Школа в период революции 1905 г.

В. И. Ленин о вовлечении женщин в общественный труд и революционное движение и о создания дошкольных учреждений

В работе “Перлы народнического прожектерства В. И. Ленин подчеркнул прогрессивное значение участия женщин в общественном производстве. Принципиально марксисты, говорил он, стоят за такое участие, “считают реакционными попытки запретить совершенно этот труд и настаивают лишь на постановке его в условия вполне гигиенические .

В большинстве своих работ, написанных в конце XIX — начале XX в., В. И. Ленин неизменно отмечал благотворное влияние промышленного труда на его участников, то, что промышленность поднимает “жизненный уровень населения и его культурность 2, но в то же время он указывал, что эти благотворные тенденции находятся в резком противоречии с формами труда на капиталистических предприятиях. Так, в своей классической работе “Развитие капитализма в России (1899) В. И. Ленин вскрыл отрицательные стороны организации капиталистами труда рабочих, беспощадную эксплуатацию женского и детского труда. И в то же время он указывал, что, выводя женщин “из узкого круга домашних, семейных отношений, привлекая их к непосредственному участию в общественном производстве, крупная машинная индустрия толкает вперед их развитие, повышает их самостоятельность... л.

Ленин требовал, чтобы РСДРП, защищая рабочих и крестьян от буржуазной и помещичьей эксплуатации, боролась за сокращение и регулирование рабочего дня женщин, за обеспечение гигиенических условий их работы. Выступая в защиту трудящейся женщины, революционные марксисты, руководимые В. И. Лениным, организовывали пролетариат на борьбу за охрану материнства и младенчества и общественное воспитание детей преддошкольного и дошкольного возраста. Они связывали вопрос об общественном воспитании детей дошкольного возраста с требованием полного равноправия женщин с мужчинами.

Исходя из учения основоположников марксизма, В. И. Ленин убедительно показал, что только посредством свержения самодержавия можно добиться улучшения положения трудящихся, в том числе женщин и детей; он говорил, что женщины должны принять активное участие в освободительной борьбе пролетариата с его классовым врагом,— ведь их интересы полностью совпадают с задачами, которые ставят себе революционные рабочие.

В 1903 г. состоялся II съезд Российской социал-демократической рабочей партии. В принятой на этом съезде программе партии ближайшей задачей объявлялась борьба с самодержавием, его низвержение и установление демократической республики; в послереволюционной России должна была быть осуществлена новая демократическая конституция, обеспечивающая права широких масс народа на образование и правильное воспитание детей трудящихся. Партия требовала, чтобы было осуществлено: отделение церкви от государства и школы от церкви, всеобщее бесплатное и обязательное до 16 лет образование на родном , языке, а также снабжение бедных учеников пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.

Наряду с этим большевики выдвигали требование запретить употребление женского труда там, где он вреден, освобождать женщин от работы до и после родов с сохранением их обычной заработной платы. В программу, принятую II съездом партии, был также внесен пункт о необходимости “устройства при всех заводах, фабриках и других предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей... .

Подобных революционных требований не имелось в то время в программах других русских и зарубежных политических партий. В РСДРП не все были согласны с этими требованиями. Оппортунистически настроенные участники съезда возражали против пунктов программы, где говорилось о воспитании и народном образовании, в частности настаивали на отказе от требования снабжать бедных детей пищей, одеждой и обувью за счет государства, так как это для них якобы обидно. Были возражения и против пункта программы, в котором говорилось о яслях для грудных и малолетних детей, на том основании, что такое требование якобы “увеличит приложение женского труда и, следовательно, послужит интересам фабрикантов. Но большевики дали отпор подобным выступлениям, и все сформулированные ими программные требования были приняты II съездом РСДРП.

В обстановке подъема революционного движения в 1905 г. партия стремилась организовать учителей и учащихся на осуществление революционных требований в области народного образования.

Руководимый партией большевиков пролетариат своей борьбой в период революции 1905 г. обеспечил возможность передовым учителям и революционно настроенным учащимся изменить на короткое время работу школы.

В уездах, охваченных крестьянскими волнениями, закрывались церковноприходские школы, трудящиеся боролись за свободное открытие школ (без контроля правительства); в земских школах отстранялись такие их руководители и учителя, которые рьяно проводили политику правительства. В школах нерусских народов передовые учителя вводили обучение на родном языке. Пользуясь поддержкой восставшего народа, они стремились строить учебный процесс соответственно прогрессивным педагогическим идеям.

В средних школах наблюдалось массовое революционное движение учащихся. Благодаря деятельности ученических организаций и переходящих на сторону народа передовых учителей п средней школе также имело место отстранение от работы реакционных руководителей и педагогов, исключалось из программы изучение древних языков.

В гимназиях изменился школьный режим: прекратилась слежка за учащимися, применение физических наказаний, ослабился контроль за внеклассным чтением, за выполнением учащимися и учителями религиозных обрядов. Учителя стали применять передовые методы работы, расширять объем преподавания: в курсе литературы знакомить учащихся с творчеством писателей, выступавших против самодержавия и крепостничества; изменилось преподавание истории.