Необихевиоризм
Необихевиоризм — психологическое направление, которое берет свое начало в бихевиоризме и основано на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты.
Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся концепции американских психологов Б.Скиннера, К.Халла, Э.Толмена.
Скиннер Беррес Фредерик — создатель концепции „оперантного бихевиоризма“. В качестве ключевого ввел понятие „оперантного обусловливания“, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции. Выступал с критикой необихевиоризма за введение „промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением.
Халл Кларк Леонард — автор „гипотетико–дедуктивной“ концепции поведения. Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. В качестве „промежуточных переменных“между элементами классического бихевиоризма предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель.
Толмен Эдвард Чейс — создатель „когнитивного“ направления необихевиоризма. Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж. Уотсона и основывался на идее целостного, или „молярного“, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте.
Гуманистическая психология
Критика бихевиоризма родоначальниками гуманистической психологии
Под влиянием европейских идей Олпорт пришел к необходимости рассматривать целостную личность, а не ее фрагменты. В университете его обучали в бихевиористских традициях, в духе схемы S-O-R, где О — это организм, опосредующий связь между стимулом S и реакцией R. На самом деле, говорит Олпорт, мы обнаруживаем маленькое S и маленькое R, но очень большое О.
Бихевиоризм, по А.Маслоу, вообще не дает возможности понять суть человека; за рамками психоаналитической антропологической картины остались «богоподобные качества» человека . А.Маслоу не предлагает духовной антропологической позиции, оставаясь в рамках психологии, «богоподобные качества» остаются скорее метафорой, демонстрирующей, однако, общую интенцию его теоретизирования и практики. Главное возражение Маслоу бихевиоризму состояло в том, что исследование животных, вроде голубей или крыс, способно разъяснять только те грани человеческой жизнедеятельности, которые у нас с этими животными являются общими. И, следовательно, всё это не имеет никакого отношения к пониманию более высоких, истинно человеческих свойств, уникальных для жизни именно человека, отрицательных именно человеческих качеств. Он также критиковал неучитывание бихевиористами сознания и самонаблюдения и их исключительную сосредоточенность на изучении поведения.
В течение долгих лет К. Роджерс «воевал» с бихевиористской психологией и с психиатрами. В частности, он отстаивал право психологов легально заниматься психотерапией.
Критика фрейдизма родоначальниками гуманистического направления в психологии
В научных исследованиях поведения человека доминировал бихевиоризм, в то время как вся область внутреннего мира человека была вотчиной психоанализа. Однако были независимые от этих лагерей исследователи.
Олпорт, к примеру, в своих работах был эклектиком и систематизатором, используя идеи всех этих направлений.
В своей критике психоанализа Маслоу показывал, что Фрейд и его последователи делали свои заключения насчёт человеческой души, отталкиваясь, прежде всего, от исследований в области психопатологии, и не мог мириться с их биологическим редукционизмом и склонностью объяснять все психологические процессы на языке основных инстинктов. По сравнению с ними гуманистическая психология обращала своё внимание на людей здоровых, а также на людей, показывающих необычные способности в различных областях, на развитии человека.
Если по типу формирования концепция К. Роджерса аналогична концепции З. Фрейда, то по содержанию они во многих аспектах противоположны. К. Роджерс — создатель недирективной, или центрированной на клиенте психотерапии, при которой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нем не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я.
А.Маслоу
Абрахам Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. В соответствии с положениями его теории, особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.
А. Маслоу разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:
· физиологические потребности
· потребность в надежности
· социальные потребности
· потребность в уважении, осознании собственного достоинства
· потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
· мотивы имеют иерархическую структуру;
· чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;
· высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу;
· с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.
Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности для обычного человека могут стать ведущими. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация.
Клиент-центрированная психотерапия
Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним.
Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения, в соответствии с которыми Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий:
1.Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте.
2.Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен.
3.Психотерапевт гармоничен или интегрирован.
4.Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту.
5.Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту.
6.Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта.
Подход Роджерса используется при консультировании и терапии в таких областях как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент.
Ключевые понятия клиент-центрированной терапии:
· безусловное позитивное отношение — забота о человеке, не требующая никаких личных наград, не являющаяся собственнической.
· значение личности — включает локус силы принятия решений и контроля.
· межличностное понимание — практика эмпатического понимания, цель которого — понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.
· неконгруэнтность — нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое.
· объективное понимание — понимание на социальном уровне, с помощью которого в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.
· поле опыта — уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию.
· полноценно функционирующая личность — человек, полностью осознающий свое реальное «я».
· группы встреч или Инкаунтер-группы
· конгруэнтность — состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием.
· субъективное понимание — понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт.
· тенденция к самоактуализации — часть процесса, характерного для всех живых существ, котороая у человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма.
· требование признания заслуг — тип поведения и аттитюдов, отрицающих какой-то аспект «я».
· эмпатическое понимание — способность точно воспринимать чувства других людей.
· «Я»-идеальное — оптимальная «я»-концепция человека.