Трудовое право

Уголовное право

Трудовое право

Указ от 30 июня 1945 года установил дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись сверхурочные работы, был восстановлен 8-ми часовой рабочий день. В феврале 1947 года - восстановлена система коллективных договоров.

Была повышена роль профсоюзных комитетов. Постановлением ВЦСПС от 21 июня 1947 года не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных туберкулезом. Инструкция министерства здравоохранения от 21 июня 1949 года на предприятиях должен производится обязательный медицинский осмотр напредприятиях с вредными условиями труда. 08.02.1951 года президиум ВЦСПС созданы общественные комиссии охраны труда при ФЗМК. Указом от 19.05.49 г. женщинам, имеющих детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях перехода на другую работу.

В уголовном праве в послевоенные годы проявляются гуманистические тенденции. 07.07.45 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, в связи с победой над гитлеровской Германией. От отбытия наказания освобождались осужденные, срок наказания которых не составлял 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину.

Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления.

Указ от 27 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением на 25 лет. Смертная казнь применялась лишь к шпионам, изменникам Родины, диверсантам.

Указ от 4 апреля 1947 года установил повышенную уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества: кража, присвоение, растрата, иное хищение каралось заключением на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. По указу также устанавливалась ответственность за недонесение о готовящемся преступлении.

В послевоенные годы большое внимание оказывалось охране труда женщин и подростков. 13 декабря 1956 года СНК было принято постановление "Об усилении охраны труда подростков". Был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет. В порядке исключения с разрешения родителей на работу могли быть приняты подростки в возрасте 15 лет. 10 марта 1956 года Президиум Верховного Совета принял указ о сокращенной продолжительности рабочего дня в предвыходные и выходные дни. Продолжительность рабочего дня составляла 6 часов.25 апреля 1956 года выходит указ "Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятия и за прогул без уважительной причины".

Для решения трудовых споров между предприятиями, внутри предприятий, предприятия и рабочего были созданы трудовые комиссии.

Было утверждено положение "О порядке рассмотрения трудовых споров". В связи с ходатайствами граждан 30 апреля 1956 года Президиум Верховного Совета принял указ "Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство", указ в отношении шпионов, диверсантов распространил свое действие на лиц, совершивших уголовное деяние. За период Великой Отечественной войны погибли, умерли, попали без вести 421 генерал и адмирал.

Согласно сообщению чрезвычайной государственной комиссии о разрушениях города Смоленска и злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками - из 8000 домов было сожжено 7300 домов. Уничтожено 96 фабрик и заводов, взорвано 194 км. железнодорожных путей.

Особый интерес со стороны права составляет вопрос о жертвах Великой Отечественной войны. По далеко неполным данным с временно оккупированной территории Советского Союза было насильно угнано в Германию 4794 087 так называемых "остарбайцев". По официальным данным на Родину возвратилось 5 352 963 человека: военнопленных и интернированных. Труд советских граждан в фашистской неволе был безвозмездным, работали по 14-18 часов в сутки. Какой-либо компенсации за свой труд в Германии никто из них не получил. Это явление является грубейшим нарушением Гаагской конвенции о защите жертв войны, заключенной 1907 году, и Женевской конвенции о содержании военнопленных от 27 июля 1929 года (раздел о труде), действовавших в то время и ратифицированных Германией. Согласно названным конвенциям военнопленным и интернированным, как субъектам международного права гарантируется права на справедливое вознаграждение за свой труд. Оплата труда должна быть такой же, как и труда гражданских рабочих той местности, где они работают. Денежные вознаграждения должны быть выплачены им перед репатриацией. В случае смерти вознаграждение пересылается родственникам, законным наследникам.

В СССР труд военнопленных также использовался. Однако их использование и продовольственное обеспечение существенно отличалось от положения, в котором находились советские военнопленные в фашистской неволе. В среднем в сутки на одного военнопленного приходилось 600 граммов хлеба, 40 граммов мяса, 120 граммов рыбы.

За каждого военнопленного выдавались его заработанные деньги за вычетом денег на его содержание.

Таким образом, компенсация за трудовое использование в Советском Союзе была произведена.

Судьба советских военнопленных, вернувшихся из плена, сложилась не лучшим образом: часть из них отправили к месту жительства, другие были незаконно репрессированы.

После репатриации советских граждан из Германии Советское правительство приняло ряд мер по оказанию им помощи в устройстве на работу, приобретению жилья и необходимого имущества. В частности, только по постановлению СНК СССР N 478-136 от 14 марта 1945 года на расходы по приему и устройству советских граждан, репатриированных из Германии, на 1945 год было утверждено по союзному бюджету 270 млн. рублей и по республиканскому - 39 млн. 580 тыс. рублей, а на саму репатриацию по состоянию на 1 марта 1946 года израсходовано 1 094 554 116 рублей.

Репатриированным советским военнопленным и интернированным по прибытии на место постоянного жительства выдавались долгосрочные ссуды в сумме 5-10 тыс. рублей.

Бывшие военнопленные имели такие же льготы, как и демобилизованные войны Красной Армии.

Многие из побывавших в фашистской неволе советских граждан, так и не получили должной компенсации за все страдания и тяжелый труд ни от Германии, ни от Советского правительства. В современных условиях их материальное положение еще более усугублялось. Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии советских, граждан сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг." Учитывая, прекращение состояния войны между Советским Союзом и Германией и, руководствуясь принципом гуманности, Президиум признал необходимым применить амнистию в отношении советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами. Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Освободить из мест лишения свободы лиц, осужденных на срок до 10 лет за пособничество врагу, за преступления, предусмотренные статьями 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 Уголовного Кодекса РСФСР.

2. Сократить на половину назначенное судом наказание осужденным на срок свыше 10 лет за преступления, перечисленные статьей 1 настоящего указа.

3. Освободить из мест заключения независимо от срока наказания лиц, осужденных на срок свыше 10 лет, лиц, осужденных за службу в немецкой армии, полиции, специальных немецких формированиях.

4. Не применять амнистии к лицам, к карателям, осужденным за убийства и истязания советских граждан.

5. Прекратить производство всех следственных дел и дела, не рассмотренные судами о преступлениях, совершенных в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. предусмотренных статьями 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 УК РСФСР, указанных в статье 4 указа.

