Изменена последовательность.

Уменьшено количество разделов.

А). Изменения в структуре Плана счетов

Анализ изменений, внесенных в План счетов

План счетов как документ системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации относится к документам третьего уровня фактически сложившейся системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, то есть стоит на самой низкой ступени государственного регулирования бухгалтерского учета. Следовательно, по своему содержанию указанный документ не может устанавливать требования к ведению бухгалтерского учета, которые должны быть определены документами более высоких уровней. Поэтому в преамбуле к Инструкции по применению нового Плана счетов указано:

“принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета”.

Формирование нормативной базы в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета, предполагало разработку, во-первых, положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), во-вторых, разработку методических рекомендаций по их применению. В качестве примера такого “дуэта” можно привести ПБУ 6/97 “Учет основных средств” и Методические указания по учету основных средств. Указанные документы по бухгалтерскому учету охватывали почти все вопросы ведения бухгалтерского учета основных средств: от определения до конкретного отражения по счетам бухгалтерского учета (отметим, что в Методических указаниях приводится только общая характеристика счетов, без указания их кодов).

Таким образом, если бы на данный момент времени были: разработаны ПБУ и методические рекомендации по всем объектам учета, то в сумме указанные документы составили бы “инструкцию по применению Плана счетов”. Следовательно, при разработке нового Плана счетов необходимо было бы сосредоточить внимание на классификации счетов, их корреспонденции и т.д., то есть решать больше “технические” вопросы бухгалтерского учета, нежели формировать их теоретического основание.

В результате проделанной работы бухгалтеры — практики получили бы документ, который по своему назначению относился к классификаторам или справочникам, носил рекомендательный характер и был легко адаптируемым к изменениям нормативных актов по бухгалтерскому учету и специфике хозяйственной деятельности организаций.

Однако на данный момент времени система нормативных документов (ПБУ и методические указания по всем объектам бухгалтерского учета) еще не сформирована. Этот факт не мог не сказаться на содержании нового Плана, счетов и Инструкции по его применению.

В соответствии с новой редакцией в План счетов бухгалтерского учета организаций были внесены изменения в структуру, назначение и содержание счетов, которые можно классифицировать следующим образом:

- перегруппировка разделов Плана счетов;

- перегруппировка счетов внутри разделов;

- изменение кодов и наименований счетов;

- аннулирование счетов;

- введение новых счетов;

- изменение назначения и содержания счетов.

Все счета новой редакции Плана счетов сгруппированы по восьми разделам вместо девяти действовавших ранее: исключен раздел IX "Кредиты и финансирование".

Счета данного раздела, отражающие расчеты по кредитам и займам, перенесены в раздел VI "Расчеты", а счет учета целевого финансирования - в раздел VII "Капитал" (в прежней редакции - "Капитал и резервы").

Таким образом соблюдена логическая взаимосвязь счетов по их содержанию внутри соответствующих разделов Плана счетов.

В новом варианте раздел VII "Финансовые результаты и использование прибыли" (новое наименование - раздел VIII "Финансовые результаты") перенесен в конец Плана счетов.

Такой подход соответствует прежде всего принципам формирования финансового результата как конечной цели деятельности организации.