По Руссо, суверенитет един и неделим, волю нельзя передать, поэтому философ отрицал формы представительной демократии.
Народ осуществляет законодательную власть, участвуя в референдумах. Народ также избирает форму исполнительной власти.
Для небольших государств наиболее предпочтительной формой правления является демократия. Понятно, что рекомендации Руссо сложно осуществить в больших государствах, поэтому закономерно, что философ часто приводил в качестве примера античные полисы.
Большим государствам приходится довольствоваться монархической формой правления, средним — аристократической. Но и для последних двух форм все положения теории Руссо остаются в силе.
Идеи общественного договора и народного суверенитета стали хрестоматийными для политологии и влияют на существующие формы государственного устройства западного мира. Однако модель демократии Руссо имеет принципиально нелиберальный характер.
· Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии и величайшим мыслителем, внесшим значительный вклад в развитие философской и политической мысли.
Первоначально фундаментальные принципы своей социально-политической теории Кант изложил в 1784г. в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». В более поздних работах, таких как «Ответ на вопрос: что такое просвещение» (1784), «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786), «О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики"» (1793), «К вечному миру (1795), «Метафизика нравов в двух частях» (1797),он конкретизировал основные положения этого исследования.
Кант задается вопросом, почему стремление к политическому благу приводит, как правило, к противоположному результату, к деспотии и террору над людьми (французская революция 1789г.)?
По Канту, различные трактовки политики порождают два типа политиков.
Он отличает моральных политиков от политических моралистов.Первый совмещает принципы политики с моралью, тогда как второй трактует мораль исходя из государственной выгоды. Политические моралисты готовы оправдать существующее государство как высшее политическое благо, ссылаясь на дурную человеческую природу. Они тем самым увековечивают несправедливость и те несообразности, которые могут быть присущи государственному устройству.
Когда же в обществе возникают политические отношения и в чем необходимость возникновения государства?
Кант делит человеческую историю на два больших периода: историю становления свободы и историю свободы в ее движении вперед.
Второй период начинается с того момента, когда человек, хоть и смутно, но впервые осознал себя целью природы и признал это в отношении и другого человека.
Разделение труда и первые жизненные потребности повлекли за собой зарождение гражданского устройства и общественной справедливости.Когда же враждебные друг другу пастушеские и земледельческие народы соединяются в одно целое и угроза войны между ними отпадает, возникают деспотии.
Таким образом, согласно Канту, когда человек осознает себя свободным и свобода становится общественной проблемой, возникают институты власти. Политическая жизнь становится борьбой людей за их свободу.
Способом взаимодействия людей является антагонизм — «необщительная общительность». Природа хочет раздора, и это является предпосылкой развития человека.
Общественное развитие осуществляется в форме культуры, «которая, собственно, и состоит в общественной ценности человека», а его содержанием является просвещение.
Понятие просвещения неразрывно связано у Канта с понятием вины человека. Эта вина не ситуативна и не случайна. Вина человека заключается в данности, фактичности его бытия.
Свобода никогда не предполагается, она всегда полагается как поступок. Не критика суеверий и не знание каких-то истин, а только готовность к самостоятельному мышлению, готовность к тому, чтобы самостоятельно удостовериться в чем-либо, делает нас просвещенными людьми.
Кант исходил из того, что политика должна соответствовать идее права и морали. Следовательно, идея свободы должна быть конкретизирована в праве как политическом принципе.