6. Снять судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании данного указа.

7. Освободить от ответственности советских граждан, находящихся за границей, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сдались в плен врагу и служили в немецкой армии, полиции, специальных немецких формированиях. Явку с повинной рассматривали как смягчающее вину обстоятельство.

Совету Министров СССР принять меры к облегчению въезда в СССР советским гражданам, находящимся за границей, а так же членам их семей, независимо от гражданства, и их трудоустройству в Советском Союзе.

Право в послевоенные годы получило свое дальнейшее развитие. Получили свое развитие такие отрасли, как гражданское, уголовное, семейное, колхозное право и многие другие.

 

 

24.4. Репрессивная политика в период апогея сталинизма.

 

Сложнейшие проблемы, вставшие перед СССР после войны, решались испытанными в довоенное десятилетие способами. В 1946—1953 гг. тоталитарная система достигла своего расцвета.
Нанесенный войной ущерб был громаден. Погибли около 27 млн человек, было уничтожено не менее одной трети национального богатства СССР. Восстановление разрушенной экономики, перевод ее с военных рельсов на мирные — таковы главные задачи, стоявшие перед страной. Первыми шагами стали проведение демобилизации армии, ее резкое сокращение (почти в 4 раза к 1948 г.); перераспределение расходов в пользу мирных отраслей промышленности и переориентация производства на мирные нужды; упразднение Государственного Комитета Обороны и передача его функций Совету народных комиссаров (с марта 1946 г. — Совет Министров); восстановление 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмена обязательных сверхурочных работ. Четвертый пятилетний план (1946—1950) ставил задачу восстановить и превзойти довоенный уровень народного хозяйства. При этом первоочередная цель формулировалась однозначно — восстановление и развитие тяжелой промышленности. Восстановление сельского хозяйства, легкой промышленности, отмена карточной системы, возрождение разрушенных городов и сел рассматривались как важные, но подчиненные главной цели задачи. На практике это означало, что легкая промышленность по-прежнему финансировалась по «остаточному принципу», сельскому хозяйству вновь отводилась роль главного источника накоплений для восстановления индустриальной базы страны.
Тяжелая промышленность, согласно официальным показателям, достигла довоенного уровня в 1948 г.; в 1950 г. она превзошла его на 73%. Выросли объемы производства нефти, угля, металла, электроэнергии. Были построены новые промышленные предприятия. Это был несомненный успех, достигнутый за счет колоссального напряжения всех сил, трудового героизма народа (движение «скоростников», массовое перевыполнение норм и пр.). Определенное значение имели репарационные поставки промышленного оборудования из Германии. Как и в 30-е гг., широко использовался бесплатный труд узников ГУЛАГа (почти 9 млн заключенных и 2 млн немецких и японских военнопленных).
Сельское хозяйство достигло довоенных показателей к началу 50-х гг. Однако выйти на уровень, который обеспечивал бы бесперебойное снабжение страны продовольствием, оно не смогло. Засуха 1946 г. имела в этом смысле крайне тяжелые последствия, но главные причины фактической деградации колхозной деревни состояли не в ней. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность приняла поистине ужасающие масштабы (закупочные цены, в частности, компенсировали не более 5—10% затрат на производство зерна, мяса, технических культур). Обязательные госпоставки увеличивались, налоги росли, приусадебные участки сокращались.
В 1947 г. была отменена карточная система распределения и проведена денежная реформа. Народное хозяйство удалось в целом восстановить к началу 50-х гг. Это было достижение огромной исторической важности, результат самоотверженности и трудового подвига народа. Но чрезвычайные трудности послевоенных лет преодолевались опробованными еще в 30-е гг. средствами: сверхцентрализацией экономики, жестким диктатом, перекачкой средств в пользу тяжелой промышленности, консервацией низкого уровня жизни населения. Восстановление народного хозяйства, таким образом, сопровождалось ужесточением командной экономики, основы тоталитарного общества.
В послевоенные годы власть сделала все возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране. Проводя выборы в Верховный Совет СССР, съезды партии (XIX съезд состоялся в 1952 г., на нем ВКП(б) была переименована в КПСС), комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразуя народные комиссариаты в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы свести на нет демократический импульс победы.
Вновь начались репрессии: сначала против советских военных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн человек почти 2 млн попали в места заключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Население ГУЛАГа росло.
Следующие удары были нанесены по военным (арест маршала авиации А. А. Новикова, сподвижников маршала Г. К. Жукова и др.), партийной верхушке («ленинградское дело», расстрел Председателя Совета Министров СССР Н. А. Вознесенского, бывшего руководителя ленинградской парторганизации А. А. Кузнецова и др.), деятелям искусства (постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», публичное шельмование А. А. Ахматовой и М. М. Зэщенко, разносная критика музыки Д. Д. Шостаковича, В. И. Мурадели, С. С. Прокофьева, залрет второй серии фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и др.), ученым (осуждение генетики, кибернетики, дискуссии по проблемам языкознания, философии, политэкономии и др.), представителям еврейской интеллигенции (убийство С. Михоэлса, кампания против «безродных космополитов»). В 1952 г. возникло «дело врачей», обвиненных в намеренно неправильном лечении вождей партии и государства. Есть основания полагать, что И. В. Сталин готовил аресты в своем ближайшем окружении. Так ли это, точно не известно: 5 марта 1953 г. он умер от кровоизлияния в мозг.
Таким образом, все элементы тоталитарной системы — абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат — были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.

Тема 25.

Эволюция политической системы и реорганизация государственного аппарата в сер. 50-нач. 80-х гг.

 

25.1. ХХ съезд КПСС и его решения.

25.2. Реорганизация управления народным хозяйством.

25.3. Государственно-политическая система СССР в 1970-1980-е гг.

25.4. Рост партийно-советской бюрократии. Попытки экономических и хозяйственных реорганизаций.

25.1. ХХ съезд КПСС и его решения.

 

Съезд состоялся 14—25 февраля 1956 года в Москве.

Присутствовало 1349 делегатов с решающим голосом и 81 делегат с совещательным голосом, представлявших 6 795 896 членов партии и 419 609 кандидатов в члены партии.

На съезде присутствовали делегации коммунистических и рабочих партий 55 зарубежных стран.

