Перспективы налогового учета

В). Особенности учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Как уже было отмечено, из новой редакции Плана счетов исключены все операции, касающиеся учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Данные со счетов 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" подлежат распределению между счетами 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств" и 10 "Материалы".

В связи с рассматриваемым изменением возникают противоречия между требованиям Инструкции по применению нового Плана счетов и Положениями по бухгалтерскому учету, касающимися учета основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с действующими требованиями по отнесению объектов учета к основным средствам и средствам в обороте на счете "Материалы" подлежат учету предметы со сроком полезного использования свыше одного года, которые по критерию стоимости числятся в составе МБП. Списание таких предметов с баланса организации по правилам ведения учета на счете 10 "Материалы" приведет к невозможности осуществления надлежащего контроля за сохранностью имущества организации, так как в составе таких предметов могут учитываться, например, компьютеры, принтеры, факсы, приборы, инструменты и другие предметы с длительным сроком их полезного использования. При утере, хищении или порче предметов не будет основания для предъявления претензий по возмещению ущерба к виновным лицам в связи с отсутствием данных предметов на балансе организации.

Письмом Минфина РФ от 18 октября 2000 г. N 16-00-17/26 предлагается с 1 января 2001 года отказаться от применения стоимостного критерия для отнесения имущества к основным средствам, сохранив критерий, исходя из срока полезного использования. Предметы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, независимо от их стоимости, предлагается относить к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев учитывать применительно к порядку, установленному для учета материалов.

По МБП, стоимость которых в соответствии с принятым в организации способом учета полностью перенесена на издержки производства и обращения, на счетах учета материалов при переходе на новый План счетов образуется нулевое сальдо.

Недоамортизированные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются на счетах учета материалов при переходе на новый План счетов по остаточной стоимости с последующим списанием на издержки производства и обращения в установленном организацией порядке для учета материально-производственных запасов.

При переводе МБП в основные средства на счете 01 "Основные средства" отражается их первоначальная стоимость, а на счете 02 "Амортизация основных средств" - начисленная сумма амортизационных отчислений.

Может сложиться ситуация, что переводу в состав основных средств подлежат МБП, по которым в соответствии с принятой в организации методикой начислена амортизация в размере 100%. В этом случае целесообразно до перехода на новый План счетов восстановить списанные в производство амортизационные отчисления, применив для этой цели линейный способ начисления амортизационных отчислений с учетом срока полезного использования предмета, который устанавливается на основании документов по его эксплуатации либо экспертным путем.

Исходя из вышеизложенного видно, что порядок отражения в бухгалтерском учете операций по переводу малоценных предметов в состав основных средств и материалов в соответствии с требованиями нового Плана счетов требует дополнительного нормативного регулирования или разъяснений официальных органов.

После объявления революции, связанной с переходом на новый план счетов, пока ещё люди только думали, как им предстоит перестраиваться, возникла новая революция, обусловленная введением 25 главы НК РФ.

После принятием Государственной Думой 25 главы Налогового кодекса РФ бухгалтерский учёт распадается на три вида: налоговый, финансовый и управленческий:

(1) учёт налоговый, он так и называется в кодексе. Практическими делами, связанными с ним, будет руководить Министерство РФ по налогам и сборам;

(2) учёт финансовый, которым руководит Минфин России, и который представлен планом счетов и правилами бухгалтерского учёта – ПБУ;

(3) учёт управленческий – его ведёт администрация в интересах собственников.

Кодекс – это самый главный, после конституции, нормативный документ, и его предписания обязательны для всех министерств и всех лиц, занятых хозяйственной деятельностью в нашей стране. Он предписывает не только новую методологию учёта, но и полный учётный цикл, не зависимый от принятого сейчас бухгалтерского учёта, который теперь правильнее именовать учётом Он будет существовать, по мысли авторов кодекса, параллельно с учётом налоговым, который предполагает наличие сплошь и рядом самостоятельных первичных документов, аналитических регистров и расчёта налоговой базы (ст. 313).

Поскольку глава посвящена налогу на прибыль, постольку и расчёт финансовых результатов для определения налогооблагаемой прибыли следует вести по методологии, предписанной Налоговым кодексом.

В нашем случае принятие главы влечёт за собой три группы последствий:

1) снижение налогового бремени с 35 до 24 %;

2) отмену льгот;

3) существенное изменение методологии бухгалтерского учёта.

Первая группа на самом деле не столь существенна в тех условиях, в которых работают наши предприятия, ибо в большинстве случаев у них нет прибыли, а, следовательно, снизят или повысят налоговые ставки для них безразлично. Нельзя получить то, что отсутствует.

Вторая группа носит скорее демагогический характер, ибо провозглашает то, что вытекает из концепции, которая всех граждан нашего отечества ставит в равные условия и, следовательно, льготы рассматривает как противозаконные акты. Понимая это, составители 25 главы о льготах прямо ничего не говорят, однако вуалируют их в виде расходов, включаемых в состав себестоимости как внереализационные затраты.

Таким образом, обе группы причин носят скорее символическое значение, а вот третья чисто формальная, имеет далеко идущие последствия. Её цель – разрушить всю систему бухгалтерского учёта, которая складывалась в нашей стране на протяжении нескольких веков.

В самом деле, НК РФ предписывает вести этот учёт под названием налогового, без правил двойной записи. Сказанное поражает. Двойная запись создана пять веков тому назад, и создана она именно для того, что бы исчислять прибыль. И вот вместо этого уникального инструмента, вместо партитуры плана счетов нам предлагают кучу бесформенных таблиц, которые, дублируя свои регистры, должен заполнять бухгалтер. Однако этот так называемый налоговый учёт придут проверять искусные специалисты, а тот учёт, который ведёт бухгалтер, согласно правилам двойной бухгалтерии, плану счетов и ПБУ, не проверит никто. И очень скоро всё, что делает бухгалтер, этот многоопытный экономист и юрист в одном лице, окажется никому не нужным хламом. Учёт XXI века будет, вместе с его творцами, выброшен на помойку. Ибо в нашей стране, если налоговый инспектор не прикажет, никто вести учёт и не будет. Вспомним начало 90-х гг., когда совместные предприятия были всего на два года освобождены от налогов. Что получилось? Никто не вёл учёт, никто не составлял ни балансы, ни отчёты, ни пояснительные записи. То же случится в ближайшее время.

Ст. 246 НК РФ объявляет налогоплательщиком российскую организацию, в то время как сейчас в роли налогоплательщика выступает юридическое лицо, занятое предпринимательской деятельностью. Некоторые комментаторы усматривают в этом парадокс: сами налоговые инспекции должны подавать налоговые декларации.

Это вытекает также из п. 1 ст. 289, который обязывает всех налогоплательщиков подавать декларации, независимо от того, есть у них прибыль или нет. По существу это не слишком важный вопрос, но значимый в чисто формальном смысле.

Прежде всего, надо понять, что теперь на предприятиях возникают две учётные политики: в целях финансового учёта и в целях налогообложения. Поскольку у этих двух видов бухгалтерского учёта цели весьма разные, естественно, бухгалтером будут исчисляться, что уже и имеет место, разные финансовые результаты. Отметим в связи со сказанным, что такой подход позволяет собственникам официально занижать величины налогооблагаемой прибыли и увеличивать прибыль, выдаваемую на дивиденды. По мысли авторов Налогового кодекса это позволит вывести из тени часть доходов, до сих пор скрываемых предпринимателями. Теперь, полагают составители кодекса, с 1 января 2002 года не будет нужды скрывать свои доходы, всё будет прозрачно.

Существенные изменения возникли и в основополагающем принципе налогового учёта. Если традиционный бухгалтерский учёт и в части методологии, и в части организации строго регламентировался и регламентируется Министерством финансов РФ, то ст. 313 НК РФ обязывает каждого налогоплательщика организовывать налоговый учёт: одни могут его вести на счетах бухгалтерского учёта, другие отдельно без счетов двойной записи, кто-то сможет на радость налоговой инспекции придумать и что-то совершенно новое. Но это в теории. Наши люди любят команду. И каждому её готовят. С августа 2001 г. лучшие силы Министерства по налогам и сборам сочиняют единые регистры, которые на горе (это очевидно) и радость (об этом в самом конце) бухгалтерии всей страны, будут рекомендованы

