Войнами

И второй мировыми

Между первой

И США в период

Школа и педагогика в ЗападН0Й Европе

Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в

условия военного времени помешали внесению каких бы то ни было серьезных изменений в государственную политику в обла­сти народного образования. И все же в эти годы получила разви­тие частная и общественная инициатива по открытию школ и других детских и взрослых учебно-воспитательных учреждений. Особенностью и своеобразием развития педагогической мысли в России этого периода являлся факт бурного разви­тия наук о человеке, что позволило ученым-педагогам не только поставить в центр внимания изучение личности ре­бенка как сложной развивающейся системы, но и учитывать интересы, потребности и склонности самих детей, их при­родные возможности и дарование. Такой подход привел пе­дагогов к большему пониманию необходимости использова-п ия в педагогике новых методов, позволяющих не только выявлять индивидуальные особенности ребенка, но и актив­но способствовать их развитию. Поиски новых путей образо­вания и воспитания ребенка способствовали развитию плю­рализма в подходах к решению этой проблемы и в связи с '•тим к оформлению ряда более или менее развитых педаго­гических концепций, которые сохранили свое влияние на дальнейшее развитие педагогической науки.

Рекомендуемая литература

Литология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990.

Нентцелъ К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. II. Педагогика творческой личности. М., 1912.

11<«)овозов В.И. Избр. пед. соч. / Сост. B.C. Аранский. М., 1986.

Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982.

Константинов НА. Очерки по истории средней школы: гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской револю­ции 1917 года. М., 1956.

Мс<);,1нский Е.Н. История русской педагогики до Великой Ок­тябрьской социалистической революции. 2-е изд. М., 1938.

()черки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1991.

IS> ките В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. М., 1990.

Хрестоматия по истории педагогики: В 4т. Т. 4. История русской педа-i о гики с древнейших времен до Великой пролетарской револю­ции. Ч. П/Подред. СА Каменева/Сост. НА Желваков. М., 1936.

Kpi-( гоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. ( Ф. Егоров. 2-е изд. М., 1986.

Illunh ш) С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. I / I Inn ред. Н.П. Кузина и др. М., 1980.


                       
   
     
 
   
 
   
 
     
 
 
 

Глава-

(1918-1939)

Межвоенный этап новой игтпт™ „, о но как период политич^и^™^?^6 ^^я обыч-когда усилилось внимани^^бле^I ™ "Р^Р^ований, ющего поколения в Д^овд™Т^°ПИТаНИ1ПОДРаста-кой преданности своей стшнеТ^^ №ОСТИ и Ф^тичес-Германия и Италии S^oSZSPHX СТранах' таки* как проблемам cnocSo™^™^106 вшшание к этим жимов, разрушались ™S^e^OHMHCec)№ Ре-воспитания, формировав™ преоСе°нХаГгеСКИе ВД6И

к серьезным изменениям каПТе^Г„ времени. привели подходах к педагогичнее тоблешмп^™ ШИМЫ' Так и в ний в школьном деле п^шГсь в^сношо^0™" ЮМене" после окончания первой мирошй В?С П 91Я Ч$Т ГОДЫ явилась в усилении Пентралиад упдавлени Л ^ 2) И Про' дления сроков обучения в нячя^л* ™?аШ1ен?я школами и про-

Расширение базьша^шого™™ниябьГШИНСШе ^
ходимостью решения многиуЗ^п, бнло вызвано необ-

задач. В после^оенГе Z^S^^^T^^001 ни, чем раньше, ощугили^ото^сХ^Ыв^шьшеи степе-рабочих и грамотнь7управл1Хх S ^^ФЩированных ния разрушенной boS^kShS, ГДИМ0СТЪ BOCMe-дежи нового мьшх^нГ1то^сил°ГИРОВания У Мо™-блемам воспитания иТбт*ХпТ ЯГ* вшша™е к про-протяжении всего этокSS^-SS^ 3аМеТИТЬ' ЗДо ™ пейских странах и СшЯможетВ|^ заВД>еВро-ватно, чем какая-либс^адЖе^^я^' наиболее адек-ла настроения и ишересыТпохГ РмГ^ Ч5УИура' ВЫража-просто в «универсальном, ShhS IT^T^l^ lK шем более основательным общЛ^^™™' ^^