Порядок дня:

· Отчетный доклад ЦК КПСС. Докладчик — Н. С. Хрущёв.

· Отчётный доклад Центральной ревизионной комиссии КПСС. Докладчик — П. Г. Москатов.

· Директивы по 6-му пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956—1960 годы. Докладчик Н. А. Булганин.

· Выборы центральных органов партии. Докладчик — Н. С. Хрущёв.

XX съезд обычно считается моментом, положившим конец сталинской эпохе и сделавшим обсуждение ряда общественных вопросов несколько более свободным; он знаменовал ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве и возвращение многих прежде запретных имён. Однако на деле критика Сталина прозвучала лишь на закрытом заседании ЦК КПСС по окончании съезда (см. ниже).

На съезде обсуждались отчеты центральных органов партии и основные параметры 6-го пятилетнего плана.

Съезд осудил практику отрыва «идеологической работы от практики коммунистического строительства», «идеологического догматизма и начётничества».

Обсуждалось также международное положение, роль социализма как мировой системы и борьба его с империализмом, распад колониальной системы империализма и становление новых развивающихся стран. В связи с этим, был подтверждён ленинский принцип о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Съезд принял решение о многообразии форм перехода государств к социализму, указал, что гражданские войны и насильственные потрясения не являются необходимым этапом пути к новой общественной формации. Съезд отметил, что «могут быть созданы условия для проведения мирным путём коренных политических и экономических преобразований».

Своеобразной подготовкой к критике Сталина стала речь на съезде А. И. Микояна, который резко раскритиковал сталинский Краткий курс истории ВКП(б), отрицательно оценил литературу по истории Октябрьской революции, Гражданской войны и советского государства.

По свидетельству другого члена семьи Микоянов, авиационного конструктора и делегата съезда Артёма Микояна, зал воспринял выступление брата негативно.

Съезд избрал ЦК КПСС в количестве 133 членов и 122 кандидатов; Центральную ревизионную комиссию в составе 63 членов. Основная статья: О культе личности и его последствиях

Главные события, сделавшие съезд знаменитым, произошли в последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. В этот день Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», который был посвящён осуждению культа личности И. В. Сталина.

В нем была озвучена новая точка зрения на недавнее прошлое страны, с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 1930-х — начала 1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина. В докладе была также поднята проблема реабилитации партийных и военных деятелей, репрессированных при Сталине.

Несмотря на условную закрытость, доклад был распространён по всем партячейкам страны, причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; обсуждение доклада велось также в ячейках ВЛКСМ.

Доклад привлёк огромное внимание во всём мире; появились его переводы на различные языки, в том числе распространявшиеся в некоммунистических кругах. В Советском Союзе он был опубликован только в 1989 в журнале «Известия ЦК КПСС».

«Смягчённый» вариант доклада был обнародован в качестве постановления Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма. На съезде было принято решение о начале массового внедрения на советских железных дорогах тепловозной и электровозной видов тяги, а также о прекращении строительства паровозов. В том же году крупнейшие в СССР паровозостроительные заводы, Коломенский и Ворошиловградский, выпустили свои последние паровозы — пассажирский П36-251 и грузовой ЛВ-522 соответственно. Вместо них, указанные заводы перешли на выпуск тепловозов.

 

 

25.2. Реорганизация управления народным хозяйством.

 

В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов.
В каждом из них СМ союзной республики создавался Совет народного хозяйства
(СНХ), который руководил предприятиями и стройками. Совнархозы сыграли определенную положительную роль:

- сблизили управление к производству;

- способствовала кооперированию производства в пределах экономических районов. Однако недостатком этой системы было то, что: управление отраслью промышленности было раздроблено; стали нарушаться производственные связи между предприятиями.

Существовавшие сверхцентрализированные министерства по мнению Хрущева были неспособны обеспечить быстрый рост промышленного производства. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Однако в характерном для административно-командной системы духе, эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране. Имеющиеся сомнения относительно реформы не высказывались, так как она исходила от самого Хрущева. Сама по себе идея совнархозов могла бы принести пользу при сохранении министерств, хотя бы и сокращенных, если бы эти совнархозы были тесно связаны с территориальными, республиканскими и областными центрами и имели определенный круг предприятий, которые полностью им подчинялись. В особенности это относится к местной промышленности в широком ее понимании.

Но если вначале совнархозы были ближе к областному делению, то вскоре начался их отрыв от областного деления. К началу 1958 г. из 37 союзных и республиканских министерств было оставлено 4 (среднего машиностроения, химической промышленности, транспортного строительства, электростанций). 104 совнархоза объединили 75% мощностей промышленных и строительных организаций (остальные отошли к местным советам). Для координации взаимосвязей был образован Всесоюзный СНХ; на преобразованный Госплан были возложены задачи выявления возможностей комплексного развития экономики, составления плановых показателей в целом по стране, по республикам и по каждому экономическому району. На вновь созданные Научно-технические комитеты при союзном и республиканских Советах Министров были возложены задачи изучения передового опыта и контроля за внедрением достижений НТР в народное хозяйство.

Некоторые члены Президиума ЦК вносили предложение о создании Высшего Совета Народного Хозяйства СССР. Вначале это было объявлено Хрущевым "консервативным сопротивлением" всей реформе, а потом он сам же начал создавать совнархозы республик, в том числе совнархоз РСФСР, затем был и организован Всесоюзный Совет Народного Хозяйства. В каждом из них создавались отраслевые, комплексно-территориальные органы - это была сплошная, перманентная перетасовка. Потом, когда жизнь дала почувствовать, что современный процесс специализации индустрии требует соответствующей организации, были созданы, вместо упраздненных Министерств, отраслевые Комитеты - вначале в пределах Госплана, а потом самостоятельные государственные комитеты, почти с правами и функциями министерств (и для пущей важности даже названные министерствами, но кастрированные и, следовательно, бессильные).

Поэтому этот суррогат Госкомитетов в сочетании с гигантскими совнархозами не мог выдержать жестокой критики жизненной действительности.

