Новгородское и Псковское государства

Новгородское и Псковское государство.

 

Новгородская земля. Главная особенность – республиканская форма правления с 1136 г. (изгнание Всеволода Мстиславовича за попытку вмешательства в дела Новгорода).

Структура управления: изучать ее удобнее, поделив условно власть на законодательную, исполнительную и судебную (хотя в то время подобного разделения естественно не было), и отдельно охарактеризовать роль князя в Новгороде.

Законодательная власть. Высший орган – общегородское вече (участвовали только владельцы городских усадеб, а не все мужское население, то есть ок. 300-500 чел.). Функции веча: принятие законов, установление налогов, вопросы внешней политики, избрание высших должностных лиц: князя, посадника, архиепископа. На деле все решения принимал Совет господ (20-30 человек), а вече лишь голосовало за эти решения. Кончанские и уличанские веча (город делился на концы, а концы на улицы) решали местные хозяйственные вопросы.

Исполнительная власть. Высшее должностное лицо – посадник (избирался общегородским вечем из числа наиболее влиятельных бояр), функции: решал вопросы текущего управления, руководил внешней политикой, командовал народным ополчением. Тысяцкий (по сути, помощник посадника) – отвечал за сбор налогов. На местах исполнительная власть принадлежала кончанским и уличанским старостам.

Судебная власть. Наибольшие функции в сфере судебной власти принадлежали архиепископу (избирался городским вече и затем утверждался киевским митрополитом); кроме того он выполнял функции нотариуса по крупным сделкам; у него хранились государственная печать и эталоны мер и весов; вместе с посадником он контролировал государственную казну. Частично судебные функции принадлежали также посаднику и князю.

Князьзанимал особое место в структуре управления Новгородом. С 1136 г. он выбирался из трех княжеских династий: Владимирской (Мономаховичи), Смоленской (Ростиславовичи) и Черниговской (Ольговичи) на условиях невмешательства во внутренние дела Новгорода, ему запрещалось приобретать собственность в городе, его резиденция находилась за пределами Новгорода. Главная функция – военное руководство.

В заключение ответа на данную тему следует сказать о последствиях политической раздробленности:

положительные: в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное развитие княжеств;

отрицательные: резко снизилась обороноспособность, что проявилось во время монгольского нашествия.

Эти государственные образования сложились на севе­ро-западе Руси. Для них были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономиче­ский вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необыч­ную для средневековой Руси форму государственного правления.

Новгородское (псковское) боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями (городами ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился свое­образный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демок­ратического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с "заграницей" ("гости"). Городское население делилось на патрициат ("старейших") и "черных людей".

Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях из смердов-общинников и зависимых крестьян (половников), работающих "из полу" за часть продукта на господской земле; закладников, "заложившихся", поступивших в кабалу, и холопов.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществ­лялось через систему вечевых органов: в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя.

На вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избира­емых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив ве­чевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дья­ками. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет ("Оспода"), включавший наи­более влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Высшими должностными лицами "Господина Великого Новгорода" были: посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Посадникисполнительный орган веча, избранный им на срок один ― два года. Он руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, пред­ставительствовал во внешних сношениях. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение.

Архиепископ был хранителем государственной казны, контроле­ром торговых мер и весов. (Основная его роль — духовное главенство в церковной иерархии).

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функ­ции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную; и судебную деятельность разделял с посадником. Князю по догово­рам с городом (известно около 80 договоров XIII―XV вв.) запреща­лось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгород­ских волостей своим приближенным, запрещалось управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, изда­вать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан.

Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управляющиеся на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород.

Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Политическая и государствен­ная организации Пскова повторяли новгородскую: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого — два степенных посадника. Существовало шесть концов, двенадцать пригородов. Административное деление производилось на округа (губы), полости, села.