Синод – в сфере Православной церкви
Высшие комитеты
Собственная его императорского величества канцелярия
С 1812 г. – Министерства, Комитет министров
Сенат
Реорганизация государственного управления.
Государство и право России в 1 половине Х1Х в.
Тема 11.
11.1. Реорганизация государственного управления.
11.2. Правительственный конституционализм. Деятельность М.М. Сперанского.
11.3. Система государственной и политической безопасности.
11.4. Правовое положение окраин империи.
11.5. Развитие права в 1 половине Х1Х в.
Вершиной пирамиды системы власти Российской империи был император, сосредоточивший всю полноту власти и опиравшийся, прежде всего, на верховные и центральные органы государственного управления:
-1801-1810 гг. – «Непременный совет» , с 1810 г.- Государственный Совет
Государственный совет был образован по плану М.М. Сперанского, как уже отмечалось выше, 1 января 1810 г. Его непосредственным предшественником являлся Непременный Совет. Государственный совет создавался как высший законосовещательный орган империи. Кроме обсуждения законопроектов Государственный Совет рассматривал ежегодные отчеты министерств и бюджет государства. Принимаемые советом решение не имели силу закона без одобрения императора. Состоял из общего собрания, четырех департаментов (законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии), двух комиссий и канцелярии. В 1832 г. в составе ГС был образован 5 департамент – департамент по делам Царства Польского Департаменты были предварительными инстанциями для обсуждения законопроектов перед внесением их в общее собрание. Подготовленные законопроекты поступили на утверждение императору. Члены Государственного Совета назначались императором, работали практически пожизненно в составе от 35 до 60 человек.
Сенат в начале Х1Х века был реорганизован и окончательно превратился в высший судебный и контрольный орган, включал 12 департаментов, которые размещались в Москве Петербурге и Варшаве. Члены Сената (по преимуществу престарелые высокого ранга чиновники) назначались императором.
В 1802 г. началось проведение министерской реформы. Напомним, что коллежская система управления перестала к этому периоду отвечать потребностям государственного управления. Создание министерств как высших исполнительных органов государства имело исключительное значение. Согласно Манифесту «Об учреждении министерств» государственными делами должны были управлять 8 министерств. Министерства управляли не только делами общегосударственного значения, но и местными.
Министрыназначались и смещались императором и несли ответственность только перед ним. Через Сенат министры представляли императору ежегодный отчет. Причем, Сенат должен был этот документ сопроводить собственным заключением. Коллегии не были упразднены, а расписаны между министерствами и некоторое время эти органы сосуществовали. Причем, министры не вмешивались в дела коллегий. Во главе министерства стоял министр, его заместителем был товарищ министра. Министерство состояла из департаментов, отделений и т.н. столов ( отделов). В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия, министр самостоятельно принимал решения и нес за них ответственность. При министре функционировала канцелярия.
Особый статус имело Министерство внутренних дел, наделенное весьма широкими полномочиями ( управление промышленностью и строительством, содержание всех публичных зданий , предотвращение нехватки жизненных припасов и т.д. Все губернаторы представляли отчеты императору через МВД.) Одновременно с образованием министерств создавался Комитет министров. В его состав входили министры и главноуправляющие другими центральными органами, а также лица назначенные императором. На рассмотрения Комитета министров вносились дела, которые по каким–то причинам не могли самостоятельно решить министры. Этот орган не являлся правительственным кабинетом.
Таким образом, министерства и их местными структурами последовательно превращались в соответствующие обособленные ведомства, образуя единую систему отраслевого управления с бюрократическим единообразием в организации и своей деятельности, усилении ем значимости чиновничьего аппарата.[2]
Образование и деятельность министерств во многом способствовали налаживанию вертикали исполнительной власти и усилению централизации управления государством.
Собственная Его Императорского Величества канцелярия появилась при Александре 1 в 1812 году. Через нее проходила переписка с главнокомандующими и т.п. Первой главой канцелярии был А.А.Аракчеев. При Николае 1 значение Канцелярии резко возрастает, она становится органом, связывающим императора во всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики.
В 1826 г. при Канцелярии создаются несколько отделений. Первое отделение ведало вопросами кадровой политики, второе – занималось кодификацией законов. Третье отделение являлось органом политического сыска. Его исполнительным органом являлся корпус жандармов., состоящий из штаба, восьми округов во главе с жандармскими генералами и подчиненных им жандармских штаб-офицеров, руководивших жандармскими командами в губерниях. По мнению Николая, они должны были выполнять роль «кнута и носового платка». Позднее были образованы еще три отделения, ведавшие государственными крестьянами, благотворительностью, Казанским наместничеством.
Высшие комитеты в этот период играли огромную роль в системе управления, особенно при Николае 1 . Фактически высшие комитеты представляли собой совещание монарха с представителями высшей бюрократии в целях решения конкретного вопроса. Причем их деятельность носила в основном секретный характер. Каждый из них занимался важнейшими вопросами государственного управления: реорганизации государственного аппарата, крестьянским вопросом, делами внешней политики и т.п.
Исключительное значение для нормализации и оптимизации работы всей системы управления имела кодификация законов, осуществленная М.М.Сперанским. Им было подготовлено и « полное собрание законов Российской империи» и новый «Свод законов Российской империи» ( в 1835 г.)
Организация государственной службы. В этот период произошел существенный рост численности чиновников ( в середине Х1Х в. их было уже 61,5 тыс). На каждого работника госаппарата был заведен послужной список. Одной из насущных проблем в этот период стало повышение уровня образования чиновников. Создание системы образования, новых университетов должно было способствовать в том числе и ее решению . Кроме этого Сперанск4им был подготовлен указ, обязавший чиновников, не имевших высшего образования, при производстве в чины 8-го и 5 класса сдавать соответствующий экзамен. Что вызвало их недовольство, разумеется. В этот период возросло и количество работников госаппарата - разночинцев.