Что касается местных совнархозов, при облисполкомах могли бы быть такие хозяйственные органы под тем или иным названием. Они, эти органы, должны объединять определенные группы предприятий: ширпотреба, металлообрабатывающие, стройматериалов, пищевые и тому подобное - с тем, чтобы они удовлетворяли значительную часть потребностей населения. Они сыграли бы важную роль в территориальном кооперировании предприятий, например изготовлении деталей для машин, в частности автотранспорта, и вообще сократили бы дальние и встречные перевозки. Эти органы (совнархозы или под другим наименованием) должны быть подчинены облисполкомам, Советам, они должны быть прибыльными и повышать уровень жизни населения, в первую очередь своих рабочих.
Можно предположить, что здесь была цель получить "побочный", а может быть, и главный эффект - перешерстить, перелопатить или, говоря по-троцкистски, перетряхнуть кадры министерств и их местных органов и заменить "неблагонадежных" и неверных новому руководству другими, своими кадрами.

Сомнительно, чтобы это дало желаемые результаты, а вред народному хозяйству эта "великая" хрущевская реорганизация принесла.
Особенно несуразной, противоречащей основам нашего партийного строительства, явилось проведенное по его предложению разделение руководящих областных парторганов на промышленные и хозяйственные. Вред такого новшества настолько очевиден, что доказывать это и не требуется.

Организация совнархозов дала некоторый эффект, выражающийся в том, что сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрылась масса мелких предприятий из различных министерств дублировавших друг друга.

Высвободившиеся площади и средства были использованы для организации новых производств. Ускорился процесс технической реконструкции предприятий: за 1956-1960 год было введено в строй в 3 раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенно сокращение административного аппарата на предприятиях.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла. И не могла дойти, так как не была сориентирована на это.
Вместо поисков материальной заинтересованности работника в результатах своего труда, были проведены изменения в нормировании и оплате. Результатом этого стало значительное сокращение рабочих, трудившихся на основе сдельной оплаты и рост числа рабочих получающих оплату по количеству проработанных часов. И без того низкие стимулы к труду стали резко снижаться. Стала получать распространение подгонка зарплаты до определенного уровня всем без исключения.

Все более активную роль стали играть моральные стимулы. Возникло новое движение — бригады коммунистического труда. Члены этих бригад, как и члены бригад ДИП ( догнать и перегнать ) в начале 30-х, старались внедрить коммунистические методы в свою повседневную жизнь, проводить вместе свободное время, повышать свой общеобразовательный, культурный и технический уровень. Данное движение не могло быть массовым, но профсоюзные организации в погоне за цифрами пытались вовлечь в него как можно больше людей. Любовь бравурных фраз, лозунгов, и скороспешных решений были типичными признаками того времени, где истинные новации переплетались с пустозвонством и невежеством.

Реформы, произведенные перемены привели к замешательству в управленческом аппарате и сбоями в выполнении шестого пятилетнего плана. Однако правительство не стало это признавать и заменило пятилетний план — семилетним. В качестве оправдания этой меры приводились доводы о том, что изменились масштабы хозяйствования и требуются долгосрочные перспективы развития народного хозяйства. Хотя в семилетнем плане явно говорилось о необходимости сделать капитальный рывок в обеспечении народа жилищем, его идеи сводились в форсированному развитию капиталоемких отраслей группы “А”. Ставились явно нереальные задачи полной механизации в строительной индустрии.

В соответствии с решениями сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон "Об изменении системы органов управления промышленностью". СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств.

Принцип отраслевого и межотраслевого управления было закреплено
Конституцией 1977 г. Совнархозы не дали ожидавшегося Хрущевым эффекта от более эффективного использования местных ресурсов. Экономическая самостоятельность совнархозов сочеталась с отсутствием таковой у предприятий, а ориентация на сугубо региональные интересы приводила к деформациям технической политики в ряде ключевых для НТР отраслей. Расформированные министерства воспроизводились уже как подразделения Госплана или научно-технических комитетов. Центр пошел на увеличение числа контрольных органов (не приведшее к более высокому уровню подконтрольности совнархозов) и на укрупнение совнархозов с сокращением их числа до 48 в 1962 г., лишавшим власти тысячи партийных функционеров. Интересам местного партийного чиновничества противоречило и предложенное в 1962 г. Хрущевым деление обкомов и крайкомов партии на промышленные и сельскохозяйственные. Неудача административно-хозяйственных реорганизаций усугубила диспропорции в советской экономике.

Предполагалось, что эта реформа станет основой насыщения внутреннего рынка и обеспечит выход на мировой рынок не только сырья, но и с конкурентоспособных товаров. К этой аргументации примыкала и ленинская идеологическая посылка об отмирании государства и постепенном переходе к самоуправлению. Тем не менее, появились непримиримые противники идеи совнархозов.

Во-первых, наносился сильный удар по столичной бюрократии. Во-вторых, самостоятельность приводила к тому, что экономика становилась впереди идеологии, согласно которой благосостояние народа жертвовалось ради всемирной победы коммунизма. Но самое главное сопротивление было со стороны идеологического аппарата, требовавшего полной концентрации государственной власти в руках Политбюро и консолидации всех ресурсов.

 

 

25.3. Государственно-политическая система СССР в 1970-1980-е гг.

 

Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение “застойного”. Причины застоя и кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая сформировалась еще в 30-е годы. В новой Конституции СССР 1977 г. партия отказалась от идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. Современный политический период определялся как “развитой социализм”. В Конституции было заявлено о создании “новой социальной и интернациональной общности - советский народ”. В ее 6-й статье юридически закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе, а сама партия определялась как “руководящая и направляющая сила советского общества, ядро политической системы”. С 1966 по 1985 гг. численность КПСС возросла с 12,4 до 19 млн. человек. В брежневский период происходил процесс дальнейшей централизации партийного аппарата, усиление власти партократии. Такие явления как коррупция, криминализация и др. окончательно подрывали авторитет власти. Идеологический диктат КПСС сдерживал развитие творчества, поощрял единомыслие. Произошел возврат к неосталинизму в идеологии, литературе, науке, культуре. В обществе нарастала социальная апатия, вызванная двойной моралью и ростом социальной несправедливости. Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране продолжало оставаться диссидентское движение.

