Попытки осуществления крестьянской реформы.

Итог: усиление бюрократического аппарата, поощрение слепого повиновения и строгого следования инструкциям, указаниям из Центра, полицейские методы управления обществом.

Далее следует дать краткую характеристику правления Николая 1 (1825-1855гг.) и обстоятельств его прихода к власти.

Итог: не реализован.

Попытки реформ государственного строя.

1801г. – начало деятельности Негласного комитета («молодые друзья» царя – своеобразное «теневое правительство»: Чарторыжский, Строганов, Новосильцев, Кочубей), разработка проектов реформ, в т.ч. проекта Жалованной грамоты российскому народу (предоставление всему населению гражданских прав) – рассматривалась как введение к будущей Конституции.)

Итог: не опубликована.

1802г. – министерская реформа, замена коллегий министерствами (указать причины), которые мыслились как будущая исполнительная ветвь власти.

1809г. – конституционный проект Сперанского (краткая характеристика с точки зрения принципа разделения власти).

Итог: не реализован, за исключением создания Госсовета (1810 г.), который, однако, не стал верхней палатой Парламента, как предполагал Сперанский.

Ответьте на вопрос: какая форма правления установилась бы в России, будь реализован проект Сперанского?

1818-1820гг. – проект Уставной грамоты Российской империи (Новосильцев), сравнить с проектом Сперанского.

Далее следует подробнее рассказать об изменениях в структуре государственного управления в годы правления Александра 1, сути министерской реформы.

Общий вывод: большинство реформ окончилось неудачей, кроме реформ в области образования. Причины этого:

а) отсутствие социальной базы, дворянство реформы не поддержало;

б) личные качества Александра I (слабая воля, постоянные колебания, боязнь дворцового переворота);

в) Россия вела постоянные войны, в этой обстановке было не до реформ.

Второй период: 1820-25 гг. – постепенный отказ от реформ, переход к консервации сложившихся отношений. Назвать причины изменения политики (революционная волна в Европе 1820-х гг., разочарование Александра I в силе реформ, которые предотвратили бы революцию), отметить роль Аракчеева, организации «военных поселений» (проанализировать двойственность этой политики : с одной стороны – попытка решить проблему финансирования армии, с другой стороны –один из косвенных способов решения крестьянского вопроса – через 25 лет службы военные поселяне получали свободу), повлекших взрыв возмущения (почему?) как со стороны простого народа (восстания в Чугуеве и под Новгородом в 1819 г. и в Семеновском полку в 1820 г.), так и со стороны просвещенного дворянства.

Характерная черта внутренней политики – консерватизм, курс на стабилизацию и консервацию сложившихся отношений. Во внутренней политике Николая 1 можно четко выделить три основных направления: курс на усиление самодержавия и централизацию управления; попытки решения крестьянского вопроса; курс на подавление любых проявлений инакомыслия.

- Курс на укрепление самодержавия и централизацию управления.

Выразился в усилении влияния Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (назвать количество отделений и их функции), которая фактически подменила собой официальные органы государственной власти. Необходимо отметить стремление Николая I к максимальной централизации управления и регламентации и милитаризации всех сторон общественной жизни (ориентировался на Петра I и своего отца, Павла I). Рассказать о реорганизации системы государственного управления в этот период. Отметить специфические черты, проявившиеся в местном управлении.

Отметить, что Николай I считал крепостное право злом и возможной причиной следующего бунта, но, с другой стороны, боялся огласки своих планов, недовольства дворян, а также того, что крестьяне не смогут воспользоваться предоставленной свободой из-за необразованности. Отсюда разработка в обстановке строжайшей секретности проектов улучшения положения крестьян и очень робкие попытки претворить их в жизнь.

Ключевые даты:

1837-1841гг. – реформа в государственной деревне графа Киселева. Создавалось специальное Министерство государственных имуществ с казенными палатами на местах, для государственных крестьян отменялась барщина, повинности определялись исходя из доходности земель, вводилось волостное самоуправление, создавались школы и больницы за государственный счет.

1842г. – указ об “Обязанных крестьянах”, по сути, дополнение к указу 1803г. “О вольных хлебопашцах” – при освобождении крестьянин получал земельный надел не в собственность, а в пользование, за это был обязан (отсюда и название указа) нести различные повинности, размер которых не мог быть увеличен.

1847г. – инвентарная реформа на Правобережной Украине и в Белоруссии; имела антипольскую направленность, так как большинство помещиков были поляками – свелась к точной фиксации повинностей (их нельзя было увеличить) и наделов (их нельзя было уменьшить). Вызвала взрыв недовольства польских помещиков.

Вывод: несмотря на то, что Николай I понимал пагубность крепостного права, оно не было отменено, так как по-прежнему большинство дворянства было против этого.

Следует отметить и особенности политики Николая 1 по отношению к дворянству. Здесь четко прослеживается попытка избежать размывания рядов дворянства представителями других сословий и дробления поместий (указы 1845г. о новом порядке приобретения дворянства: 9-ый класс – личное, 5-ый – потомственное, ранее 14-ый и 8-ой и указ о майоратах (запрет дробить владения с количеством крестьян больше 1000 душ, они целиком переходили к старшему сыну)).