PR-акций.

Среди главных организаторов подобных событий и их целенаправленного освещения в прессе был Сэмуэль Адамс – один из вождей американской революции. Именно благодаря стараниям Адамса и его последователей, в области PR были опробованы различные эффективные приемы воздействия, многие из которых вошли в арсенал современных PR-технологий:

1. Создание специальных общественных организаций ("Сыновья свободы" – 1766 г.; "Корреспондентские комитеты" – 1775 г., «Дочери свободы») …. В них входили ремесленники, фермеры, мелкая буржуазия.

 

2. Использование символики, оказывающее эмоциональное воздействие (например, "Дерево свободы")

 

3. Использование лозунгов ("Свобода или смерть!")

 

4. Организация событий, привлекающих внимание общественности ("Бостонское чаепитие")

 

5. Опережение оппонента в интерпретации события ("Бостонская бойня")

 

6. Необходимость постоянного и непрерывного использования в ходе кампании всех возможных каналов влияния на общественное мнение.

Руководители борьбы за независимость не упускали ни малейшей возможности для интерпретации любого события в свою пользу. Примером этому может служить происшествие 5 марта 1770 г., когда во время обычных для того периода уличных стычек в Бостоне было убито пять жителей этого города. Однако американская пресса подала этот случай как "Бостонскую бойню", организованную английскими военными с целью разжигания ненависти между государствами. Если же подходящего события (информационного повода) не было, то оно создавалось искусственно. Так 16 декабря 1773 группа американских патриотов, переодетых в индейцев, проникла на британское судно, стоявшее в Бостонской бухте, и сбросила за борт груз чая. Это событие было названо "Бостонским чаепитием". Главной целью его было привлечение внимания общественности и влияние на эмоции публики. Специалисты считают, что "Бостонское чаепитие" – это первый классический пример организации псевдособытия и использования принципа пресс посредничества в связях с общественностью.

Проявляются первые рекламные агенты. 1741 год – Уолни Палмер открывает свой бизнес в Филадельфии. Патрик Генри – политический деятель. Ему принадлежит знаменитая фраза «Я американец». Патрик выступил инициатором принятия ряда резолюций против налогообложения «без представительства» и принятого лондонским парламентом Акта о гербовом сборе (1765 год). Согласно этому документу отныне все важные бумаги должны были выпускаться непосредственно в колонии или на специальной гербовой бумаге