По Руссо, суверенитет един и неделим, волю нельзя передать, поэтому философ отрицал формы представительной демократии.

Монтескье различает три формы правления — республику, монархию и деспотизм.

Только определенные типы государства, согласно Монтескье, являются условием свободы.

Гарантировать соблюдение прав граждан может только соблюдение принципа разделения властей.

Права человека неотчуждаемы, они не передаются суверену. Поэтому если народ сочтет, что его права нарушаются и договор, таким образом, не соблюдается, он имеет право свергнуть власть.

Народ устанавливает форму правления и законы, направленные на защиту прав граждан, основными из которых являются жизнь, свобода и собственность.

Философ, таким образом, развивает доктрину общественного договора. Свободные люди добровольно заключили общественный договор с целью сохранения и защиты своих неотьемлемых прав.

Локк выделяет законодательную, исполнительную и «федеративную» ветви власти. Законодательная власть принадлежит парламенту - представительному выборному органу. Исполнительная — королю и правительству. Сфера деятельности «федеративной» власти — внешняя политика. Фактически у Локка получается, что исполнительная власть включает в себя федеративную и судебную.

Философа считают сторонником конституционной монархии, поскольку его теория вполне соответствует переходу Англии в 1688-1689 гг. от абсолютизма к конституционной, парламентской монархии.

Но из его доктрины вовсе не следует, что конституционная монархия является наилучшей формой правления всех времен и народов, и Локк это понимал.

 

Подводя итог, можно сказать, что в идеях естественных прав личности, неотъемлемости права частной собственности, понимания государства как продукта общественного договора и защитника прав и свобод граждан, идее верховенства закона, теории разделения властей Локк выразил основные принципы либерализма XVIIв.

· Монтескье Шарль - Луи де Секонда (1689-1755). Французский политический философ, родился в замке Брэд, возле Бордо, на юго-западе Франции. На его политических взглядах сказалась традиционная борьба провинциального дворянства против централизованной абсолютистской монархии.

Учение Монтескье принадлежит идеологии Просвещения. Не только в «Персидских письмах» (1721), но и в других крупных работах мыслителя: «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748), «Защита "О духе законов"» (1750) отразились все основные черты просветительства. В широко известной работе «О духе законов» Монтескье классифицировал типы правления на основе двух критериев: характера правления (институциональное деление верховной власти) и принципа правления («душа», «пружина» государства).

Политические формы правления являются надстройкой над определенной социальной общностью и потому во многом зависят от структуры последней.

Монтескье считает, что абсолютно произвольный выбор политиче­ской формы правления невозможен.

Он выдвигает тезис о том, что естественные факторы, в которых общество существует, задают определенную форму государства, тем самым сформировав концепцию географического детерминизма.

Так, по его мнению, «республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится». Большая территория приводит к созданию и накоплению больших богатств, что приведет и к неумеренным желаниям. Каждый из трех ви­дом правления находит свое определение с помощью двух понятий, которые Монтескье называет природой и принципом правления. В человеческих силах лишь перевести форму правления к умеренному состоянию.

Равновесие различных социальных сил является условием для возникновения умеренного правления и возникновения политической свободы.Последняя создается через разделение властей. В отличие от Локка, Монтескье заботит не столько ограниче­ние власти государя, сколько создание равновесной системы существующих сословий.

По Монтескье, законодательство в той или иной степени является естествен­ным, так как формируется под влиянием «духа законов».

Республиканские законы должны соответствовать принципу республики — добродетели, монархические законы - чести. Деспотическое правление обнаруживает принцип в чувстве страха. Никогда не следует рассматривать законы независимо от цели и обстоятельств, ради которых и при которых они были созданы.

Таким образом, дух законов — это, прежде всего, дух нации.

У Монтескье идея разделения властей как средства для реализации политической свободы, во многом определившая ход государственно-правового развития Европы и Америки и всего мира, получила наиболее законченный вид. Разработанная им теория нашла прямое отражение в Конституции США 1787г.

Таким образом, Монтескье попытался отличить политическую свободу и от индивидуальной свободы, и от общественной свободы, которая у Руссо воплощалась в концепции «общей воли».

· Жан Жак Руссо (1712-1778). Доктрины народного суверенитета и общественного договора нашли свое продолжение в учении французского философа и писателя Ж. Ж. Руссо. Революционные идеи Руссо наряду с французским Просвещением XVIII в. во многом идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789г.