Основные направления внешней политики. Приоритетными в во внешней политике СССР в 1970-80-е гг. оставались следующие направления: укрепление социалистического лагеря; поддержка международного коммунистического движения, народно-демократических режимов в странах “третьего мира”; стемление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами. С 1957 по 1985 гг. министром иностранных дел ССР был А.А. Громыко. Начало 70-х годов было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Практическими шагами на пути потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой. Процесс разрядки был закреплен по сотрудничеству Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.) и подписанием Заключительного акта совещания, которое зафиксировало политико-военное и социально-экономическое положение, сложившееся в мире после Второй мировой войны. В конце 70-х годов произошел новый виток напряженности, связанный, в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. Используя “афганский фактор”, в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. В результате на протяжении 1981-1984 гг. мир находился в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы). Приоритетной задачей стало укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере, устранение угрозы распада социалистического содружества, особенно в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии и событиями в Польше в конце 70-х годов. Произошло дальнейшее обострение отношений СССР с КНР и Албанией. СССР последовательно проводил политику поддержки национальных режимов в развивающихся странах, избравших путь социалистической ориентации. Эта политика была особенно активна в тех регионах, которые находились в непосредственной сфере влияния СССР. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая здесь первое место в мире в течение последних 30 лет).

Итоги . Характерной особенностью общественного производства тех лет являлось: преимущественное развитие отраслей группы "А" по сравнению с группой "Б" и военно-промышленного комплекса. При этом советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Советская внешняя политика за 1965-1985 гг. также прошла сложный и противоречивый путь от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности, поставившей мир на грань мировой войны. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем. У брежневского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой начала 70-х годов. К первой половине 80-х годов СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, которая подрывала состояние советской экономики.

 

 

25.4. Рост партийно-советской бюрократии. Попытки экономических и хозяйственных реорганизаций.

 

Но главное состояло в том, что бюрократия в СССР к началу 1960-х гг. сформировалась как общественный класс (в смысле ленинского определения). И этот класс, — вследствие своего монопольно высокого потребительского и политического статуса, — стал эксплуататорским, паразитическим, — классом угнетателей. Это касается и национальных бюрократий в союзных республиках.

Идеалы социализма этому паразитическому классу были не только чужды, но и ненавистны, а социальная организация СССР и государственная идеология строительства социализма и коммунизма мешала бюрократии в целом и каждому отдельному бюрократу хапать по способности.

Этому сопутствовало и то, что к началу 1960-х гг. некоторая доля партийно-советской бюрократии созрела для того, чтобы её представители сами искали случая быть завербованными спецслужбами либерально-буржуазного Запада и масонством.

В бюрократиях же союзных республик с середины 1950-х гг. наверх более успешно продвигались индивиды, которым неприемлем был не только социализм и дело строительства коммунизма, но и пребывание их национальных обществ в составе СССР. Об этом они не говорили с партийных трибун публично, но между собой на тусовках работников республиканских ЦК в 1970-е гг. эстонцы прямо заявляли белорусам, что их республики обладают как раз наиболее подходящими размерами, численностью населения и экономическим потенциалом для того, чтобы жить хорошо самостоятельно без СССР и указаний "этих идиотов из аппарата общесоюзного ЦК и Политбюро".

КГБ СССР деятельно соучаствовало в проекте расчленения страны и реставрации капитализма неизбежно колониального типа, поскольку без поощрений с его стороны никаких "народных фронтов" в годы перестройки не возникло бы; а если бы и нашлись одиночные инициативники, то с ними было бы то же самое, что и с малочисленными диссидентами 1950-х — 1970-х гг., будь позиция КГБ иной.

Для того, чтобы возникли "народные фронты", "межрегиональная депутатская группа", объединения борцов за права репрессированных народов и т.п., а на улицы и площади вышли возбуждённые политиканами толпы, необходима была команда в адрес КГБ — "Подстрекать и поощрять всё такое!". И КГБ эту команду исполнило.

Чем руководствовались бюрократы КГБ (подконтрольного масонству, судя по его деятельности и бездеятельности в андроповские времена), совершив по сути акт измены народам страны, — вопрос особый. Одна из версий состоит в том, что они знали Союзный бюджет и видели, что Россия в финансовом выражении — донор для остальных союзных республик. Поскольку организовать опережающее научно-техническое и экономическое развитее СССР бюрократы в 1950-е — 1970-е гг. не смогли, то, когда импульс развития, набранный в эпоху сталинизма, себя выработал, они искренне купились на иллюзию:

· Уровень жизни в России можно поднять, если сбросить всю периферию в составе СССР и за его рубежами, которая по существу живёт ресурсами России.

· Плановая экономика неэффективна, и потому надо вернуться к "общечеловеческим основам прогресса" и восстановить либерально-рыночную экономику, поскольку она зарекомендовала себя в передовых в научно-техническом отношении странах как на Западе, так и на Востоке.

О том, что хозяйственная система СССР — целостность, от которой блага получают все; что финансовые потоки в ней — одно из выражений управления ею; что её внутренние цены — следствие управленческих процессов в ней же, а не объективное (в смысле аполитичности и независимости от процессов управления)мерило количества и качества труда и параметров продуктообмена, — об этом и многом другом аналитики ГБ не догадались…

Не сведущи были они и в том, что можно назвать "всемирная история политики — глобальной и региональной". Вследствие этого до них вряд ли доходило, что разрушение этой хозяйственной целостности, сделает обломки СССР объектом порабощения Запада, по какой причине множество бедствий выпадет и на долю народов России — большей части её населения.

Вообще обсуждать по существу проблематику глобальной политики и управления её течением, доминирования в ней библейского фашистского проекта, возможных альтернативных концепций глобализации в послесталинские времена в СССР было не принято ни публично, ни в кабинетах КГБ, ГРУ и других спецслужб. Поэтому все мифы о том, что КОБ сформировалась на спецдачах КГБ и ЦК КПСС — плод воображения тех, кто никогда не имел представления о мировоззрении бюрократического руководства этих бюрократических иерархий. Не было в этих иерархиях и понимания того, что успехи государственности Руси-России во внешней и внутренней политике имели место только тогда, когда она работала на самобытный многонационально-Русский глобальный проект.

Тематика глобальной политики не присутствовала и в системе образования: ни общедоступного, ни секретного МВД-КГБ-ГРУ-шного.

Такое положение сохраняется и в постсоветской Россионии: ВП СССР и приверженцы КОБ по мере того, как они обретают концептуальную властность, являются единственными нарушителями этого заговора молчания.

Также отметим, что и ООН ни кулуарно, ни на своих генеральных ассамблеях не обсуждает названную проблематику действующей глобальной политики и альтернатив ей, в силу чего не справляется с теми функциями, которые должна решать в интересах всех народов планеты.

Свой посильный вклад в гибель СССР внесли и "политрабочие" Вооружённых Сил и МВД, а также и их коллеги из системы политучёбы на гражданке и, прежде всего, — в системе партийной учёбы, охватывавшей в начале 1980-х гг. более 15 миллионов членов вне структур Вооружённых сил и МВД. Соответственно, — за единичными исключениями, — "политрабочий" в чине майора и выше — после ХХ съезда КПСС — это и психиатрический диагноз (специфическая разновидность слабоумия и шизофрении), и состав преступления перед народом.

Вся эта публика компостировала мозги населению страны вздором вместо того, чтобы вырабатывать и давать людям адекватные знания историко-социологического характера.

Тем же — компостированием мозгов — занимались и деятели культуры: прежде всего, писатели, кинематографисты, театральные деятели и отчасти музыканты.

Послесталинский период советской эпохи оставил после себя множество имён писателей и их произведений. Однако мало кто задумывается, что всё это — своего рода "фильтрат", поскольку в СССР публиковались произведения преимущественно членов союза писателей, а членом союза писателей можно было стать, только опубликовав некоторое количество текстов.

Тексты проходили не только партийно-политическую цензуру, но и союз писателей фильтровал претендентов в свои ряды. Эти два фильтра отсеивали не только бездарных графоманов, но не позволили состояться в качестве писателей и многим действительно одарённым Богом людям, чьи воззрения пришлись не ко двору искусствоведам от КПСС и союза писателей, представлявшего собой изначально, как и академия наук, легальную оболочку масонства в его публичной деятельности.
То же касается и союза кинематографистов, союза художников, союза театральных деятелей и союза композиторов.

Большинство профессионалов от искусства послесталинской эпохи компостировали мозги людям, в отличие от "политрабочих", не лицемерно, а искренне, и потому были более успешны в этом деле.
Такие, как В.Распутин, В.Белов, В.Астафьев, Л.Гайдай сеяли настроение неприятия жизни в СССР не по умыслу, чтобы деморализовать народ и разрушить страну: просто их мировоззрение и миропонимание были такими, что их творчество не могло быть ничем иным, как компостированием мозгов читателей, зрителей на безъисходность.

Иллюзию свободы художественного творчества давал всевозможный "андеграунд".
Но как его взращивали и "фильтровали" ЦК КПСС и КГБ и проникавшее в эти структуры масонство, — это отдельная тема: просто методы фильтрации были основаны на "индивидуальном подходе" и не были столь формализованы и шаблонны, как это имело место в "творческих" союзах.

В частности А.И.Солженицын — довольно успешная разработка такого рода "андеграунда". А вот И.А.Ефремова — искусствоведы проглядели и не успели задавить, а то не было бы ни "Туманности Андромеды", ни "Часа быка".

Поэтому, когда мы вспоминаем историю искусства в послесталинскую эпоху, надо думать не о тех, кто стал известным, а о тех оставшихся неизвестными, кого система задвинула и раздавила, чтобы они не вдохновили людей на воплощение мечты о светлом будущем.

Так и сегодня в россионском обществе идёт бесконечный и безплодный спор "интеллектуалов" об адекватности различных вариантов прошлого Руси-России, а её будущее ― по-прежнему в руках заправил глобального библейского проекта порабощения всего человечества.

Общество в СССР вне бюрократического аппарата к государственной власти относилось иждивенчески — в традициях так называемого "социального договора": мы работаем — вы управляете делами общественной в целом значимости: каждый делает своё дело и не в праве судить о делах других.

Если управление было дурным, то большинство людей уповало и до сих пор уповает на смену власти, главы партии и государства персонально, но не проявляло никакой политической инициативы к тому, чтобы характер государственной власти изменился и она стала выражать жизненные интересы трудящегося большинства, а не паразитических меньшинств.

Объяснять отсутствие какой-либо политической инициативы в обществе всеобщим страхом перед КГБ, как это делают многие ныне, — глупость.

Конечно, с 1917 г. по 1991 г. в обществе было много тех, кто трепетал в страхе перед ВЧК — КГБ и потому "не высовывался".
Но в то же самое время в годы борьбы сталинского большевизма с марксизмом-троцкизмом было множество людей, которые ощущали общекультурный и экономический рост СССР и потому без лишнего трёпа своим трудом поддерживали политику сталинского режима.
Сталин не был бюрократом и реально в жизни был куда более демократичным, чем все последующие главы государства в том смысле, что Сталину можно было безнаказанно указать на реальные и мнимые его ошибки в делах, и он вникал в суть мнений, не совпадавших с его собственными и признавал свою неправоту, оказывая поддержку в делах тем, кто оказывался прав.

Последующие главы государства вплоть до Б.Н.Ельцина были бюрократами, в дела сами не вникали и не терпели возражений и указаний на ошибки, тем более — публичных возражений и порицаний.

Причины политической безъинициативности большинства населения СССР в предперестроечные годы — не страх перед КГБ, а иные.
Это прежде всего:

· неосведомлённость большинства о сути глобальной политики и её взаимосвязях с внутренней и внешней политикой государств и, как следствие, — господство в обществе неадекватных представлений о характере власти как объективного явления в жизни общества и взаимоотношениях власти с обществом;

· ощущение необучаемости бюрократии и понимание того, что в одиночку невозможно противостоять организованной антинародной деятельности этой корпорации.

· занятость работой и бытом, не оставлявшая свободного времени на самообразование и выработку организационных систем более эффективных и властных, нежели действующие бюрократические системы партии и государства, которые смогли эффективно защитить общество от бюрократизма и воспроизводства бюрократического характера власти в преемственности поколений.

В годы же перестройки в силу названных причин и толпо-"элитарного" характера общества большинство оказалось неспособным к проведению по своей инициативеполитики, альтернативной политике разрушения и порабощения страны, уповая на конфликтующих вождей КПСС: кто на М.С.Горбачёва, кто на Б.Н.Ельцина, кто на А.Н.Яковлева, кто на Е.К.Лигачёва, оказывая им эмоциональную поддержку, которую разного рода возникшие в годы перестройки оргструктуры канализировали, направляя либо на захват государственной власти сторонниками буржуазного либерализма, либо на слив разуверившейся массовки их политических оппонентов, заведомых неудачников.

