Август Бебель о воспитании
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ МАРКСИСТЫ О ВОСПИТАНИИ И ШКОЛЕ
Август Бебель (1840—1913) был одним из основателей социал-демократической партии Германии и выдающимся деятелем международного рабочего движения конца XIX — начала XX в. Его деятельность протекала в период расширения организованного рабочего движения, распространения и развития марксизма.
Убежденный сторонник марксистского учения о социализме, Бебель, будучи первым депутатом от социалистов в рейхстаге, пропагандировал идеи социализма. Он неустанно боролся за женское равноправие и вместе с тем доказывал, что полное раскрепощение женщины возможно только в социалистическом обществе и что полное освобождение трудящихся от эксплуатации и угнетения является непременным условием социального равенства женщины. В своих устных выступлениях в рейхстаге и печатных работах он критиковал немецкую школьную систему, вскрыл ее классовый характер, показал, в каком жалком положении находятся общеобразовательные учреждения для народа. Бебель разъяснял народным массам, что господствующие классы фальсифицируют знания, обрекая трудящихся на невежество и темноту.
Позиция Бебеля в области политики и педагогики сформулирована в его замечательном труде “Женщина и социализм (1878), который завоевал всеобщее признание и еще при жизни автора (до 1909 г.) был переиздан в Германии 50 раз (в России впервые вышел в 1895 г.).
Проанализировав современное ему положение женщин, Бебель показал все, возрастающий процесс включения их в общественное производство (не только пролетарок, но и представительниц интеллигенции, средней и мелкой буржуазии), расширения их общественных интересов.
В связи с этим, считал он, постепенно будут сокращаться не только хозяйственные, но и воспитательные функции женщины.
Указывая на исторический факт и причины разрушения семьи в разных слоях капиталистического общества, Бебель особенно подчеркивал бедственное положение семей трудящихся, чье развитие сознательно задерживается буржуазией, поставившей их в нечеловеческие условия жизни и так организовавшей систему школ, чтобы они удовлетворяли интересы капиталистов: чем бестолковее масса, тем, легче господствовать над ней и управлять ею, “самый глупый рабочий для нас самый лучший”.
Показав потребности трудящейся женщины и семьи, Бебель вскрыл социальное значение развития общественных институтов, особенно дошкольных учреждений, как необходимых средств раскрепощения женщины, приобщения ее к участию в борьбе за построение лучшего общества. Полагая также, что маленькие дети “легче всего воспитываются в детском обществе”, он подчеркивал необходимость организации учреждения для них как важного средства формирования всесторонне развитых людей. Доказывая, что семья не имеет ни времени, ни условий, ни знаний, необходимых для осуществления ответственной задачи воспитания маленьких детей, Бебель считал нужным передать это дело в руки специалистов-дошкольников.
Разоблачив порочность современной ему буржуазной школы (где главными воспитательными средствами были палка и религия), проповедовавшей покорность и терпение, Бебель требовал создания единой светской, начиная от детского сада, равной для обоих полов государственной школы, где детям были бы предоставлены все условия для полного развития их способностей. Особое внимание он уделял разработке проблемы организации продуктивной трудовой деятельности учащихся, ее связи с обучением.
Развивая марксистские положения, прогрессивные мысли педагогов прошлого, Бебель пришел к убеждению, что при социализме “в системе воспитания произойдут такие же изменения и улучшения, как и в области производства: будет устранено множество устарелых, излишних, тормозящих духовное и физическое развитие методов и учебных предметов”. Располагая несравненно большим временем, чем при капитализме, родители смогут уделять своим детям больше внимания. Дети же с малолетства будут играть в общие игры, и воспитатели будут заботиться об их физическом и духовном развитии; в школе занятия гимнастикой, разнообразные спортивные соревнования будут чередоваться с умственным трудом, ознакомление с различными науками, учение переплетется с трудовыми занятиями в различных отраслях практической деятельности: с садоводством, земледелием, фабричным делом, техникой производственного процесса. Новая школа в новом обществе создаст новых людей.