ТОМАС МОР И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА.

 

1. Юридический статус собственности. Организация труда и распределения. Знание и образование.

2. Принципы политической организации общества.

3. Право и правосудие в идеальных коммунистических государствах.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Правопонимание Н. Макиавелли».

Номер задания по практикуму: 107-110.

Источники:

- обязательные: 1-6;

- дополнительные: 29-28.

 

Семинарское занятие 6 по теме 6: «Политические и правовые учения в Голландии и Англии в XVII в.» - 2 часа.*

Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды Гуго Гроция, Джона Локка, Томаса Гоббса и Бенедикта Спинозы.

Вопросы к обсуждению:

А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГУГО ГРОЦИЯ

 

6. Особенности естественно-правовой теории в концепции Гроция.

7. Происхождение государства, его цели и задачи. Определение государства.

8. Естественное и положительное право.

9. Законность в государстве и гарантии ее соблюдения.

10. Международно-правовые взгляды Гроция.

 

 

Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ ДЖОНА ЛОККА.

 

5. Происхождение частной собственности и государства.

6. Политическая и гражданская свобода.

7. Учение о законах и законности. Характеристика законодательной деятельности.

8. Условия, необходимые для реализации права народа на оказание сопротивления законной власти.

 

В. Политические и правовые взгляды Т. Гоббса. «Левиафан»

Г. Политико – правовые идеи Б. Спинозы.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Теория разделения властей и ее особенности в учении Дж. Локка».

Номер задания по практикуму: 121-125.

Источники:

- обязательные: 1-6;

- дополнительные: 29-38.

Семинарское занятие 7 по теме 7 «Политические и правовые учения в России в период образования единого суверенного государства, формирование сословно-представительной и абсолютной монархии (вторая половина XIV-XVII вв.) – 2 часа.

Цели и задачи:

Вопросы к обсуждению:

1.Особенность политико-правовых учений в России.

2.Доктрина «Москва – Третий Рим».

3.Политико-правовые взгляды «иосифлян» и «нестяжателей».

4.Общая характеристика развития политико-правовой системы России к. XVI – XVII вв.

5.Политико-правовые концепции к. XVI в. – н. XVII вв.

6.Воззрения Аввакума на государство и право.

7.Политико-правовые идеи Ф. Карпова.

8.Программа государственных реформ И. Пересветова.

9.Иван IV (Грозный), А. Курбский, И.Тимофеев о правовом статусе власти.

10.Публицистика Смутного времени: «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание», «Извет», «Новая повесть».

Задания для самостоятельной работы:подготовить сообщение на тему««Меркантилистские» социально-политические идеи А.Ордина-Нащокина, Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича»

Номер задания по практикуму: 25-29,39,129-133.

Источники:

- обязательные:1-6;

- дополнительные: 39-55.

 

Семинарское занятие 8 по теме 8: «Политические и правовые учения во Франции в XVII в.» - 2 часа.*

Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, М. Робеспьера.

Вопросы к обсуждению:

А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ III МОНТЕСКЬЕ.

 

1. Концепция преддоговорного состояния и условия заключения договора об образовании государства.

2. Роль географического фактора в определении формы государства и качества законов в разных странах и у различных народов.

3. Политическая и гражданская свобода в понимании Ш. Монтескье.

4. Лучшая для Франции форма правления.

 

 

Б.РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Ж.-Ж. РУССО

 

6. Три степени происхождения неравенства.

7. Критика тиранических (деспотических) политических режимов.

8. Учение об общественном договоре.

9. Идеальная республика: социальное и политическое устройство. Роль государства в жизни граждан республики.

10. Правопонимание. Классификация законов.

 

В.ПРИНЦИПЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЙ В ТЕОРИИ М. РОБЕСПЬЕРА.

 

8. Аргументация права народа на оказание сопротивления монархической власти.

9. Учение о политических правах. Принципы свободы печати.

10. Характеристика революционного правления.

11. «Деспотизм свободы» против врагов народа.

12. Особенности законности в революционном правлении. Революционное правосознание.

13. Преследование врагов народа и подозрительных. Роль революционных трибуналов.

14. Характеристики конституционного правления.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности учения о разделении властей Ш. Монтескье».

Номер задания по практикуму: 134-139.

Источники:

- обязательные: 1-6;

- дополнительные: 56-67.

 

Семинарское занятие 9 по теме 9 «Политические и правовые учения США периода борьбы за независимость» - 2 часа.

Цели и задачи: рассмотреть особенности развития политической и правовой мысли в США в период становления независимости.

Вопросы к обсуждению:

  1. Становление американской политико-правовой мысли.
  2. Особенности развития и идейно-теоретические истоки политико- правовой мысли в США.
  3. Политические и правовые взгляды "федералистов" и их отраже­ние в учении А.Гамильтона. Воплощение его политических идей в Конституции 1787 г.
  4. Политические идеи Дж. Адамса.
  5. Политико-правовое уче­ние Дж. Мэдисона и его реализация в Конституции США.
  6. Естественно-правовая доктрина Т. Джефферсона и политико-правовые идеи Декларации независимости.
  7. Политические и правовые взгляды Б. Франклина.
  8. Политико-правовые идеи Т. Пейна.

Задания для самостоятельной работы:подготовить сообщение на тему «Идеи пуританских политических мыслителей в США»

Номера задания по практикуму: 46,47,140.

Источники:

- обязательные:1-6;

- дополнительные: 56-67.

Семинарское занятие 10 по теме 10: «Политические и правовые учения в Германии (XVIII-первая половина XIX в.)» - 2 часа.

Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и Ф.Энгельса.

Вопросы к обсуждению:

А.ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ И. КАНТА

 

1. Категорические императивы: условные и безусловные.

