Педагогические взгляды Демокрита.

Зарождение элементов педагогической теории в Древней Греции

Воспитание и школа в Афинах.

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лаконии. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет -они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гим-насии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения — демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома — в гинекее.

Педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и др.

Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству,.. “Первый энциклопедический ум среди греков - так назвал его К. Маркс.

Мысли Демокрита о воспитании имеют важное значение в истории педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он считал, что мир материален, состоит из атомов, отличающихся друг от друга по форме,. порядку и положению. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разло-жению атомов. Душа также состоит из атомов и есть их временное соединение. Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных религиозных представлений: греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы.

Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение. Вот фрагменты из сочинений философа на эту тему: “Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться”, “Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы”, “Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа”.

Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых (“Благомыслие отца — лучшее наставление детям”), словесному воздействию, воспитанию “убеждением и “доводами”, приучению к труду, без которого дети не могут “обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться”. Идеолог рабовладельческой демократии, он нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет.

Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения (“темное познание”), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума выразительными словами: “Многие многознайки не имеют ума”.