Наличие двух учётных политик позволяет организации легально использовать различные варианты оценки имеющихся материальных ресурсов. Например, в учётной политике, формируемой для целей финансового учёта, принять метод ФИФО, что позволит увеличить прибыль, выплачиваемую на дивиденды, а в учётной политике, принятой для целей учёта налогового – ЛИФО, что приведёт к снижению налоговых платежей. Конечно, возможно во всех случаях выбрать ЛИФО или ФИФО, но тогда пропадёт возможность маневрировать финансовыми ресурсами.

Может быть, самым важным следует признать то, что Налоговый кодекс РФ определяет состав доходов и расходов, и то, что к доходам и расходам не относится. Это приводит к противоречиям с финансовым учётом, который исходит из правила Шера: “всё, что потрачено, суть расход”.

Налоговый кодекс РФ последовательно проводит правило Ганта, которое гласит: “всё, что потрачено целесообразно, составляет расходы”. Последнее правило хорошо известно нашим налоговикам и бухгалтерам – часть платежей можно включать в расходы, если они укладываются в отведённые нормы, а платежи сверх этой нормы предлагается списывать за счёт чистой прибыли (по сути, это предполагает восстановление счёта “Отвлечённые средства”.) В результате себестоимость (термин, которого не без основания стараются избегать авторы Налогового кодекса) готовой продукции и услуг в финансовом учёте оказывается выше, чем в налоговом. Однако величина, показанная в Налоговом кодексе, в сущности, более правильная, так как отделяет от расходов потери и тем самым автоматически раскрывает неиспользованные резервы. И в духе правила Ганта для включения в состав себестоимости предусмотрены нормативы: по рекламе – 1 % от выручки (п. 4 ст. 264), по представительским расходам – 4 % от расходов на оплату труда (п. 2 ст. 264), расходы на подготовку кадров – не нормируются, т.е. включаются в себестоимость полностью (п. 3 ст. 264) и т. п. В части учёта расходов следует совершенно новый подход. Так, НК РФ, предполагает вместо традиционного для нашей бухгалтерии учёта затрат по статьям рядом с ним – учёт по их элементам. Это принципиально новый подход и он существенно меняет классификацию расходов.

Сейчас сложилось противоречивое положение. Организации выбирают очень часто моментом реализации оплату, но полностью сохраняют принцип начисления в расходах. Налоговый кодекс предписывает, что если в организации принят метод учёта по оплате, то и расходы по заработной плате, по услугам и т. п. не начисляются, а показываются только в момент их физической выплаты. Любопытно, но современный финансовый учёт допускает только один момент реализации - по отгрузке. Возникло определенное противоречие: план счетов не знает термина "реализация", предписывая слово – продажи", но кодекс предполагает другое слово – "реализация").

Теперь момент реализации и для учёта, и для налогообложения признаётся только по отгрузке, т.е. действует принцип начисления и доходов, и расходов. Однако реализация по оплате может быть сохранена в результате добровольного выбора администрации предприятий, чей объём выручки за четыре предшествующих квартала в среднем не превышал 1000000 руб. в квартал (без учёта НДС и налога с продаж). В последнем случае сохраняется кассовый метод для учёта как доходов, так и расходов.

Понятие выручки стало центральным, но понимается оно по-разному. С точки зрения здравого смысла – это деньги, полученные от продажи: товаров, работ и услуг и, может быть, имущественных прав. Не то с точки зрения науки.

В ПБУ 9/99 речь идёт о выручке как составляющей части доходов, при этом “Доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации” (п. 2), т. е. речь идёт об увеличении выгод, а не платежей, “приводящее к увеличению капитала”. Под выгодами при методе начислений понимаются права на получение платежей, ибо в жизни важны не деньги, а обещание того, что их вернут. Для бухгалтеров - это альфа и омега их работы. Примерно также думают и сотрудники фиска. В налоговом кодексе (п. 2 ст. 249) сказано: “Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары (работы, услуги)”. Самое главное здесь — это “поступления, связанные с расчётами за реализованные товары (работы, услуги)”, т. е. пока согласно ст. 39 НК РФ не произошла смена собственника, нет выручки, а согласно более простыми, может быть, более здравым мыслям бухгалтера, выручка — это, в сущности, выставленные этим бухгалтером счета, то есть кредит счёта 90/1 “Выручка”.

