Национально-экономическая парадигма политики

Теологическая парадигма политики

Цивилизационно-этическая парадигма политики

Парадигмы истории политической мысли

Практическое задание

Литература

Источники

Темы рефератов

План занятия

Учение о диктатуре пролетариата с неизбежностью вытекало из марксистской теории классов и классовой борьбы.

Маркс и Энгельс объясняли существование классов и их столкновение между собой степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена.

1. Особенности «полисной» и «теологической» парадигм политической мысли Античности и Средневековья.

2. Специфические черты политических учений эпохи Возрождения и Реформации.

3. Интеллектуальные основы политической мысли Нового времени.

4. Особенности марксистской политической мысли.

1. «Идеальные государства» Платона, Аристотеля, Цицерона.

2. Принципы законодательства у Платона.

3. Наилучший образ правления у Аристотеля.

4. Диалектика государственных форм правления в античной политической традиции.

5. «Технология власти» Н. Макиавелли.

6. Т. Гоббс о власти и формах государства.

7. Дж. Локк о гражданском обществе.

8. Проблема разделения властей в теоретическом наследии Ш.-Л. Монтескье.

9. Учение Канта и Гегеля о правовом государстве и гражданском обществе.

10. Проблемы диктатуры и демократии в учении Маркса и Энгельса.

1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 1.

2. Аристотель. Политика // Соч.: В 4т. М., 1983. Т. 4, кн. 3, 4.

3. Артхашастра, или Наука политики. М., 1993.

4. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

5. Гоббс Т. Левиафан //Избр.пр.: В 2 т. М.; 1989-1990.

6. Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992.

7. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.

8. Лютер М. О светской власти // М. Лютер. Избр. пр. СПб., 1994.

9. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. М., -1988. Т. 3, кн. 2. .

10. Кант И. К вечному миру // Собр. соч. М., 1994. Т. 7.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. Т. 4.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3.

13. Монтескье Ш. Дух законов / Избр. пр. М., 1955.

14. Платон. Государство // Соч. М., 1971. Т. 3, ч: 1, кн. 4, 8.

15. Полибий. Всеобщая история. СПб., 1995. Т. 2, кн. 6.

16. Цицерон. О государстве. О законах // Диалоги. М., 1994.

17. Руссо Ж.Ж.. Об общественном договоре. М, 1938.

18. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

1. Баскин Ю. Я. История политических и правовых учений. Конспект лекций. СПб., 1998.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

3. Волков В.А. История политической мысли Античного мира: Учебное пособие. СПб., 1998.История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М., 1999.

4. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М., 1997.

1. Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли.

2. Дайте сравнительную обобщенную характеристику основных парадигм истории политической мысли.

3. Охарактеризуйте специфику античной политической мысли.

4. Сравните характеристику идеального государства у Платона и Аристотеля. Какие критерии типологизации форм правления предлагают античные мыслители?

5. Объясните, чем вызваны острая критика и неприятие демократии античными мыслителями.

6. Укажите, кто из мыслителей Нового времени сформулировал в современном виде прин­цип разделения властей и возвел его в ранг общеконституционного.

7. Сравните теории происхождения государства Т. Гоббса и Дж. Локка. Укажите, как ре­шается вопрос о соотношении государства и личности в их теориях.

8. Какие теории и концепции Нового времени стали идейным основанием либерализма и консерватизма?

Ключевые понятия и категории: парадигма; политическая парадигма; ортодоксы и еретики; патриоты и космополиты; фюзис и номос; софисты; тимократия; олигархия; полития; демократия; аристократия; тирания; монархия; оптиматы; левиафан; государство и гражданское общество

История политической мысли как один из важнейших разделов политической науки представляет собой совокупность идей, концепций, теорий о политике и «политическом», выработанных человечеством на протяжении многих тысячелетий.

В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход.

Учение о парадигме (греч.«образец», «при­мер») как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в сере­дине XX в. американским историком науки Т. Куном.

Парадигма,согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сооб­ществе в определенную историческую эпоху.

Члены научного сообщества, за ис­ключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять пара­дигму.

Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу.

Под политической парадигмой следует понимать способ осмысления основа­ния, по которому человеческое сообщество делится на политические единства.

В каждую эпоху противоборство политических сил, стремится завершиться победой и верховенством одной из сторон этого конфликта. Идеологически это интерпретируется как борьба за власть прогрессивных сил против сил реакции. В то же время историческим результатом борьбы сторон становится разрешение, снятие противоречий, структурирующих данную эпоху, и освобождение общества, как от данного типа противоречий, так и от их носителей.

Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом про­тиворечии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной (городской) цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны — противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственностью общественного человека.

Политические единства подразделяются на цивилизованные и варварские, а внутри единств люди классифицируются на свободных и рабов по нравственному основанию.

Сущность европейской средневековой политики осмысливается как противоре­чие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров.

Религиозная проблематика, пропитывающая все самые приземленные заботы людей, оказалась водоразделом, образующим и различающим политические общности средневекового мира. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди делятся на ортодоксов и еретиков.

Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальное конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств.

Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри по­литических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

 

Сущностью политики ближайшего будущего является преодоление глобаль­ного противоречия между обществом и природой. Сегодня природа с неизбежно­стью становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Политические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую.

 

Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политиче­ской мысли можно выделить следующие парадигмы: