Учение Аристотеля о гражданских добродетелях и правовой справедливости.

Учение о праве собственности и праве наследования в теоретическом учении Платона.

Правовая теория. Связано с разочарованием в первой модели гос-ва. Платон приходит к выводу, что нет на земле человека разум, которого был бы направлен на защиту только общего блага, поэтому даже мудрец не должен считать себя выше закона. Жизнь гражданина находится под контролем полиса. Этот контроль осуществляется на основании законов. Для того, чтобы законы были эффективными, Платон предлагает ограничить численность населения – 5040 семейств. Таким образом, будет поддерживаться постоянное количество хозяйств и это удобно для налогообложения и необходимо в случае созыва ополчения. Полис должен быть удалён от моря. В этом случае в полисе не будут накапливаться излишние богатства. Поэтому в полисе будет господствовать принцип умеренности. Платон анализирует силу закона на примере отраслевого права. Граждане обладают правом собственности. Он считает, что хороший гражданин это тот, у кого есть привязанность к личному имуществу и семье и таким образом у него возникает потребность действовать в общих интересах.

Право собственности – складывается из права владения, пользования и распоряжения. Основное правило, на котором строится принцип собственности: «Пусть никто, по мере возможности, не касается моего имущества, раз нет на то моего разрешения и я буду также относится к чужой собственности до тех пор, пока я в здравом уме». Право собственности гражданина должно быть ограниченно со стороны полиса – право распоряжения. Запрет купли-продажи земли. Ограничение размеров имущества. Цель ограничений – сохранение равновесия между гражданами. Земельные участки должны распределяться между общинами. Норма распределения – по количеству рабочих рук. Получение прибыли допустимо, но прибыль не должна превышать первоначальную стоимость и размера участка больше чем в пять раз. За гос-вом сохраняется право конфискации излишков. Наследование: преимущество у детей, основное преимущество за сыновьями, а дочери наследуют в случае отсутствии сыновей. Бездетные граждане обязаны усыновить ребёнка, чтобы передать ему наследство. Платон подчёркивает: наследник обязательно вступает в брак. Для достижения принципа умеренности, браки должны заключаться между неравными по социальному статусу. За заключением браков должно следить гос-во.

 

Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благоденствие или несчастье человека определяется капризами судьбы. Аристотель исключил также благочестие из числа исследуемых добродетелей. Философ ничего не говорит о роли богов в нравственной жизни людей, в его этике полностью отсутствует религиозность. Аристотель исследует этические проблемы, чтобы помочь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деят-ью разума, и этические - добродетели душевного склада, хар-ера. И те, и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком, как определить надлежащую середину для каждого из нас? По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека.

Добродетели Аристотель разделил, как уже было сказано, на два вида. Диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) и этические (нравственные). К первым относятся две - разумность, или мудрость, и рассудительность, практическая мудрость, приобретенная путем обучения. Вторые - добродетели воли, хар-ера; к ним относятся мужество, щедрость, нравственность и т.п. Последние вырабатываются путем воспитания привычек.

Чтобы стать добродетельным человеком, помимо знания, что есть добро и зло, требуется также время для воспитания хар-ера. Один хороший поступок еще не ведет к добродетели. Естественно, воспитание лучше всего начинать с детского возраста. Поэтому в сфере воспитания граждан Аристотель отводит большую роль законодательству и гос-ву.

Частная форма справедливости делится на два вида. Это распределяющая справедливость и справедливость уравнивающая.

При распределяющей справедливости принципом распределения всей суммы предметов оказывается достоинство лиц, между которыми производится распределение. Это принцип пропорционального распределения, устанавливающий некоторое отношение к качествам лиц, не имеющим хозяйственного значения (их заслуги, моральные доблести и т. д.).

Напротив, при уравнивающей справедливости переход предметов из одних рук в другие (как это бывает в отношениях купли-продажи, рыночного обмена и т. д.) определяется не учетом достоинства лиц, обменивающихся продуктами, а другими, экономическими соображениями и основами. Здесь справедливое есть равное (а несправедливое — неравное) не в силу пропорциональности, как это бывает в случае распределяющей справедливости, а на основе прямого сравнения согласно арифметической пропорциональности. Здесь неравенство материального порядка и состоит в противоположности между материальным ущербом и материальной выгодой, а справедливое есть равное, занимающее середину между ними. Но равное в этом случае — непростое тождество. Вопреки мнению пифагорейцев, возмездие тем же самым несправедливо. Если начальник ударит подчиненного, то подчиненный не может ответить ему тем же самым, а если все же решится на это, то будет наказан. В меновых отношениях справедливость достигается посредством пропорциональности: «Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности».