Гг. – переход к консервативной политике.

Гг.- период либеральных реформ.

Специфика местного управления.

В первой половине Х1Х века механизм местного управления оставался прежним, хотя и претерпевал определенные изменения. Реально исполнением дел на местах занималась канцелярия при губернаторе, состоящее из 4-х отделений. .Было реорганизовано городское сословные управление : упразднены городские, депутатские собрания и общей думы, шестигласные думы занимались хозяйственными. административными делами и наведением порядка. Историки объясняют это усилением роли царской администрации и жесткой опекой губернаторов.[3]

В высшей степени сложной в первой половине Х1Х в. оставалось проблема управления окраинами. При Александре 1 был принят Устав об инородцах согласно которому инородца были классифицированы и управление ими передавалось различным министерствам. Главной особенностью в управлении окраинами принято считать принцип социальной ассимиляции.(слабое вмешательство в их внутреннюю жизнь, разделение не по национальному , а по социальному признаку, включение местной элиты в господствующий слой России, согласие центральной и местной элит. Об этом подробнее - в методических рекомендациях по написанию контрольных работ и рефератов. Контрольная работа «Имперская модель…»)

Одновременно в первой половине Х1Х в. четко обозначилось желание власти унифицировать систему управления ( ликвидация политической автономии в Польше), что являлось отражением тенденции создания военно-бюрократической , полицейской системы управления в государстве. Это, в свою очередь, усиливало центробежные тенденции.

Для лучшего усвоения материала целесообразно ознакомиться с кратким конспектом:

Раскрывая содержание темы, следует обратить внимание на то, что вся внутренняя политика этого периода определялась не только объективными факторами (например, начавшимся кризисом феодального хозяйства или влиянием революционных событий во Франции), но и субъективными, в частности: она была напрямую связана с личностью нового императора Александра I, с изменением его личных взглядов. В связи с этим гораздо удобнее рассматривать внутреннюю политику этого периода по двум этапам:

Первый период: 1801-1820 гг. – характерная черта- попытки проведения широкомасштабных реформ.

Причины перехода правительства Александра I к реформам: (кроме объективных) личные взгляды и воспитание Александра I в духе идеалов Просвещения; обстоятельства прихода к власти в результате дворцового переворота – стремление участников заговора против Павла I ограничить самодержавную власть в своих интересах.

Содержание реформ:

1. Попытки крестьянской реформы.

Июнь 1801 г. – попытка издать официальный указ о запрете продажи крестьян без земли встретила сопротивление со стороны высших сановников из Сената и Непременного Совета – Александр I вынужден был ограничиться рескриптом Академии наук (в ее ведении находились типографии), запрещавшем публиковать подобные объявления.

Итог: Александру I дали понять, что дворянство против даже минимальных попыток улучшить положение крестьян.

12 декабря 1801г. –указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами, что фактически означало ликвидацию одной из основ феодального строя – монопольного права дворян на землю.

20 февраля 1803г. – указ о вольных хлебопашцах; его значение (первая реальная попытка начать ликвидацию крепостного права через выкуп крестьян целыми семьями или селами по обоюдному согласию с помещиком и обязательно с земельным участком). Его реальные итоги: очень скромные – к 1858 г. освободилось всего 152 тыс. душ – 1,5%.

1804-1805г. – начало аграрной реформы в Остзейском крае (Лифляндии и Эстляндии); второй вариант ликвидации крепостного права – безземельное освобождение крестьян.

1809г. – запрет ссылать крестьян в Сибирь.

 

Вывод: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права, но само оно ликвидировано не было, т.к. подавляющее большинство помещиков выступало против этого, а повторить судьбу отца Александр не хотел.

2. Реформы в области образования:

Создание новых университетов ( в Дерпте, Вильно, Харькове, Казани, Петербурге);

Создание на их основе шести учебных округов и проведение реформы образования на принципах всесословности, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ.

1804г. – принят либеральный университетский устав (автономия университетов, выборность ректора, невмешате- высшие льство администрации) и цензурный устав (цензор должен был толковать проверяемые произведения в благоприятном смысле для автора).