Учение Аристотеля о смешанной форме правления. Принцип распределения властей.

Проблема происхождения полисного гос-ва в учении Аристотеля. Классификация форм правления.

1. Происхождение гос-ва. Аристотель придерживался органической теории происхождения гос-ва, т. е. гос-во возникает по природе вещей. Это следует из природы человека. Гос-во - это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Но гос-во является высшей формой общения. Гос-во - это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в гос-ве завершается генезис этой политической природы человека.

2. Элементы (признаки) гос-ва. Для Аристотеля, как и для Платона, гос-во представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку "сделать гос-во чрезмерно единым". Гос-во состоит из множества элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению гос-ва.

Элементы гос-ва: 1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).

2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти). 3. Единый культ. 4. Армия. 5. Общий запас. 6. Единые представления о справедливости.

3. Форма гос-ва. Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления. Форма гос-ва определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).

Различаются:

1. Правильные формы правления - в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа). Это монархия, аристократия, и полития.

2. Неправильные формы правления - в них правители заботятся лишь о своем личном благе: тирания, олигархия и демократия.

Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части гос-ва, т.е. вообще хар-ерен для гос-ва как политического общения.

Из неправильных форм правления тирания - наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением хар-еризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.

Признаки политии: 1. Правит большинство. 2. Умеренный имущественный ценз на правящие должности. 3. Избрание путем голосования. 4. Торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав. 5. Преобладание среднего класса

 

Смешанная форма, по Аристотелю, — это гос.устройство, воспринявшее и соединившее в одно целое правильные начала (принципы) отдельных форм правления, как правило, трех: монархии, аристократии, демократии.

Полития - власть многих, в основном представителей среднего слоя, в интересах достижения общего блага.

Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только обеспечить самостоятельность семьи, но и ослабить противоречие между богатством и бедностью.

Социальной опорой в Политии выступает собственник земли. Гражданами признаются только лица со средним достатком. Свободные граждане идеального гос-ва не занимаются физическим трудом (земледелие, ремесло, торговля). Их удел воинские и управленческие занятия. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов.

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального гос-ва. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан умеренное, чтобы знали друг друга. Наилучшие условия для идеального гос-ва создает умеренный климат Эллады.

Чистая форма политии - редкость, ибо она требует сильного среднего класса, который преобладал бы над обеими крайностями. Большая часть существующих гос-тв - политии, но не в чистом виде. Им нужно стремиться к равновесию между противоборствующими элементами.

в IV в. до н. э., Аристотель в "Политике" указал на три элемента в гос-венном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы.

В большинстве форм правления эти способы одинаковы. Есть три основных элемента власти, существующих в каждом гос.строе:

-Законосовещательная власть; -Правительственно-административная власть. -Судебная власть.

Аристотель настаивает на том, что в разных формах власти просто различен приоритет элементов.

Окончательное решение дел предоставляется народному собранию в демократии. Крайняя степень демократии: Народное собрание уничтожает элементы власти, лишая должностных лиц всех прав.

Олигархия по Аристотелю: в ней соблюдается разделение компетенции между властями. Только часть вопросов передается на решение народного собрания.

В политии законосовещательная власть рассматривает общие дела полиса. К списку общих дел относятся: вопросы войны и мира, дипломатия, утверждение законов, утверждение должностных лиц, избрание, отчетность. Правительственная административная власть распределяет функции между должностными лицами, контролирует их деят-ть. Это просто распределение функций между ведомствами. Судебная власть осуществляет правосудие с позиций естественного права и законности. Значение суда колоссально: «Если суды устроены плохо, то это приводит к усобицам и даже к разрушению полисного строя. В связи с опасностью этого разрушения, Аристотель советует: для того, чтобы полис сохранял свое единство, надо различать такие понятия, как власть и управление. Управление подзаконно, а власть – это институт, который занимается утверждением и принятием законов. Управление носит подзаконный хар-ер.

На основе полит.взглядов Аристотеля в Новое время сформулирвоана идея разделения властей. В Англии XVII в. это Джон Локк, во Франции XVIII века – Монтескьё.

В античности классификация, данная Аристотелем, использовалась для различных моделей смешанного гос-ва.