Если выручка определяется по методу начислений, то отгрузка означает переход права собственности и возникновение выручки. Если же применяется кассовый метод, то признание выручки связывается с днём поступления денег в банк (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Налоговый кодекс делит все расходы на прямые и косвенные. К прямым относят: материалы, заработную плату (оплату труда), амортизацию; к косвенным – все остальные.

Все прямые расходы должны списываться на счёт основного производства, косвенные – в дебет счёта 90 “Продажи” (в финансовом учёте общепроизводственные расходы должны списываться в зависимости от принятой учётной политики или на основное производство, или на финансовые результаты.) Это существенно новый подход, ибо косвенные расходы, по данной методологии неизбежно возникают за определённый отчётный период, а прямые падают на конкретные виды вырабатываемых изделий. В финансовом учёте принят иной порядок, который позволяет сравнительно легко исчислить фактическую себестоимость различных единиц готовой продукции. В налоговом учёте это сделать существенно труднее.

Самое главное в Налоговом кодексе — это то, что список затрат, включаемых для исчисления налогооблагаемой прибыли, теперь открыт, а это значит, что в состав себестоимости можно включать все экономически оправданные затраты. Критерий же оправданности в каждом конкретном случае, на основе своих профессиональных суждений, определяют налоговик и налогоплательщик. Если они понимают друг друга, то дело у них пойдёт на лад.

Счёт 41 “Товары” обычно трактовался как инвентарный материальный счёт. Теперь и по новым документам его трактуют как счёт калькуляционный, отражающий стоимость средств, вложенных в товары. Точнее сальдо счёта показывает, во что эти товары обошлись собственникам предприятия. Неслучайно поэтому кодекс предписывает потери от недостачи и/или порчи товаров при их хранении и транспортировке в пределах норм естественной убыли, утверждённых в порядке, установленном Правительством РФ (п.п. 2 п. 4 ст. 254), относить не на затраты, а на стоимость самих товарных запасов, т. е. капитализировать такие расходы (что совершенно нехарактерно для наших традиций).

Хотя сейчас и отмечается, что стоимостной критерий по основным средствам отменён и, следовательно, понятие МБП исчезло из нашей учётной практики, тем не менее, в новом плане счетов МБП фигурирует под названием ИХП – инвентарь и хозяйственные принадлежности – субсчёт 10/9 “Инвентарь и хозяйственные принадлежности”, ибо отменены не МБП, а отменён их износ. Поскольку ИХП сохранены, постольку сохранён и стоимостной лимит основных средств, к которым теперь следует относить предметы, стоимостью свыше 2 000 руб. (ПБУ) и/или 10 000 руб. (Налоговый кодекс РФ, п. 7 ст. 256). Таким образом, у бухгалтера возникают два учёта и два варианта амортизации. В учёте финансовом амортизацию будут начислять по одному массиву данных, в налоговом – по другому. При этом амортизация, согласно ст. 259, может быть выполнена линейным или нелинейным методом, что позволяет существенно повлиять на финансовые результаты и, соответственно, на величину налогооблагаемой прибыли и на объём налогов на имущество.

В первоначальную стоимость основных средств, согласно п. 8 приказа Минфина России от 30.03.2001 № 26, включаются суммовые разницы и проценты по коммерческому кредиту. Напротив, НК РФ требует отражать эти затраты как внереализационные расходы (п.п. 2 п. 1 ст. 265 и п. 7 ст. 271), т.е. в первом случае расходы капитализируются, во втором – декапитализируются.

Бухгалтерский (финансовый) учёт допускает переоценку основных средств. Так, в случае инфляции, накопленные амортизационные суммы окажутся недостаточными для возобновления (реновации) списываемого имущества. Однако в налоговом учёте это недопустимо (см. ст. 257). Такой подход обусловлен двумя причинами:

1) Налоговый кодекс трактует амортизацию не как фонд возобновления, а как контр-актив, то есть как списание ранее понесённых расходов;

2) Составители кодекса хотят предотвратить практику, при которой собственники и администрация предприятий под предлогом инфляции и конъюнктурных колебаний взвинчивают оценку основных средств, а потом, увеличивая амортизацию, скрывают налогооблагаемую прибыль.

