Психологическая мысль в эпоху Возрождения

Эпоха Ренессанса – Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возникновение машинного производства, совершенствование орудий и продолжающееся разделение мануфактурного труда, распространение книгопечатания, географические открытия – все это изменило представления человека о мире и о самом себе. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека. А в этических концепциях обосновывается его право на счастье.

Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу – центральное звено любой научной системы о человеке. В университетах того времени студенты просили преподавателей: «Скажи о душе», - что являлось своего рода лакмусовой бумагой, характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя.

Николай Кузанский (1401-1464).Мыслитель раннего Возрождения. За сто лет до Коперника высказал мысли о геометро-механистической картине мира, что предопределило его мировоззренческие взгляды. Сочинения: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Простец об уме» и др. Кузанский – первый пантеист эпохи Возрождения - утверждает: «Человек есть Бог…Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он - микрокосм, или человеческий мир».

Процесс познания означает для Н.Кузанского бесконечное совершенствование человеческих знаний. В нем выделяются четыре ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интеллекта-разума, интуитивное (мистическое) познание. Новым словом ученого является определение присутствия рассудка как высшей ступени познания в ощущении-чувстве (как деятельность внимания и различения). Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Н.Кузанским признавался разум (intellectus). По причине того, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях», рассудок мыслит их в соответствии с законом противоречия. Разум же способен мыслить бесконечно.

Леонардо да Винчи (1452-1519) . Один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, где по-прежнему комментировались тексты древних, а в мастерских художников и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и стиль научного мышления. В своей научно-творческой практике они были «преобразователями мира». Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а говоря языком Леонардо, «божественной науке живописи». При этом под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах. «Живопись, - писал великий ваятель, - распространяется на философию природы». Смысл научной деятельности ученый видел в практической пользе человечеству. Вместе с тем он обосновал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления, как главного пути открытия истин. «Наука полководец, практика – солдаты». Математику ученый считал наиболее достоверной наукой, необходимой для осмысления и обобщения опыта.

Пьетро Помпонацци (1462-1525).Итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В трактате «О бессмертии души», исходя из теории двойственной истины отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души. В сочинении «О причинах естественных явлений, или о волшебстве» ученый предлагал объяснить все явления не верой в таинства природы, а естественными причинами.

Хуан Луис Вивес (1492-1540).Известный испанский гуманист, педагог. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Френсиса Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение не сущности души («что есть душа?»), а индуктивное исследование ее проявлений. Так, в знаменитой книге книг «О душе и жизни» (1538) он доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно организовать процесс воспитания. Не абстрактная «сущность» души, а ее реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа.

В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности. Вивес подчеркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приемы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного схоластически-умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов.

Последователь Вивеса, врач, Хуан Уарте (1530-1592)также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследование способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой… какие виды дарования имеются в человеческом роде… какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности … по каким признакам можно узнать соответствующее дарование»,

Бернардино Телезио (1509-1588).Учение Б.Телезио относят к натуфилософским системам эпохи Ренессанса.Известность мыслителю принесла работа«О природе вещей в соответствии с ее началами». Эти «начала» он положил в основу деятельности созданного им близ Неаполя естественно-научного общества. Необузданная фантазия («вариации на тему Эмпедокла»), характерная для всей науки этого периода, проявилась в концепции души Б.Телезио. Весь мир, согласно его взглядам, наполнен страдательнго-пассивной материей – «полем битвы» противоположных начал: «тепла» и «холода». В этих двух началах осуществляются восприятия людей – бестелесные и одушевленные «первостихии». Поэтому и душевные явления рассматриваются ученым как функции тепла и холода. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях - телесно-смертной и духовно-бессмертной.

Опираясь на материалистические традиции, Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила. Стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль…) – ее слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений.

Джордано Бруно (1550-1600).В своем учении развивает материалистически-пантеистические взгляды Н.Кузанского и Н.Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты: «О бесконечном». «О сочетании образов и представлений», «Изгнание торжествующего животного», «О монаде, числе и фигуре». В них Д.Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно «переселяется» в творящую природу, которая сама по себе есть «бог в вещах». Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы: «Мир одушевлен вместе с его членами».

Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж.Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности.

Томмазо Кампанелла (1568-1639).Исходной позицией психологических воззрений сторонника учения Б.Телезио является сенсуализм. Теория Т.Кампанеллы направлена против представлений о «формах», способностях и потенциальных сущностях. Всякое познание, утверждает ученый, имеет своим источником опыт и чувства.

Мыслителем в своих трудах описывается система психологических понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д. Все определения выводятся из ощущений, однако чувственное познание нуждается в дополнении рассудком. Рассудок, основанный на понятии и воображении, объединяет чувственные восприятия и опыт. Общие понятия присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук.

Вместе с познанием ученым утверждается существование веры. Противоречий между верой и познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение Бога. Следуя Августину, Т.Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя.