Градостроительство Рима в XVI–XVII веках.

периоды развития Барокко:

· Раннее 1580-1620е

· Высокое=Зрелое 1620е-1700

· Позднее ½ 18 века

Новые общественные задачи, возникшие перед мастерами римского зодчества позднего Возрождения, предопределили характер трактовки различных типов светских и культовых сооружений. Палаццо и вилла отныне компонуются как целостные ансамбли, в свою очередь являющиеся элементами городского или дворцово-паркового ансамбля.

Таков первый образец дворца нового типа — палаццо Фарнезе(строилось на протяжении 16 веказа, кончено Микелянджело); таковы же и два шедевра Виньолы — вилла папы Юлия III и замок Капрарола.

Новое понимание пространства выразилось в планировке различных типов зданий:

В дворцовой архитектуре дальнейшую разработку получила композиция, развивающаяся по глубинной оси. Парадный вестибюль и лестницы с широкими, раскрытыми, изогнутыми маршами играют не меньшую идейно-художественную роль и отделываются не менее роскошно, чем парадные помещения (Палаццо дель Университа в Генуе; Палаццо Реале в Казерте, близ Неаполя). Интерьеры, образующие длинные просматриваемые насквозь анфилады, немыслимы без лепнины, скульптуры и живописи. Расположенный в глубине двор переходит в сад.

В церковном зодчестве преобладают два композиционных типа: во-первых, тип базилики с укороченным и расширенным главным нефом, акцентированным подкупольным пространством (Иль джезу),во-вторых, тип церкви, круглой или овальной в плане (Санта-Мария делла Салуте в Венеции). Усложнение плана церкви влечёт за собой и усложнение формы купольных и сводчатых перекрытии.

Достижения архитектуры барокко - в разработке новых принципов градостроительства, композиции городского и паркового ансамблей. Мастера барокко разрешают проблему целостного городского ансамбля на основе коренной перепланировки частей средневекового города с применением строго симметричных осевых построений.

Улицарассматривается как одна из форм ансамбля. Придавая улицам строго прямолинейные очертания, отмечая их начало и завершение площадями или эффектными архитектурными и скульптурными акцентами, зодчие барокко ясную создают планировочную систему.

Большие заслуги в области градостроительства принадлежат архитектору и инженеру Доменико Фонтана (1543—1607). В 1580-х гг. ему были поручены перепланировка и декоративное украшение Рима, внешний вид которого должен был соответствовать значению города как мирового центра католицизма.

Доменико Фонтана связывает отдельные наиболее значительные ансамбли города улицами. им впервые в истории градостроительства трехлучеваясистема улиц, расходящихся от площади дель Пополо и связывающих главный въезд в столицу с центром и его основными ансамблями. Архитектор ставит в точках схода лучевых проспектов и в их концах обелиски и фонтаны. Раскрывающаяся с площади дель Пополо глубокая перспектива трех проспектов подчеркнута постановкой на их углах двух одинаковых купольных церквей (Сайта Мария ин Монте Санто и Сайта Мария деи Мираколи, начатых в 1661 году по проекту архитектора Райнальди).

Излюбленной формой монумента,- для установки на площадях и улицах, в эпоху барокко является не статуя, как в эпоху Возрождения, а обелиск и украшенный скульптурой фонтан. Динамичная форма обелиска, сложные по композиции масс и пластическому разнообразию форм фонтаны со стремительно низвергающимися каскадами тяжелых водяных струй вполне отвечали художественным задачам барокко.

К числу наиболее замечательных фонтанов Рима, созданных мастерами раннего и зрелого барокко, нужно отнести выполненные Бернини фонтан Тритона на площади Барберини и фонтан Четырех рек на площади Навона, а также огромные фонтаны на площади св. Петра и соединенный с обелисками фонтан на площади дель Пополо.

В архитектуре барокко не было создано новых типов зданий, но традиционные типы дворцов, вилл, церквей, монастырей были коренным образом переработаны.

Архитектура вилл и садово-парковых ансамблей. Джакомо делла Порта (1537—1602)—вилла Альдобрандини в Фраскати (1598—1603). Строгое закономерное осевое построение ансамбля с выделением здания виллы как главного композиционного центра. В парке виллы Альдобрандини интересен завершающий центральную аллею большой полукруглый грот, пышно декорированный пилястрами и нишами, украшенный скульптурой и фонтанами, кариатидами, поддерживающими раскрепованные антаблементы и вазоны, скульптурными рельефами и балюстрадами. Над гротом устроен каскад — в виде ступеней с быстро стекающими журчащими струями воды.

Одной из особенностей композиции римских барочных вилл является расположение ансамбля виллы и парка на крутом рельефе местности. Подъем почвы оформляется в виде возвышающихся друг над другом парковых террас, распланированных во всю ширину участка. Террасное построение ансамбля позволяло добиться излюбленных архитекторами барокко пространственных эффектов: многоплановости и последовательного восприятия уходящих вдаль зеленых кулис.

