Реальные формы полиса есть отклонение от его сущности через развитие этого противоречия.

Заботы о единичном, отдельном лице, удовлетворение потребности.

Защиты против внешних врагов;

Законодательства, заботы о всеобщем, интересах целого;

 

Платонраспределяет их между тремя сословиями: правителей, воинов, земле­дельцев и ремесленников.

Каждому сословию соответствуют свои добродетели, которые в своей целост­ности составляют нравственный облик народа.

Платон различает четыре доброде­тели.

1. Мудрость— это достояние тех, кто способен к созерцанию идей и в силу этого может руководить государством. Мудрость приобретается через занятие философией. Она охраняет государство от случайности и различных несчастий, поэтому правителей Платон называет стражами.

2. Мужестворождается из способности твердо придерживаться знания справедливого и противостоять опасности. Никакие искушения не могут его поко­лебать.

3. Умеренностьвласть над вожделениями. Эта добродетель присуща всем со­словиям. Никакая потребность, если она не воспринимается как значимое и са­модовлеющее, не становится пороком.

4. Справедливостькаждый занимается одним делом согласно своим природ­ным задаткам. Справедливость — основа добродетели.

По Платону, государство остается прочным, если каждый занимается делом, к которому он более всего предрасположен.

Эта предрасположенность обеспечивается не только отбором, но и воспитанием. Воспитание задает определенность в деятельности и жизни индивидов.

 

Вопрос заключается в том, как сохранить государство, а не как сохранить субъективную индивидуальность. Именно поэтому Платон негативно относится к частной собственности и браку.

Он понял, что порча греческой жизни происхо­дит от того, что индивидуумы стали выдвигать на первый план свои цели, склон­ности и интересы, свою субъективность.

Первая отклоняющаяся форма — тимократия, где господствует честолюбие, характерное для военных (Спарта). Сильнейшие и храбрейшие реализуют свое стремление к власти за счет гармонии целого. Власть подкрепляется богатством. Деньги становятся мерилом почести и влияния. Вводится ценз.

Возникает олигархия (греч. «власть немно­гих»). Богатство порождает расширение бедности. Государство делится на два лагеря.

Многочисленная беднота устанавливает демократию.Страсти и желания становятся господствующими.

Раздоры ведут к заговорам и выдвижению вождей. Устанавливается тирания. Тиран опирается на самые низменные страсти и силой удерживает власть. Воспитание и гармония доброде­телей уничтожены.

· Аристотель(384-322 гг. до н. э.) был учеником Платона и величайшим из мыслителей античности. Он родился в македонском городе Стагире и нико­гда, в отличие от Платона, не был гражданином Афин. В течение двадцати лет он пробыл в школе Плато­на — Академии. После смерти Платона он покинул Академию и позднее, в течение трех лет, был воспи­тателем Александра Македонского. После возвраще­ния в Афины он основал собственную школу — Ликей. После смерти Александра, подвергнувшись су­дебному преследованию, Аристотель уехал на остров Эвбея, где и умер в 322г.

 

Среди политических сочинений Аристотеля осо­бого внимания заслуживает трактат «Политика», со­зданный на основе анализа форм государственного устройства более ста пятидесяти девяти государств.

По Аристотелю, полис есть особого рода общение людей.

Есть несколько видов общения. Простейшее общение — это семья. Оно состоит из отношений мужа и жены, отца и детей, господина и рабов. Селение — это общение нескольких семей. Оно состоит из отношений старших и младших и персонифицируется в фигуре вождя – царя. Эти формы общения возникают из естественной необходимости.

Государство - это общение нескольких селений, достигших самодовлею­щего (достаточно значительного самого по себе) состояния. Оно также первоначально возникает естественно, но уже сущест­вует для достижения благой жизни.

Именно самодовление позволяет поставить цель — достижение благой жизни. Здесь отношение принципиально иное. Если в предыдущих формах общения властные отношения определяются естественными причинами, являются патриархальными, деспотическими, то в последней форме власть осуществляется над равными и называется политической.

 

Поэтому поли­тика,по Аристотелю, есть общение равных, свободных людей с целью достиже­ния благой жизни. Но через это общение люди достигают совершенного состоя­ния, свободного, равного.

Следовательно, природой человека является общественная жизнь.Аристотель говорит, что человек есть политическое живот­ное. Человеческая природа определяется не физиологией, не способностями, не семьей, но полисом.