В финансовом учёте результаты от списания основных средств сразу относят на результаты данного (текущего) отчётного периода, в налоговом (согласно ст. 323) – или на расходы будущих периодов (в случае убытка), или на доходы текущего периода (в случае прибыли).

В управленческом учёте возможна любая методика начисления амортизации. В финансовом — администрация может выбирать один из четырёх методов: линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объёму продукции (см. п. 19 приказа Минфина России от 30.03.2001 № 26). В налоговом учёте их только два: линейный и нелинейный. Под линейным понимается равномерное списание стоимости, под нелинейным НК РФ понимает метод остатков (уменьшаемого остатка), при котором устанавливается твёрдая норма амортизации. Она берётся с остаточной стоимости. Но когда остаточная стоимость составляет 20 % от первоначальной (восстановительной), далее списание должно идти линейным способом. При этом по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам может применяться только линейный метод амортизации (п. 3 ст. 259).

Что касается самих амортизационных норм, то в управленческом учёте может быть столько норм амортизации, сколько пожелают собственники, в финансовом – пока не ясно, в налоговом – десять, но классификация основных средств устанавливается Правительством РФ. Надо заметить одно очень важное обстоятельство. Статья 256 трактует амортизацию не как фонд восстановления, а только как регулятив – метод списания (авторы Налогового кодекса пишут – погашения) имущества. Отметим, что манипуляции с величиной амортизационных отчислений открывают больше возможности для исчисления финансового результата, а наличие ещё финансового и управленческого учёта позволяет, в отличие от налогового учёта, трактовать амортизацию как чисто финансовую категорию и, следовательно, применять единую норму отчислений по всему массиву основных средств.

Расходы на ремонт, наряду с оплатой маркетинговых услуг до недавнего времени были основным путём “вздутия расходов”. Теперь положение несколько изменилось: промышленные, агропромышленные, строительные, транспортные предприятия и предприятия связи, геологические, геодезические, гидрометеорологические и жилищно-коммунальные предприятия – все расходы по ремонту относят на тот момент, когда эти расходы возникли. Все остальные предприятия из понесённых расходов на ремонт на текущие результаты хозяйственной деятельности относят не более 10 % от первоначальной (восстановительной) стоимости ремонтируемых основных средств (ст. 260). Остальная сумма относится к расходам будущих периодов, и списывается в зависимости от нормы амортизации или в течение 5 лет, или в течение всего срока полезного использования основного средства.

Сомнительные долги могут резервироваться на основе инвентаризации дебиторской задолженности, проведённой на конец отчётного периода (ст. 266). Все непогашенные на этот момент долги, если по ним не было залогов, поручительств и банковских гарантий, признаются сомнительными. Если долг просрочен свыше 90 дней – он полностью резервируется; если просрочка составляет от 45 до 90 дней, то резервируется половина долга; просрочка до 45 дней не резервируется. При этом общая величина резерва не может превышать 10 % от суммы выручки отчётного (налогового) периода.

В финансовом учёте согласно плану счетов резерв по сомнительным долгам определяется администрацией самостоятельно, исходя из вероятности возможного погашения каждого долга. При этом ограничений по величине резерва нет.

При традиционном учёте сальдо счёта 20 “Основное производство” исчисляется путём инвентаризации. Это позволяет определить и фактическую себестоимость готовой продукции. В налоговом учёте предусмотрен другой подход к определению незавершённого производства, предполагающий использование чисто учёных методов, суть которых сводится к следующему.

Материалы, как прямые расходы, учитываются на аналитических счетах в натуральном измерении. По окончании отчётного периода на каждом аналитическом счёте будет присутствовать общий объём поступивших и списанных материалов, а также их остатки, все в натуральном измерении.