Тема 26.

Развитие советского права в 1960-нач. 1980-г гг.

 

 

26.1. Развитие права в период кодификации.

26.2. Развитие конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 г.

 

 

26.1. Развитие права в период кодификации.

 

Кодификационная работа особенно заметно разворачивается с конца 50-х — начала 60-х гг. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления, Основы уголовного судопроизводства, Основы законодательства о судоустройстве, Положение о военных трибуналах.

В 1959—1961 гг. в союзных республиках были приняты уголовные и уголовно-процессуальные кодексы (в РСФСР УК и УПК были приняты в октябре 1960 г.). В 1961—1964 гг. в республиках на базе Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (утвержденных Верховным Советом СССР в декабре 1960 г.) принимались гражданские и гражданско-процессуальные кодексы. ГК и ГПК РСФСР были приняты в июне 1964 г.

В октябре 1959 г. принят Закон ≪О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик≫, составивший основу финансового законодательства. В июне 1968 г. принимаются Основы законодательства Союза ССРи союзных республик о браке и семье, в 1969 г. — республиканскиекодексы.

В декабре 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства, в 1970 г. — земельные кодексы союзных республик. В конце1969 г. принят новый Примерный устав колхоза.

В 1970 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Наряду с кодификацией традиционных отраслей права проходила работа по формированию новых отраслей: в декабре 1970 г. утверждены Основы водного законодательства, в 1969 г. — Основы законодательства о здравоохранении, в 1973 г. — Основы законодательства о народном образовании, в 1976 г. — Закон об охране и использовании памятников истории и культуры, в 1975 г. Основы законодательства о недрах, в 1977 г. — Основы лесного законодательства, в 1980 г. — Основы законодательства об административных правонарушениях. Характерно, что кодификация новых отраслей права осуществлялась на союзном уровне.

Еще в 1990 г. в РСФСР был образован Конституционный Суд. В его компетенцию не входило рассмотрение вопросов, имеющих политический характер, основное внимание он уделял вопросам законности правоприменительной практики. После октябрьских событий 1993 г. деятельность Конституционного Суда была приостановлена и возобновлена в измененных пределах уже с принятием новой Конституции 1993 г. Было увеличено число его членов (с 15 до 19) и на основе федерального конституционного закона очерчен срок полномочий судей: вместо неограниченного он определялся в 12 лет.

В декабре 1990 г. создан Высший Арбитражный Суд СССР, заменивший государственный арбитраж. В июле 1991 г. вступил в силу новый порядок разрешения хозяйственных споров между различными хозяйствующими субъектами, а не только между государственными предприятиями и учреждениями, как это было ранее.

В России система арбитражных судов стала формироваться в октябре 1991 г., когда были созданы высшие арбитражные суды РСФСР и республик, входящих в ее состав, а также краевые, областные, городские и окружные (для автономных округов) суды. В компетенцию арбитражных судов входило разрешение хозяйственных споров (неисполнение, расторжение договоров и т.п.), они ВЫПОЛНЯЛИ функции административной юстиции (признание недействительными актов госорганов, действий должностных лиц, нарушающих права организаций и граждан).

Летом 1995 г. новый федеральный закон внес изменения в структуру и статус арбитражных судов: все они выходили из ведения местных органов и становились федеральными, что делало их более независимыми в процессе принятия решений. Все судьи арбитражных судов назначаются Президиумом России, а судьи Высшего Арбитражного Суда .— Советом Федерации по представлению Президента. Кроме того, создавалось еще одно звено в системе арбитражных судов — окружные федеральные арбитражные суды (помимо Высшего Арбитражного Суда и арбитражных судов субъектов Федерации).

Еще в 1988 г. был изменен порядок формирования общих судов — все судьи стали избираться соответствующими Советами народных депутатов (до этого судьи районных судов избирались самими гражданами района). Срок полномочий судей был увеличен с 5 до 10 лет.

В соответствии с Конституцией 1993 г. был изменен также порядок формирования судов: судьи федеральных судов назначаются Президентом России, судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда — Советом Федерации по представлению Президента. С декабря 1992 г. срок полномочий судей был неограниченным, после принятия Конституции РФ судьи назначаются как на определенный, так и на неограниченный сроки.

Закон предоставляет судьям право рассматривать гражданские и уголовные дела единолично. Наряду с институтом народных заседателей в судопроизводстве принимают участие присяжные заседатели (в краевых, областных и городских судах).

В субъектах Федерации формируются мировые суды, рассматривающие уголовные, гражданские и административные дела в качестве первой инстанции. Вышестоящей инстанцией для них является районный суд, входящий в систему федеральных судов.

В сентябре 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление ≪О подготовке и издании Свода законов СССР≫. В Свод должны были войти все законодательные акты и постановления правительства, имеющие общенормативный характер.

В марте 1978 г. была одобрена схема Свода, включающая семь разделов законодательства: об общественном и государственном устройстве, о социальном развитии, культуре и социально-экономических правах__ граждан, о рациональном использовании и охране природных ресурсов, о народном хозяйстве, о международных отношениях и внешних экономических связях, об обороне страны и охране государственных границ, о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

Подготовку Свода должно было осуществлять Министерство юстиции СССР с участием специальной комиссии и Юридического научноисследовательского института. Работу предполагалось закончить к 1985 г. Соответствующие своды должны были быть подготовлены в каждой союзной республике.

В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией. Вслед за этим принимаются законы о Верховном Суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Во всех актах учитывались новые положения Конституции.

Параллельно проводилась инкорпорация законодательства: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. До 1970 г. работу по инкорпорации проводила Юридическая комиссия при правительстве, затем — министерства юстиции республик.

Для проведения кодификационных работ на союзном и республиканском уровнях в качестве подготовительного этапа составлялись систематические собрания действующего законодательства (историческую аналогию можно провести с составлением Полного Собрания законов и

Свода законов, осуществленным в начале XIX в. комиссией М. Сперанского).