Для культового зодчества раннего барокко показательно завершение борьбы, которая велась вокруг постройки собора св. Петра в Риме. Концепция Браманте и Микеланджело, отстаивавших идею центрического купольного храма, совершенство и гармония форм которого перекликались с гуманистическими идеалами Возрождения, натолкнулись на сопротивление со стороны сил контрреформации. Эта борьба завершилась после смерти Микеланджело проектом Карло Мадерны (1556—1629). По настоянию папы Павла V Мадерна в 1607—1614 гг. пристроил к центрическому зданию собора трехнефную базиликальную часть с новым нартексом и главным фасадом. Огромный купол, законченный уже после смерти Микеланджело в формах, близких к его проекту, архитектором Джакомо делла Порта утратил свое доминирующее значение в композициииз-за напыщенного грузного барочного фасада Модерны.

Ордер- пластическая и живописная выразительность, чем объясняется преимущественно декоративная трактовка ордерных форм.

Высокое=Зрелое барокко. Преобладающее место занимает культовое зодчество, Прямые плоскости сменяются изогнутыми, вместо прежних пилястр появляются полуколонны, а затем и колонны, структура фасада еще более усложняется и обогащается. Все эти приемы усиливают патетический характер культовой архитектуры, активизируют силу ее пластического воздействия. (Сант Иво Борромини)

В градостроительной практике этого времени вырабатывается тип площади, пространство и застройка которой подчинены монументальному сооружению(композ.доминанты). Так был создан тип площади, превращающейся как бы в своеобразный открытый вестибюль перед церковным зданием. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Петра, в более камерном плане — в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596—1669). Композиционные решения этих площадей, основанные на сложных криволинейных очертаниях, отличаются большой пространственной динамикой.

С другой стороны, сооружение подобной площади позволяло сделать фасад более значительным. Тем самым Бернини окончательно отошел от замысла Браманте — Микеланджело, но зато, исправив ошибку Мадерны, он с поразительным искусством включил здание собора в построенный на новых, барочных принципах ансамбль. Ансамбль площади состоит из небольшой, недавно (ок. 1950 г.) перестроенной аванплощади перед колоннадой, затем овальной площади, образованной двумя разомкнутыми полуокружностями колоннады, с фонтанами, стоящими почти в геометрических центрах полукружий, и обелиском между ними и, наконец, трапециевидной площади между фасадом собора и двумя боковыми галлереями, соединяющими колоннаду с собором. Общая глубина площади, достигающая более четверти километра (280 м), позволяет охватить глазом всю композицию в целом, включая венчающий центрическую часть храма мощный купол.

Для светской архитектуры зрелого барокко характерно дальнейшее развитие типа городского дворца. Вырабатываются новые принципы планировки дворца; замкнутый объем простых очертаний сменяется пространственным решением. В типичном для этого времени римском палаццо Барберини (ок. 1524—1663) , в создании которого принимали участие Мадерна, Борромини, Бернини и Пьетро да Кортона, выдвинутые крылья образуют со стороны улицы курдонер; парадный вестибюль овальной формы занят сложной системой обширных лестниц, ведущих в приемные залы. Главный фасад, трактованный в торжественных величественных формах, лишен прежней сдержанности и суровости; фасад со стороны сада отличается еще более пышным архитектурным декором.

В архитектуре барокко интерьер нередко приобретает самодовлеющее значение, поскольку членения фасада в большей мере согласуются с масштабом улицы и окружающей застройки, нежели с внутренним пространством самого здания. Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы в культовых сооружениях и местом торжественных приемов и празднеств во дворцах, поэтому мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере, используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.

Творчество крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599—1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. Оттесненный всемогущим Бернини от крупных работ градостроительного характера и от светских заказов, Борромини нашел применение своим силам главным образом в культовом зодчестве, работая по заказам клерикальных кругов.

Уже в раннем произведении Борромини — оратории монахов-филиппинцев (начата в 1637 г.)— мастер применяет эффектную вогнутую форму двухъярусного фасада, расчлененного пилястрами и увенчанного сложным килевидным фронтоном. Дробная пластика стены, обработанной в промежутках между пилястрами многослойными филенками, беспокойный ритм окон, обрамленных наличниками сложной формы, глубокие тени ниш — все это вызывает впечатление возбуждения, беспокойства, нервной патетики. В последующих произведениях Борромини эти качества еще более усиливаются.

Самыми характерными постройками Борромини являются церкви Сан Карло алле кватро фонтане (1635—1667) и Сант Иво (1642—1660) в Риме. Планы церквей отличаются необычайной сложностью и построены на ритмическом чередовании вогнутых и выпуклых линий стен, следующих за очертаниями ромба (Сан Карло), или треугольных и сферических ниш, следующих за очертаниями шестиугольника (Сант Иво). Причудливые формы плана образуют динамическую, находящуюся как бы в состоянии непрерывного изменения структуру интерьера.