Только определенные типы государства, согласно Монтескье, являются условием свободы.

Гарантировать соблюдение прав граждан может только соблюдение принципа разделения властей.

Локк выделяет законодательную, исполнительную и «федеративную» ветви власти. Законодательная власть принадлежит парламенту - представительному выборному органу. Исполнительная — королю и правительству. Сфера деятельности «федеративной» власти — внешняя политика. Фактически у Локка получается, что исполнительная власть включает в себя федеративную и судебную.

Философа считают сторонником конституционной монархии, поскольку его теория вполне соответствует переходу Англии в 1688-1689 гг. от абсолютизма к конституционной, парламентской монархии.

Но из его доктрины вовсе не следует, что конституционная монархия является наилучшей формой правления всех времен и народов, и Локк это понимал.

 

Подводя итог, можно сказать, что в идеях естественных прав личности, неотъемлемости права частной собственности, понимания государства как продукта общественного договора и защитника прав и свобод граждан, идее верховенства закона, теории разделения властей Локк выразил основные принципы либерализма XVIIв.

· Монтескье Шарль - Луи де Секонда (1689-1755). Французский политический философ, родился в замке Брэд, возле Бордо, на юго-западе Франции. На его политических взглядах сказалась традиционная борьба провинциального дворянства против централизованной абсолютистской монархии.

Учение Монтескье принадлежит идеологии Просвещения. Не только в «Персидских письмах» (1721), но и в других крупных работах мыслителя: «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748), «Защита "О духе законов"» (1750) отразились все основные черты просветительства. В широко известной работе «О духе законов» Монтескье классифицировал типы правления на основе двух критериев: характера правления (институциональное деление верховной власти) и принципа правления («душа», «пружина» государства).

Монтескье различает три формы правления — республику, монархию и деспотизм.

Политические формы правления являются надстройкой над определенной социальной общностью и потому во многом зависят от структуры последней.

Монтескье считает, что абсолютно произвольный выбор политиче­ской формы правления невозможен.

Он выдвигает тезис о том, что естественные факторы, в которых общество существует, задают определенную форму государства, тем самым сформировав концепцию географического детерминизма.

Так, по его мнению, «республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится». Большая территория приводит к созданию и накоплению больших богатств, что приведет и к неумеренным желаниям. Каждый из трех ви­дом правления находит свое определение с помощью двух понятий, которые Монтескье называет природой и принципом правления. В человеческих силах лишь перевести форму правления к умеренному состоянию.

Равновесие различных социальных сил является условием для возникновения умеренного правления и возникновения политической свободы.Последняя создается через разделение властей. В отличие от Локка, Монтескье заботит не столько ограниче­ние власти государя, сколько создание равновесной системы существующих сословий.

По Монтескье, законодательство в той или иной степени является естествен­ным, так как формируется под влиянием «духа законов».

Республиканские законы должны соответствовать принципу республики — добродетели, монархические законы - чести. Деспотическое правление обнаруживает принцип в чувстве страха. Никогда не следует рассматривать законы независимо от цели и обстоятельств, ради которых и при которых они были созданы.

Таким образом, дух законов — это, прежде всего, дух нации.

У Монтескье идея разделения властей как средства для реализации политической свободы, во многом определившая ход государственно-правового развития Европы и Америки и всего мира, получила наиболее законченный вид. Разработанная им теория нашла прямое отражение в Конституции США 1787г.

Таким образом, Монтескье попытался отличить политическую свободу и от индивидуальной свободы, и от общественной свободы, которая у Руссо воплощалась в концепции «общей воли».

· Жан Жак Руссо (1712-1778). Доктрины народного суверенитета и общественного договора нашли свое продолжение в учении французского философа и писателя Ж. Ж. Руссо. Революционные идеи Руссо наряду с французским Просвещением XVIII в. во многом идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789г.

Трактат Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762)может рассматриваться как положительная программа справедливого общественного договора.

По Руссо, «сила не создает права», источником законной власти может быть только добровольное соглашение равных и свободных людей — общественный договор.

Объединение людей, по Руссо, приводит к созданию всеобщей воли. Целью всеобщей воли является общественное благо, хотя народ не всегда в состоянии его осознать. Примирить частный интерес («воля всех» — это сумма частных интересов) с всеобщей волей, стремящейся к подлинному благу, в рамках доктрины Руссо тем не менее достаточно сложно.

Эту проблему будет рассматривать Гегель, соотнося понятия гражданкого общества как сферы частных интересов и государства как сферы всеобщего интереса. Руссо считает, что естественный человек индивидуален и целостен, а гражданин — неотъемлемая часть «политического тела», но ведь гражданин «тоже человек».

Подлинный общественный договор предполагает суверенитет народа, т. е. народ должен обладать верховной властью.