Трактат Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762)может рассматриваться как положительная программа справедливого общественного договора.

По Руссо, «сила не создает права», источником законной власти может быть только добровольное соглашение равных и свободных людей — общественный договор.

Объединение людей, по Руссо, приводит к созданию всеобщей воли. Целью всеобщей воли является общественное благо, хотя народ не всегда в состоянии его осознать. Примирить частный интерес («воля всех» — это сумма частных интересов) с всеобщей волей, стремящейся к подлинному благу, в рамках доктрины Руссо тем не менее достаточно сложно.

Эту проблему будет рассматривать Гегель, соотнося понятия гражданкого общества как сферы частных интересов и государства как сферы всеобщего интереса. Руссо считает, что естественный человек индивидуален и целостен, а гражданин — неотъемлемая часть «политического тела», но ведь гражданин «тоже человек».

Подлинный общественный договор предполагает суверенитет народа, т. е. народ должен обладать верховной властью.

 

Народ осуществляет законодательную власть, участвуя в референдумах. Народ также избирает форму исполнительной власти.

Для небольших государств наиболее предпочтительной формой правления является демократия. Понятно, что рекомендации Руссо сложно осуществить в больших государствах, поэтому закономерно, что философ часто приводил в качестве примера античные полисы.

Большим государствам приходится довольствоваться монархической формой правления, средним — аристократической. Но и для последних двух форм все положения теории Руссо остаются в силе.

 

Идеи общественного договора и народного суверенитета стали хрестоматийными для политологии и влияют на существующие формы государственного устройства западного мира. Однако модель демократии Руссо имеет принципиально нелиберальный характер.

· Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии и величайшим мыслителем, внесшим значительный вклад в развитие философской и политической мысли.

Первоначально фундаментальные принципы своей социально-политической теории Кант изложил в 1784г. в работе «Идея всеобщей исто­рии во всемирно-гражданском плане». В более поздних работах, таких как «Ответ на вопрос: что такое просвещение» (1784), «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786), «О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики"» (1793), «К вечному миру (1795), «Метафизика нравов в двух частях» (1797),он конкретизировал основные положения этого исследования.

 

Кант задается вопросом, почему стремление к политическому благу приво­дит, как правило, к противоположному результату, к деспотии и террору над людьми (французская революция 1789г.)?

По Канту, различные трактовки политики порождают два типа политиков.

Он отличает моральных политиков от политических моралистов.Первый совмещает прин­ципы политики с моралью, тогда как второй трактует мораль исходя из государственной выгоды. Политические моралисты готовы оправдать существующее государство как высшее политическое благо, ссылаясь на дурную человеческую природу. Они тем самым увековечивают несправедливость и те несообразности, которые могут быть присущи государственному устройству.

Когда же в обществе возникают политические отношения и в чем необходимость возникновения государства?

Кант делит человеческую историю на два больших периода: историю становления свободы и историю свободы в ее движении вперед.

 

Второй период начинается с того момента, когда человек, хоть и смутно, но впервые осознал себя целью природы и признал это в отношении и другого человека.

Разделение труда и первые жизненные потребности повлекли за собой зарождение гражданского устройства и общественной справедливости.Когда же враждебные друг другу пастушеские и земледельческие народы соединяются в одно целое и угроза войны между ними отпадает, возникают деспотии.

Таким образом, согласно Канту, когда человек осознает себя свободным и свобода становится общественной проблемой, возникают институты власти. Политическая жизнь становится борьбой людей за их свободу.

 

Способом взаимодействия людей является антагонизм — «необщительная общительность». Природа хочет раздора, и это является предпосылкой развития человека.

Общественное развитие осуществляется в форме культуры, «которая, собственно, и состоит в общественной ценности человека», а его содержанием является просвещение.

Понятие просвещения неразрывно связано у Канта с понятием вины человека. Эта вина не ситуативна и не случайна. Вина человека заключается в данности, фактичности его бытия.

Свобода никогда не предполагается, она всегда полагается как поступок. Не критика суеверий и не знание каких-то истин, а только готовность к самостоятельному мышлению, готовность к тому, чтобы самостоятельно удостовериться в чем-либо, делает нас просвещенными людьми.

 

Кант исходил из того, что политика должна соответствовать идее права и морали. Следовательно, идея свободы должна быть конкретизирована в праве как политическом принципе.