Стела Нарам-Суэна с изображениями победы царя над лулубеями, происходящая из Суз. Фрагмент

Лувр

Париж

Песчанник; высота - 2 м

Аккадский период 2300-2100 гг. до н. э.

Скульптура XX века

В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади. Простота и ясность формы, тонкое чувство материала – основные черты творчества этого талантливого мастера.

В 20-е гг. развивается творчество И. Д. Иванова, широко известного под псевдонимом Шадр (1887 - 1941). Многообразно одаренный, он был певцом, актером, живописцем и скульптором. В начале 20-х гг. он создает скульптурные портреты «Сеятель», «Рабочий», «Сезонник». Одна из лучших работ художника – необычайно выразительная скульптура«Булыжник – оружие пролетариата».

В 30-е гг. скульптура охватывает широкий круг тем и образов. Ведущую роль продолжает играть монументальная скульптура, которая все более тесно связывается с архитектурой и строительством: московское метро, павильоны на Международных выставках в Париже и Нью-Йорке, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и др.

Одно из наиболее значительных и талантливых произведений этих лет – скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной (1889 - 1953), венчавшая советский павильон на Международной выставке в Париже. Выполненные из сверкающей нержавеющей стали, эти фигуры с любой точки зрения предельно выразительны. Сейчас она установлена в Москве.

Талантливый скульптор В.И. Мухина училась в различных художественных школах и студиях Москвы. В 1912 – 1914 гг. занималась скульптурой во Франции в студии О. Родена, где в это же время преподавал один из основоположников современной скульптуры Э. А. Бурдель. Мухина создала серию портретов новой интеллигенции и воинов-героев. Ее перу принадлежат теоретические работы по монументальной скульптуре.

В 1951 г. в Москве был открыт памятник М. Горькому, созданный по проекту И. Д. Шадра бригадой скульпторов под руководством Мухиной. К этому же периоду относится одна из удачных работ мастера – памятник П. И. Чайковскому. Работала Мухина также и в малых Орлов (1911 - 1971). Совместно с П. А. Штаммом и А.И. Антроповым он создал в 1954 г. памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому. Величаво и торжественно восседает князь Долгорукий на своем могучем коне. Его фигура прекрасно вылеплена и органически сливается с величественной перспективой города, заложенного им более восьми столетий назад.

Работы другого талантливого скульптора – А. П. Кибальникова отличают могучий темперамент, выразительность и строгость композиций. Все эти качества мастера ярко проявились в памятнике В. Маяковскому, установленному в центре города на площади, носящей его имя.

В последние годы в скульптуре происходит дальнейшее расширение содержания и обогащение формы. Разнообразие манер и жанров, богатство творческих индивидуальностей, обилие талантов – характерные черты в развитии сегодняшней российской скульптуры.

 

Данная стела воздвигнута в честь военного похода внука Саргона Аккадского Нарам-Суэна (Нарамсина). Нарам-Суэну удалось одержать победу над горными племенами лулубеев, угрожавших Аккаду. В рельефном изображении мы видим замену шумерской построчной линейной композиции диагональным построением фигур на

плоскости, что объясняется выбранным сюжетом: военные действия в горах (даже сама форма стелы уподоблена горной вершине). Композиционных линий 3, все они линии идут почти параллельно снизу вверх, обозначая путь войска, его подъем на горную вершину - композиция приобретает лучевой характер.

В рельефе нарушения в пропорциональных построениях: воины, поднимающиеся по склону холма гораздо меньше в размере, чем фигура стоящего на вершине царя. Нарам-Суэн выделен размером и композиционным построением. Он стоит на вершине горы перед поверженными лулубеями как единственный герой, все остальные персонажи не столь значимы, их тела служат пьедесталом, на котором возносится слава Нарам-Суэна. Исчезают из композиции и изображения богов, есть лишь знаки божественных светил. Главным, ради чего создается данная композиция - триумф

бога-человека Нарам-Суэна. С одной стороны аккадский рельеф передает более динамичное и целенаправленное движение, с другой - при изображении Нарам-Суэна время остановлено, чтобы не передавать действие, а фиксировать только самое главное - вечно длящийся триумф. В изобразительном искусстве ритуальные мотивы отступают на второй план, их потеснили сцены военных сражений и побед.