2. Правопонимание. Взаимодействие категорических императивов с правовыми нормами.

3. Конституционная монархия как республиканская форма.

4. Учение о вечном мире и этапах его достижения.

 

Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ.

 

1. Концепция происхождения государства.

2. Стадии развития права.

3. Учение о преступлении и наказании.

4. Категории нравственности: семья, гражданское общество и государство.

5. Учение о разделении властей и конституционной монархии как наилучшей форме реализации.

 

В.УЧЕНИЕ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА О ГОСУДАРСТВЕ, ПРАВЕ И РЕВОЛЮЦИИ.

 

1. Концепция происхождения государства.

2. Определение сущности государства и права.

3. Учение о революции и ее стадиях.

4. Диктатура пролетариата как власть переходного от капитализма к коммунизму периода.

5. Теория двухфазового развития коммунистической формации.

 

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности учения И. Канта о разделении властей».

Номер задания по практикуму: 141-145.

Источники:

- обязательные: 1-6;

- дополнительные: 56-67.

Семинарское занятие 11 по теме 11: «Политические и правовые учения в Европе в период упрочнения капитализма» - 2 часа.

Цели и задачи: изучение характерных черт политических и правовых учений в Европе в период упрочения капитализма

Вопросы к обсуждению:

1. Западноевропейский либерализм первой половины ХIХ в.

1.1. Английский либерализм. И. Бентам, Дж. Милль.

1.2. Либерализм во Франции. Б. Констан, А. Токвиль.

 

2. Основные направления развития политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине ХIХ в.

2.1. Европейский либерализм.

2.2. Консерватизм.

2.3.Социализм.

3. Европейская политико-правовая мысль второй половины ХIХ в.

3.1. Позитивизм и развитие политико-правовых взглядов. Г. Спенсер, Л. Гумплович.

Неокантианское учение о праве. Ф. Штаммлер.

Политико-правовые взгляды Ф. Ницше.

 

Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщения по вопросу «Общая характеристика политико-правовой мысли победившего промышленного капитализма».

Номера задания по практикуму: 51-55,146-161.

Источники:

- обязательные:1-6;

- дополнительные: 56-67.

Семинарское занятие 12 по теме 12: «Политические и правовые учения в России (XIX в.)» - 4 часа.*

Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды М.М. Сперанского, Н.М. Карамзина, П.И.Пестеля, Н.М.Муравьева.

Вопросы к обсуждению:

А.ПЛАН ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М. М. СПЕРАНСКОГО.

 

Происхождение государства.

Цели и задачи государства.

План государственных преобразований 1809 г.: форма правления, государственное устройство.

Критика крепостного права: проект его ликвидации.

Проект социальной организации общества.

 

Б.ПРОЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ В УЧЕНИИ Н.М. КАРАМЗИНА

 

7. Проекты реформирования российского самодержавия.

8. «Самодержавие – Палладиум России».

9. Представление о разделении властей.

10. Сословная организация российского общества.

11. Отношение к крепостному праву и предложения по его ограничению.

12. План развития образования России.

 

В.«РУССКАЯ ПРАВДА» П.И. ПЕСТЕЛЯ.

 

5. Желательная для России форма правления и государственного устройства.

6. Отмена крепостного права и ее условия. Режим землевладения.

7. Пути и средства преобразований.

8. Революционное правление и его характеристика.

 

Г.ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИЙ Н.М. МУРАВЬЕВА.

 

5. Форма правления, государственное устройство и политический режим по проектам Н.М. Муравьева.

6. Принципы организации местной (державной) власти.

7. Условия ликвидации крепостного права и сословных привилегий.

8. Пути и средства достижения конституционных преобразований в России.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Проблема крепостного права в трудах реформаторов первой четверти XIX века».

Номер задания по практикуму: 162-170.

Источники:

- обязательные: 1-6;

- дополнительные: 68-75.

 

Семинарское занятие 13 по теме 13: «Возникновение и развитие марксистского учения» - 2часа.

Цели и задачи: изучить становление и развития марксистской идеологии.

Вопросы к обсуждению:

  1. Формирование марксизма как отражение устремлений пролета­риата в период промышленного развития капитализма.
  2. Социально-экономическая формация. Причины и закономерности их смены.
  3. Классовая борьба и ее роль в общественно-политическом и государственно-правовом развитии,
  4. К.Маркс и Ф.Энгельс о причи­нах, сущности и функциях государства.
  5. Революция и эво­люция как пути развития государственно-организованного общества. Определение и сущность права.
  6. Идеи К. Маркса, Ф. Энгель­са и их место в политических и правовых учениях современности.

Задания для самостоятельной работы: подготовка письменного сообщения по вопросу «Политические взгляды Ф.Энгельса».

Номера задания по практикуму: 173-182.

Источники:

- обязательные:1-6;

- дополнительные: 76-79.

Семинарское занятие 14 по теме 14: «Основные направления современной политической и правовой мысли» - 4 часа.

Цели и задачи: рассмотреть и сравнить основные направления современной политико – правовой мысли.

Вопросы к обсуждению:

1. Основные течения политической и правовой мысли в ХХ в.

Либеральные политико-правовые доктрины. Неоконсерватизм.

Политико-правовые концепции социал-демократов.

Политико-правовая идеология национал-социализма.

2. Теория элит

2.1. Философско-социологическое основание теории элит.

2.2. Определяющая роль политики в общественной жизни. Государство и его место в политике.

2.3. Элита и власть. Элита и демократия.

 

Задания для самостоятельной работы: подготовка письменного сообщения по вопросу «Политические взгляды В.И.Ленина».

Номера задания по практикуму: 183-188.

Источники:

- обязательные:1-6;

- дополнительные: 80-90.