Вопросы к занятию
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................................................................................................................................... 3
Глава 1............................................................................................................................................................................................................................. 5
Зарождение воспитания в первобытном обществе............................................................................................................................................. 5
Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества................................................................................ 5
Зарождение организованных форм обучения и воспитания....................................................................................................................... 6
Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.......................................... 9
Глава 2.......................................................................................................................................................................................................................... 11
Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока........................................................................... 11
Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций................ 11
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия)................................................................................................................................... 12
Школа и воспитание в Древнем Египте........................................................................................................................................................... 14
Воспитание и школа в Израильско - Иудейском царстве........................................................................................................................... 16
Воспитание и школа в Древнем Иране............................................................................................................................................................ 18
Воспитание и школа в Древней Индии............................................................................................................................................................ 18
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.............................................................. 22
Глава 3.......................................................................................................................................................................................................................... 27
Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.................................................................................................................................. 27
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции............................................................................................................................ 28
Просвещение в эпоху эллинизма (III -I вв. до н.э.)...................................................................................................................................... 37
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме...................................................................................................... 40
Зарождение христианской традиции воспитания........................................................................................................................................ 44
Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры................................................................................................ 46
Глава 4.......................................................................................................................................................................................................................... 48
Просвещение и педагогическая мысль в Византии.......................................................................................................................................... 48
Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии............................................................................................................ 48
Воспитание и образование в Византии........................................................................................................................................................... 50
Педагогическая мысль в Византии................................................................................................................................................................... 53
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения................................................................................................................ 57
Глава 5.......................................................................................................................................................................................................................... 60
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения......................................... 60
Влияние церковной культуры на развитие образования........................................................................................................................... 60
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.................................................................................................................................. 63
Реформация и ее влияние на образование и воспитание............................................................................................................................ 67
Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания................................................................................................... 69
Глава 6.......................................................................................................................................................................................................................... 70
Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху европейского средневековья 70
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании...................................................................................... 70
Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока..................................................................................... 72
Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья................................................................................... 73
Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.................................................................................................... 76
Глава 7.......................................................................................................................................................................................................................... 79
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.).............................................. 79
Воспитание и обучение у древних славян...................................................................................................................................................... 79
Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII вв.................................................................................................................................. 81
Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.............................................................................................................................................................. 84
Образование в Русском государстве в XVII в................................................................................................................................................ 86
Педагогическая мысль в России к концу XVII в............................................................................................................................................ 89
Глава 8.......................................................................................................................................................................................................................... 96
Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв.................................................................. 96
Педагогические идеи В. Ратке............................................................................................................................................................................ 97
Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».... 99
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в..................................................................... 106
Движение за обновление школьного образования и методов обучения............................................................................................. 108
Школьное образование в Англии XVII-XVIII вв........................................................................................................................................ 110
Эмпирико - сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка.................................................................... 112
Педагогическая мысль во Франции XVIII в................................................................................................................................................. 115
Педагогическая концепция Жан-Жака Pуcco.............................................................................................................................................. 117
Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)................................ 120
Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения... 123
Глава 9........................................................................................................................................................................................................................ 128
Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в....................................................................................................................................... 128
Просвешение в России в начале XVIII в...................................................................................................................................................... 128
Школьное дело при Петре I.............................................................................................................................................................................. 132
Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.............................................................................................................. 134
В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России.................................................................................................... 137
Просвещение и школа после Петра 1............................................................................................................................................................ 140
Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова....................................................................................................................................... 141
Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой................................................................................................................................. 144
Педагогические взгляды и деятельностьИ.И. Бецкого............................................................................................................................. 145
Глава 10...................................................................................................................................................................................................................... 153
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.).............................................................. 153
Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.)............................................................................................................................................................. 153
Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци............................................................................................ 155
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.......................................................................................................................................................... 160
Педогогическая идея и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.............................................................................................. 168
Педагогические идеи Г. Спенсера.................................................................................................................................................................. 174
Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.)....................................................................................................................... 176
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.......................................................................................................... 179
Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и ихидея классового подхода к вопросам воспитания и
образования.......................................................................................................................................................................................................... 183
Глава 11...................................................................................................................................................................................................................... 186
Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в........................................................................................................................ 186
Развитие школы и становление школьной системы.................................................................................................................................. 187
Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия....................................................................................................................... 192
К.Д. Ушинский -крупнейший педагог XIX в. в России и его последователи...................................................................................... 197
Глава 12...................................................................................................................................................................................................................... 208
Зарубежная школа и педагогика в конце XIX -начале XX в....................................................................................................................... 208
Движение за реформу школьного дела в конце XIX в............................................................................................................................... 208
Основные представители реформаторской педагогики........................................................................................................................... 209
Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики............................................................................................... 217
Глава 13...................................................................................................................................................................................................................... 222
Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX в. (до 1917 г.)..................................................................................................... 222
Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования.................................................. 222
Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в.................................................................................................................. 231
Глава 14...................................................................................................................................................................................................................... 243
Школа и педагогика в Западной Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939)............... 243
Глава 15...................................................................................................................................................................................................................... 250
Школа и педагогика в России с Февральской революции 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны (1917-1945) 250
Политико – идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г..................................................................................................................................................................... 250
Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг....................................................................... 255
Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г..................................................................................................... 257
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа.............................................................................................................................. 266
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны............................................................................................................... 268
Глава 16...................................................................................................................................................................................................................... 270
Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и СССР (России) после второй мировой войны..... 270
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны......................................................................................................... 271
Педагогическая наука в странах запада...................................................................................................................................................... 273
Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в............................................................... 274
Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны.................................................................................................. 277
1. Просвещение в Киевской Руси в X – XIII в.в. Влияние взаимодействия языческой культуры восточных славян и христианской культуры на древнерусскую педагогику.
2. Училища грамоты. Ученье книжное. Обучение пению в школах грамоты на Руси в XI -XIII вв.
3. Монастыри как центры образования. Задачи и средства обучения.
4. Памятники педагогической литературы XI -XIII в.в. (“Поучение В. Мономаха детям”, Изборник Святослава, “Пчела” и др.).
5. Развитие просвещения в период татаро-монгольского нашествия.
6. Мастера грамоты.
7. Традиции семейного воспитания. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии.
8. Братские школы. Киевская академия.
9. Памятники педагогической литературы XIII - XVII в.в. как источники сведений о педагогической мысли этой эпохи.