Круглаяскульптура и рельеф
Виды скульптуры
Скульптура как вид изобразительного искусства с древнейших времен развивается в двух основных формах: круглой и рельефной.
Круглая скульптура. Как ясно из наименования, рассчитана на круговой осмотр. В форме круглой скульптуры могут быть представлены одна, две или несколько фигур, образующих группу, бюст, голова, а в произведениях Нового времени, где достаточно широко применяется принцип фрагментирования,— торс или отдельные части фигуры, например, ножка балерины Э. Дега. Поэтому она тоже делится на несколько видов: статуя, бюст, скульптурная группа, монумент, конный статуя.
Изображение человека в рост, независимо, больше или меньше натуральной величины, называется статуей (от лат. stare - стоять).
Бюст — изображение головы человека- с верхней частью торса. В зависимости от обреза бюст может быть поплечным, погрудным, поясным. Бюст, срезанный прямыми плоскостями по плечам, груди и спине, называется гермой (так в древности именовался межевой четырехгранный каменный столб, который венчала голова бога Гермеса — охранителя дорог и межей). Наивысшего расцвета эта форма скульптуры достигает в римском искусстве.
Вне зависимости от материала, размера и жанровой принадлежности требует обхода, рассмотрения со всех сторон. Полноценность художественного восприятия в различных ракурсах является одним из важнейших критериев ее оценки.
Круглая скульптура требует целостности, законченности формы, обеспечивающей выразительность силуэта при обходе, восприятии памятника с различного расстояния. Широко известная мысль Микеланджело о том, что подлинное произведение скульптуры, даже будучи сброшенным со скалы, должно сохраниться, свидетельствует о необходимости композиционной целостности не только всего изображения, но и его частей. Лишенная головы и рук Ника Самофракийская именно в такой руинированной форме обрела значение символа свободного полета.
Рельеф представляет собой произведение, ориентированное на определенный фон, плоский, нейтральный, иногда дополненный отдельными предметами, фиксирующими место действия или достаточно подробно разработанный, подобно театральному заднику. Слово «рельеф» имеет итальянское происхождение. Relievo переводится как выпуклость, выступ, подъем.
По высоте рельефы разделяются на высокие — горельефы (от фр. haut — высокий), выступающие над фоном более чем наполовину объема, и низкие — барельефы (от фр. bas — низкий), выступающие над основной плоскостью менее чем наполовину объема.
Особую разновидность барельефа составляет углубленный рельеф, в котором изображение по контуру заглублено в плоскость фона. Он получил широкое распространение в искусстве Древнего Египта.
Иногда углубленным рельефом ошибочно называют технику инталии (от ит, intaglio — резьба), появившуюся в IV—III тысячелетии до н. э. в Двуречье, очень популярную и достигшую высочайшего художественного уровня в эпоху античности. Инталия представляет собой контррельеф (от лат. contra — против). Это своего рода негатив барельефа, используемый иногда в качестве печати.
При ограниченности фоном, рельеф по сравнению с круглой скульптурой обладает особыми изобразительными возможностями, в определенной степени сближающими его с живописью и графикой. Микеланджело по этому поводу писал: «Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу, и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи» (цит. по: Мастера искусства об искусстве. М., 1966. Т. 2. С. 186).
Значительно реже встречается так называемый перспективный, или живописный, рельеф, котором сочетаются все формы рельефа — от углубленного горельефа. Именно живописный рельеф дает возможность скульптору не только изобразить многофигурные сцены, но и представить их на пейзажном или архитектурном фоне, в перспективном сокращении.
Присущая рельефу возможность достаточно полного воплощения повествовательного начала создает иллюзию простоты его понимания, однако это только иллюзия. Профессиональный анализ рельефа требует знаний в области не только скульптуры, но и живописи, графики, а порой, когда речь идет об искусстве Древнего Египта, Греции или даже Нового времени — и математических расчетов.
Круглая скульптура и рельеф порой сочетаются в одном произведении. Сохранившимся до наших дней примером такого сочетания может служить так называемый «Збручский идол» — столпообразная, объемно-пространственная форма которого по четырем граням покрыта плоскостными рельефами, раскрывающими глубинные представления первобытного человека о системе мироздания.
Совмещение форм круглой скульптуры и рельефа характерно для городских монументов и надгробий, когда рельефу отводится роль своего рода комментария, дополнения, способствующего более полному раскрытию содержания памятника.