Естественно- правовая концепция Г.Гроция. Учение о международном праве.

Возникновение рационалистической концепции естественного права (XVII в.)

Рационализм, т.е. оценка общественных отношений с позиций “здравого разума”, применение к ним правил логики (типа: если все люди равны по природе, в чем смысл и оправдание сословных привилегий?) были могучим орудием критики феодальных отношений, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним прилагалась мерка природного равенства людей.

Социальной основой революций XVII в. были горожане (растущая буржуазия) и угнетенное феодалами крестьянство.

Классическим воплощением нового мировоззрения явилась теория естественного права. Эта теория стала складываться в XVII в. и сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки восходят к трудам ранних буржуазных мыслителей, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека. Теория естественного права основана на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный хар-ер теории естественного права состоял уже в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего, права.

 

Гуго Гроций (1583-1645 гг.) - известный голландский юрист, гос.деятель и писатель.

Его основные труды по праву. "О праве войны и мира" (1625 г.), благодаря ему, он считается основателем всеобщего гос.права; философии права и имущественного права. Политико-правовые взгляды Гроция изложены и в трактате "о праве добычи, его часть под названием "Свободное море, или о праве принадлежащим голандцем в области торговли с Индией" был опубликован в 1609 г. Этот труд он написал против притязаний Исландии на исключительное право торговли в Индии; он защищал здесь проект свободного пользования морями.

Теория права. Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей, а не божественном.

Гроций делит право на:* естественное право; * волеустановленное право.

Естественное право - предписание человеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие в соответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемым или порицаемым. Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.

На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):

* Воздержись от присвоения чужого. * Верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении.

* Возмести выгоду за пользование чужой вещью. * Договора должны выполняться. * Возмести ущерб, причиненный по твоей вине. * Воздаяние людям заслуженного наказания.

Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю. Последнее, в свою очередь подразделяется на две ветви:

* право человеческое; * право божественное.

Человеческое право складывается из права внутригос-венного (исходящего от гражданской власти) и права народа (получающего "обязательную силу волею всех народов или многих из них"). Проводя эти и другие разграничения внутри человеческого права, Г. Гроций постоянно подчеркивает, что прародительница такого права - "сама природа человека", и потому все производные от естественного права образования должны соответствовать его началам, т.е. человеческое право должно соответствовать естественному праву. Сколько-нибудь значительной роли божественному праву Гроций не отводит: "Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом..."

Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

Вопрос частной собственности. Частная собственность не является естественным правом, а является позитивным правом.Но! В силу перечисленных положений естественного права посягать на нее нельзя. Исходная, стержневая категория его доктрины - понятие и содержание справедливости и естественного права - раскрывается через частноправовые институты. Поэтому справедливость, как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательства на чужое достояние".

Международно-правовые взгляды главной причиной написания "Трех книг о праве войны и мира" было стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Основой международных отношений считал не силу, а право и справедливость.

Г. Гроций отчетливо осознавал, что в современном мире нельзя избежать войн. Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "По природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юр.подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начало войны может быть не что иное, как правонарушение". Справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности гос-ва, защиты имущества - это нормальная реакция, ответ на совершенное правонарушение.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужым имуществом, покорение других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций "обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

Признавая войны неизбежными, он вместе с тем настоятельно призывал воюющие стороны по возможности смягчать ужасы и жестокости войны; щадить женщин, детей и стариков, по-человечески обращаться с военнопленными, не обрушать гнев победителей на мирных граждан побежденной страны, не допускать напрасных захватов и истребление имущества враждебного народа и т.д.

Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права.

Учение Гроция о праве войны и мира было направленно на формирования нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и гос-вами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными гос-вами. В этой связи одним из принципов международного права считал незыблемость договоров между гос-вами.

 

46) Учение Г.Гроция о происхождении и сущности гос-ва. Права и свободы подданных.

Теория гос-ва. Догос-венная стадия жизни людей хар-еризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести изысканный образ жизни, появились различные пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры. Появилась частная собственность.