Далее предусматривается главное – распределение уже в стоимостной оценке прямых расходов (начисленной заработной платы и сумм амортизации, между остатком материалов и списанным их объёмом на готовую продукцию – в натуральном измерении). После этого сальдо вводится в счёт, и на разность между записями по дебету и кредиту определяется себестоимость готовой продукции.

Такие поступления согласно решению Верховного Суда Российской Федерации трактуются как выручка от реализации услуг. Это особенно важно для организаций, занятых лизинговыми операциями. Теперь, кроме предприятий, для которых предоставление имущества в аренду есть основная деятельность, все арендные поступления трактуются как внереализационный доход.

Льготы и спонсорство – это самые любимые слова наших бизнесменов. И хотя формально с вводом 25 главы НК РФ льготы отменяются, на деле их вводят как часть себестоимости, освобождая тем самым часть прибыли от налогообложения.

Здесь, прежде всего, следует выделить затраты по содержанию объектов непроизводственной сферы, находящиеся на балансе предприятия. Они выпадают из налогообложения налогом на прибыль. Сюда относятся учреждения здравоохранения, культуры, образования, спорта, детские ясли, очаги и лагеря, богадельни (дома для престарелых и инвалидов), жильё. Однако эти льготы нормируются, так как они не должны превышать стоимость аналогичных услуг, которые оказывают специализированные организации. Сложность заключается в том, как определить и оправдать стоимость услуг таких организаций. Специально выделим пункты 38 и 39 ст. 264, предусматривающие льготы в пользу инвалидов, средства, израсходованные на подготовку граждан по военно-учётным специальностям (п. 24 ст. 251). Весьма своеобразны и “… средства, направляемые на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов … защиту прав и законных интересов инвалидов, взносы на содержание общественных организаций инвалидов” (п. 38 ст. 264).

Налоговый кодекс вводит очень жёсткие правила для начисления резервов, которые отличаются от тех, что приняты в учёте финансовом, который позволяет:

или увеличить число и объёмы резервов, что приводит к сокращению выплат по дивидендам;

или уменьшить, против данных налогового учёта, число и объём резервов. Это позволит увеличить выплаты по дивидендам.

В финансовом учёте суммовые разницы капитализируются, т.е. относятся на материальные активы, товары, сырьё и т. п. В налоговом учёте они должны быть отнесены на финансовые результаты. При этом п. 7 ст. 271 включает очень сложное добавление об учёте доходов, расходов, имущества, обязательств и требований.

Новым можно признать то, что организации получили право уменьшать в течение (максимум) десяти лет налогооблагаемую прибыль на убытки прошлых лет. При этом в каждом отчётном периоде компенсируемый убыток не может превышать 30 % налогооблагаемой базы этого отчётного периода.

Всё изложенное показывает, что прибыль и, соответственно, налогооблагаемая база, исчисленная по методологии налогового учёта, не может быть равна аналогичным данным финансового учёта. Отсюда объём налоговых платежей, исчисленных по налоговому учёту, не совпадает с теми налогооблагаемыми суммами, которые следовало бы уплатить по данным бухгалтерского учёта. Поэтому бухгалтер, ведущий финансовый учёт, разность между этими двумя величинами, списывает на специальный счёт – “Отложенные налоги”.

Своеобразие подхода главы 25 НК РФ в том, что он узаконивает увеличение налогооблагаемой прибыли на невзысканные согласно условиям договоров пени и штрафы (ст. 317). Раньше налоговики это требование навязывали “от себя”, теперь это обязательная норма. Но у неё есть простой выход. Не надо вводить санкции в договоры, а при желании всегда можно возместить убытки, минуя налогообложение, на основании ст. 395 ГК РФ.

Было приведено достаточно много примеров, показывающих, насколько расходится методология налогового и финансового бухгалтерского учёта. Вернее, она едина, но разные ведомства сформулировали необходимые решения по-разному, каждое хотело подчеркнуть свой авторитет. Однако это не может не создавать огромные сложности для тех, кто работает. Из всего сказанного вырисовывается задача огромной важности, которую должна решить армия счётных работников: сколько Главных книг должен вести бухгалтер?

