Естественно-научное направление психологических
Психологические идеи в немецкой классической философии
Итоги эпохи Просвещения
Попытки объяснить поведение людских масс естественным и закономерным ходом истории, устремленным к новым прогрессивным формам жизни, независимым от власти правителей, вызвали ярость реакционных кругов. Многие мыслители эпохи Просвещения жестко преследовались. Их сочинения сжигались. Но идея прогрессивного исторического развития народа и его культуры как факторов, определяющих сознание отдельных индивидов, укрепилось и обогатилась в следующую эпоху, оказав глубокое влияние на искания и в области психологии.
Век Просвещения подготовил два направления в разработке проблем психологического познания: а) изучение психики как функции высокоорганизованной материи – головного мозга. Это способствовало экспериментальному исследованию тех явлений, которые считались порождением бестелесной, соединяющей человека с Богом души; б) направление, согласно которому индивидуальная психика коренится в социальных формах, нравах, обычаях, духе народа, движимого собственной энергией культурного творчества, а не божественным промыслом. Оно вело к позитивному изучению фактов, запечатлевших психологическое своеобразие исторического бытия этого народа (в языке, мифологии, быте и др.).
Иммануил Кант (1724-1804)– выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист явиля родоначальником немецкой классической философии К основным сочинениям относятся «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика собственности суждения» (1790).
Научное знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты – это «вещи в себе». Они не познаваемы. Он назвал их ноуменами – умопостигаемыми сущностями, в отличие от феноменов как чувственно созерцаемых явлений.
Эти явления осознаются субъектом благодаря тому, что он обладает от рождения особыми орудиями – априорными (предшествующими всякому опыту и независимыми от него) формами мышления, способами организации знания, категориями. Помыслить о чем бы то ни было - значит обобщить, синтезировать чувственные представления посредством категорий (таких, как причинность, время, пространство). Они фильтруют и структурируют данные нашего опыта, который без этих категорий был бы бессмысленным хаосом.
Т.о., проблематика научной деятельности И.Канта очень обширна и включает обоснование всеобщности и необходимости научного знания и познания, развитие учения о пространстве и времени как априорных формах чувственности, исследование вопросов рассудка и разума, явления и «вещи в себе», природе и свободе. Все эти проблемы вплетены в психологическую концепцию великого ученого.
Учение канта, доказывая априорную целостность, интегральность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кантова идея о том, что сознание изначально организовано, изначально обладает структурой и способами построения своего материала, прочно вошла во многие психологические концепции XX столетия.
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)– выдающийся немецкий философ, второй после Канта представитель немецкого классического идеализма. Активный общественный деятель. Приверженец строго научного исследования явлений. Последователь субъективно-идеалистического подхода и принципа в теории познания. В качестве принципов науки И.Фихте провозглашает свободу, волюнтаризм, критицизм и очевидность. В основу его психологической концепции положено учение о субъекте деятельности – «Я». Раскрывая его содержание, ученый обращает внимание на то, что «Я» - это есть абсолютный субъект, который наделен бесконечной активностью и творит мир. Но «Я» - не индивидуально, но и не субстанция. «Я» - это и нравственная деятельность сознания, и ограниченный человеческий субъект (эмпирическое «Я»)
Человеческое «Я» представляется И.Фихте противопоставлением в своих рамках («я» - «не-я»), как результат ограничения и противопоставления. На основании своей концепции ученый делает выводы, что сущностью «Я» является деятельность, а не познание (как у Канта). Органом разумного познания у личности выступает созерцание истины умом – «интеллектуальная интуиция». Ее творческая способность раскрывается в разумной воле, которая проявляет себя в эмпирическом «Я». Знание человека не является целью, а провозглашается средством господства над природой.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)– немецкий философ, представитель немецкой классической философии. В своей теоретической концепции Ф.Шеллинг применил диалектический метод к природным процессам. Природное тело он представил продуктом деятельности динамических начал – сил, противоположно направленных. В основе живого организма заложен принцип целесообразности. Деятельность человеческого «Я» имеет теоретическую и практическую сферы. Содержание человеческой деятельности представлено психологической схемой, включающей этапы: ощущения – созерцания – представления – суждения- осознания себя самостоятельным и самодеятельным.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) –великий немецкий мыслитель. В основу всех явлений природы и общества ученый положил абсолютное, духовное и разумное начало в трех его формах: «абсолютную идею», «мировой разум», «мировой дух». В соответствии с этими компонентами Г.Гегель выделяет этапы развития абсолютной идеи. Логика – это развитие идеи в собственном лоне, в стихии чистого мышления, где идея раскрывает свое содержание в системе взаимопереходящих логических категорий. Философия природы– это развитие идеи в форме инобытия – природы, которая служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность. Философия духа– это развитие идеи в мышлении и истории (в «духе»). На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Психология Г.Гегеля изложена в учении о субъективном духе – индивидуальном сознании. В соответствии с его концепцией индивидуальное сознание в своем развитии проходит этапы – ступени:
- дух как душа, который сплетен с телом (формы психических проявлений, обусловленные возрастными, физиологическими, национальными особенностями: ощущения, характер, темперамент). В таком контексте он выступает предметом антропологии;
- дух как сознаниепредстает в форме рефлексии и является предметом феноменологии духа (развитие сознания вообще, далее – к самосознанию и к разуму);
- дух как ум (теоретический дух – познание), воля(практический дух), нравственность(свободный дух) предстают предметом собственно психологии.
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)– немецкий философ-материалист, атеист. Особенность теоретической концепции Л.Фейербаха заключается в ее антропологизме. Исходный пункт его антропологии – критика Гегеля по вопросам идеалистического понимания человеческой сущности и сведения к самосознанию; отказ от идеализма вообще («природа составляет основу духа»); подчеркивание связи идеализма с религией и идеалистического характера гегелевской диалектики.
В антропологии Л.Фейербаха на первый план выступает проблема сущности человека, которая является единственным универсальным и высшим предметом философии. В этой связи человек предстает субъектом мышления, а не мышление является субъектом.