Большое число законодательных изменений происходило в период перестройки. В системе актов, регламентирующих систему высших органов власти, наиболее важным новшеством стал Закон ≪Об учреждении поста Президента СССР≫ (март 1990 г.). Его положения были включены в Конституцию. Президент избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считался избранным. Президент представлял Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда, по согласованию с Правительством освобождал и назначал его членов. Президент возглавлял Совет Федерации, в который входили высшие должностные лица союзных республик. При Президенте действовал совещательный Президентский Совет. Президент на основе законов издавал указы.

Президент обеспечивал взаимодействие высших органов власти и управления страны, представлял Верховному Совета СССР, а затем Съезду народных депутатов кандидатуру главы правительства, ставил в Вер ховном Совете вопрос об отставке правительства, обладал правом приостанавливать действие распоряжений и постановлений правительства. Президент возглавлял Совет Федерации, в задачу которого входили вопросы национальной политики и совместного с Советом Национальностей Верховного Совета разрешения споров и конфликтных ситуаций в межнациональных отношения. Совещательным органом при президенте стал Президентский совет.

На Президента возлагалось руководство системой органов государственного управления. Правительство СССР попадало в подчинение Президенту и Верховному Совету. Вводилась также должность вицепре шдента СССР. Изменялось наименование правительства страны: вместо Совета Министров — Кабинет министров, возглавляемый премьер- министром.

После августовского ≪путча≫ 1991 г. была упразднена должность вице президента. В случае необходимости обязанности Президента предполагалось возложить на председателя Государственного Совета — вновь образованного органа, который возглавил Президент СССР.

В начале сентября 1991 г., только начав свою работу, Государственный Совет выразил недоверие Кабинету министров и впредь до формирования нового состава кабинета его функции возлагались на Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР, который сам вскоре был заменен Межреспубликанским экономическим комитетом, председатель которого назначался Президентом с согласия Государственного Совета. Распад СССР повлек исчезновение и этих вновь образованных союзных органов.

В декабре 1990 г. принимается Закон О всенародном голосовании (референдуме СССР),, предусматривающий новую форму непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти. Предметами референдума могли быть принятие новых или изменение действующих законов СССР, выявление общественного мнения то наиболее важным вопросам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР. В апреле 1990 г. был принят Закон ≪О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации≫, подчеркивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права союзных республик (внешнеполитические≫ экономические и др.) существенно расширялись. Функции, не входившие в исчерпывающий перечень исключительных полномочий Союза, презюмировались закрепленными за союзной республикой. Порядок выхода союзной республики из состава СССР регламентировался Законом (апрель 1990 г.) О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. Одновременно был принят Закон ≪О правовом режиме чрезвычайного положения≫, который устанавливал порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР, Верховные Советы СССР и республик), и чрезвычайные полномочия на период этого положения.

В условиях чрезвычайного положения органы власти получали право вводить особый режим въезда и выезда, выселять граждан из районов их проживания, запрещать проведение собраний и митингов, устанавливать особый режим работы предприятий, освобождать от должности руководителей предприятий, запрещать проведение забастовок, вводить комендантский час и т.п.

Основные изменения происходили в сфере переходной экономики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Определялось, что ≪земля является достоянием народов, проживающих на данной территории≫. Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные Советы.

В апреле 1990 г. законодательно закреплялась система органов местного самоуправления и местного хозяйства. Система включала местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные и т.п. комитеты, местные референдумы, собрания, сходы граждан). Местные Советы получали право образовывать территориальные, межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления.

В марте 1990 г. был принят Закон ≪О собственности в СССР≫, в котором перечислялись ее три основные формы: ≪собственность граж дан≫, коллективная и государственная. Кроме того, допускалось существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть долевой или совместной (общая собственность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов).

Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности — собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации.

Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

В апреле 1990 г. был принят Закон ≪Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик≫, разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие общесоюзный рынок, основой формирования и функционирования которого признавалась ≪самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей≫, действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

В целях ≪стабилизации положения в стране≫ Президенту СССР было временно предоставлено право издавать указы нормативного характера по вопросам отношений собственности, организации управления народным хозяйством, бюджетно-финансовой системы, ценообразования, укрепления правопорядка и т.п. Ему же предоставлялось право создавать органы ≪для ускорения формирования общесоюзного рынка≫.

В январе 1988 г. был принят Закон ≪О государственном предприятии (объединении)≫, которым закреплялись принципы экономического стимулирования, хозрасчета и самофинансирования. В производственной системе предприятию отводилось центральное место, прибыль определялась в качестве основного критерия хозяйственной деятельности. В июле 1988 г. Законом ≪О кооперации≫ предприятия корпоративного типа, наряду с государственными, признавались важнейшим звеном экономической системы с весьма широкой сферой деятельности.

С 1989 г. большое распространение получают арендные отношения. Верховный Совет СССР утверждает Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде. Арендаторы (юридические лица) получили право выкупать арендованное ими предприятие с последующим преобразованием его в кооператив или акционерное общество.

С началом 1991 г. в силу вступил Закон ≪О собственности в РСФСР≫, допускавший существование наряду с государственной, муниципальной собственностью общественных объединений также частную собственность. Запрещалось устанавливать какие-либо ограничения или преимущества для того или иного вида собственности, все они признавались равноправными. Объем и численность объектов частной собственности не ограничивались законом, вновь вводился институт приобретательной давности, устанавливались гарантии по защите частной собственности (компенсация, возмещение убытков, исключительное судебное разбирательство споров о собственности).

Закон о собственности создал правовую базу для новой рыночной экономики. В июле 1991 г. началась широкомасштабная приватизация государственного и муниципального имущества, переводящая его в частную собственность граждан и юридических лиц.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых в мае 1991 г., было восстановлено разделение имущества на движимое и недвижимое, введены понятия ≪коммерческая организация≫, возмещение морального ущерба≫ и др.

Принятый Гражданский кодекс РФ подтвердил факт возрождения частноправовых начал в российском законодательстве, гарантировал защиту имущественных интересов всех без исключения участников гражданского оборота, установил исчерпывающий перечень коммерческих организаций. Кодекс исходит из единого по содержанию понятия права собственности, у которого могут быть различные субъекты (граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования).

 

26.2. Развитие конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 г.

 

В Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 года говорится о преемственности идей и принципов с тремя ее предшественницами.

Конституция 1978 года воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа, закреплялась общественная собственность на средства производства,.

Несмотря на