Возможны следующие ответы:

две: одну для налогового, а другую для финансового учёта;

одну, построенную по данным налогового учёта, и из неё уже надо будет трансформировать данные для финансовой отчётности;

одну, построенную по данным финансового учёта и из неё выводить данные для налоговой отчётности;

одну, построенную как инвариант, и из неё выводить данные, как для налоговой, так и финансовой отчётности;

две, при этом восстанавливается журнал регистрации фактов хозяйственной жизни, и каждому факту, при его идентификации, присваиваются, если в этом есть необходимость, две проводки: одну для главной книги налогового и другую для главной книги финансового учёта;

одну и только для финансового учёта. Для налогового учёта ведутся только специальные (аналитические) регистры по которым исчисляется налогооблагаемая прибыль.

В самом Налоговом кодексе нет чёткого ответа, так как его авторы колеблются между названными выше подходами. В самом деле, п. 1 статьи 313 гласит: “Налоговый учёт – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом”. Как следует из этой же, весьма пространной статьи, самостоятельная группировка фактов хозяйственной жизни возникает только в тех случаях, когда эта группировка противоречит той, которая принята в финансовом учёте, и с которым авторы 25 главы отождествляют весь бухгалтерский учёт. Таким образом, кажется, что авторы дают ответ (6) или, в крайнем случае, ответ (3). Однако огромное число отличий, заданных уже в учётной политике, приводит к тому, что совместить в одной Главной книге возможности налогового и финансового учётов будет очень трудно. Выбрать ответ (4) – это, по всей видимости, дело слишком сложное и небесспорное. Поэтому самым лучшим решением будет ответ (2), ибо учёт налоговый будет жёстко контролироваться, а санкции могут оказаться слишком болезненными.

В случае, если администрация выберет вариант (5) с ведением двух Главных книг, множество фактов хозяйственной жизни придётся оформлять различными проводками в пределах общей номенклатуры счетов. Использование компьютерной техники позволит без дополнительных трудностей вести в полном объёме и налоговый, и финансовый учёт. Тут надо отметить, что вариант (5) предоставляет собой, в сущности, модификацию варианта (1), который формально самый правильный.

Сам бухгалтерский учёт следует признать состоящим минимум из трёх разновидностей:

налоговый учёт,

финансовый учёт,

управленческий учёт.

Это всё один учёт, и если налогообложение прибыли будет основано на диграфической (двойной) записи, то не возникнет того парадокса, который имеет место сейчас: налог на имущество исчисляется по данным финансового учёта, а налог на прибыль бухгалтеры должны исчислять по методам униграфической (простой) записи.

26 октября 2001 года в актовом зале Университета экономики и финансов они приняли резолюцию, отражающую их взгляды. В ней, в частности, подчёркивалось, что:

все требования нормативных и профессиональных документов, противоречащие 25 главе НК РФ, должны быть признаны утратившими силу;

органы, регулирующие методологию бухгалтерского учёта, совместно с представителями Министерства по налогам и сборам, должны составить на основе нового плана счетов и в соответствии с требованиями НК РФ перечень основных корреспонденций бухгалтерских счетов, отражающих типовые хозяйственные ситуации;

главным бухгалтерам должно быть вменено в обязанность вести главную книгу балансовых счетов в строгом соответствии с требованиями НК РФ;

расчёт налогооблагаемой прибыли должен выполняться в бухгалтерском учёте в соответствии с буквой и духом главы 25 НК РФ;

сам расчёт должен исходить из традиционных правил двойной бухгалтерии, а все записи должны быть основаны на первичных, надлежащим образом оформленных документах;

все правила бухгалтерского учёта должны быть приведены в соответствие с требованиями НК РФ;

требования статьи 120 НК РФ должны быть распространены только на те случаи, когда регистры бухгалтерского учёта ведутся с нарушением требований налогового законодательства;

организациям, ценные бумаги которых котируются на бирже или к которым зарубежные партнёры предъявляют соответствующие требования, должно быть предоставлено право вести бухгалтерский учёт как согласно требованиям НК РФ, так и совершенно самостоятельно, в соответствии с правилами МСФО;

бухгалтерам должно быть сообщено, что согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона “О бухгалтерском учёте” им предоставляется право отклоняться от требований нормативных документов, если это будет способствовать более правильному представлению дел предприятия.