Естественные качества людей такие, как: * общительность (люди тянутся к людям); * разум (люди могут договориться и общаться между собой).

Эти качества побудили их заключить договор о создании гос-ва. Итак, гос-во создается на основе договора людей. Теория договорного происхождения гос-ва противостояла феодальной концепции "богоустановленности" власти. Первоначально люди объединились в гос-во не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, оттуда ведет свое происхождение гражданская власть.

Целью гос-ва является правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силами и его общего согласия". Гос-во же, по Гроцию, "есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Признакам гос-ва является верховная, суверенная власть, к атрибутом которой относится издание законов (как в области религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководства их деят-тью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Общим носителем верховной власти (т.е. суверенитета) является гос-во в целом (как совершенный союз), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц - сообразно законам и правам того или иного народа.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса как о носителе верховной власти, так и о формах правления.

Каждая существенная форма правления, а Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатных вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику имеет своим источником общественный договор, а поэтому соответственно носителям суверенитета является лицо, или группа лиц, или собрание, либо сочетание лиц и собраний, обладающих атрибутами верховной власти. Носителем верховной власти представляют гос-во не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. До заключения общественного договора суверенитет принадлежал народу, поэтому при создании гос-ва народ мог избирать любую форму правления, но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям, и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполнятся. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться, хотя бы и несправедливым предписанием властей. Однако в эту концепцию Г. Гроций вносит ряд существенных корректив, в частности, о праве подданных сопротивляться верховной власти. Это было во многом обусловлено необходимостью обосновать правомерность борьбы народа Голландии за свою независимость от Испании.

Гроций юр.доводами стремится доказать, что если король помышляет против всего народа и ведет истребительную войну, то это оправдывает восстание народа.

Права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении гос-ва и гражданской власти. Гроций допускает право подданных на сопротивление властям, но лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения гос-ву или не приведет к гибели многих неповинных.

 

47) Концепция обществ.договора в политико-правовом учении Т.Гоббса: политико-правовой импресонализм.

Согласно представлениям Гоббса, переход к общественному, гос-венному состоянию совершался с помощью общественного договора, но он допускал и возможность "естественного способа происхождения гос-ва", то есть завоевания власти с помощью силы. Однако предпочтительнее для него был общественный договор. Отказываясь от естественного права (то есть свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на гос-во, сущность которого определялась как "единое лицо, ответственным за действие, которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства все их, так как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты".

Т.о., общественный договор заключался не между народом и носителями верховной власти, а между людьми (каждый соглашается с каждым) по поводу вручения гос-вом их естественных прав (за исключением права самозащиты). Общественный договор предполагал, что люди доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой и обязуются признавать все решения действия гос-ва. Более того, верховная власть не могла быть "уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была восстановлена".

Согласно общественному договору гос-во становилось абсолютным носителями всех властных отношений, независимых от своих подданных и требующих от них полного и беспрекословного подчинения. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы. Прерогативы суверена неделимы и непередаваемы никому: "Делить власть гос-ва - значит разрушать его". Гос-во, по образному выражению Гоббса, превращалось в Левиофана - мифическое чудовище, которое благодаря своей невероятной силе подчиняло себе всех.

Главный довод в пользу наделения гос-во такой властью в том, что отсутствие такой власти (оборачивающейся непрерывной "войной всех против всех") чревато значительно худшими последствиями. Из этого вытекает главное предназначение гос-ва в поддержании с помощью гражданских законов и гос.институтов власти мирных отношений, которые желали люди. Наделенное абсолютной властью гос-во должно выполнять не только полицейско-охранительные функции. Его задача "поощрять всякого рода промыслы, как судоходства, земледелие, рыболовство и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки"; силы принуждения к труду физически здоровых людей.

Одной из задач гос.власти является обеспечение той собственности "которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права". Частная собственность является условием общежития "необходимым средством к миру".