Задача. Формирование у детей интереса к игре.
Методы. Многократные специально организованны наблюдения за игровыми действиями, выполняемые педагогом с реальными предметами, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами. а также с различными образными игрушками: обьемными игрушками, режиссерскими куклами, куклами бибабо и т. п.
Например, действуя с куклами (объемная игрушка, кукла бибабо и др.) на глазах у детей, педагог демонстрирует эмоциональное отношение к ним, дает образцы речевого сопровождения действий и т. п. В этой работе рекомендуется использовать также пальчиковый театр и театр плоскостных фигур.
Форма проведения обучающих игр может меняться в зависимости от поставленных задач. Поэтому, как отмечалось ранее, все игры целесообразно проводить, в небольших группах (по 3—5 человек) и индивидуально. Необходимо максимально приблизить детей к игровой ситуации, месту действия с образными игрушками. В процессе наблюдения они должны иметь возможность потрогать, пощупать, близко рассмотреть, кукол, игровое оборудование, которое необходимо для конкретной отобразительной или сюжетно-ролевой игры.
2 задача. Учить подражать действиям взрослого, выражать с помощью движения, мимики, голоса ту или иную роль в игровом действии.
Приемы. Совместные действия. Ребенок фиксирует внимание, взгляд на движениях взрослого, на изменениях его мимики, наблюдает за перемещением кукол, находит каждой игрушке место в игровой ситуации. При этом педагог может помочь ребенку, замедляя свои действия, выполняя действие вместе с ребенком, акцентируя внимание на каждом его этапе и при необходимости направляя взгляд ребенка на игровой персонаж или на соответствующее действие в обучающей игре. Это способствует развитию зрительно-двигательной координации.
Важно показать детям как правильные, так и ошибочные действия с игровыми персонажами и действия самих участников игры, объяснять их, эмоционально подтверждать или отрицать свои действия, сразу же исправлять ошибки, просить детей помочь это сделать и т. д. Таким образом, речевое сопровождение деятельности включает типы коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения, отрицания.
Продолжительность такой работы с ребенком зависит от многих обстоятельств (прежде всего, от состава группы, возраста детей) и не может быть регламентирована какими-либо четкими указаниями. Педагог должен чувствовать каждого ребенка, понимать его состояние и учитывать возможности интеллектуального развития.
3 задача обучения игре. Подготовка детей к участию в ней. В процессе подготовки к сюжетно-ролевым играм особое внимание уделяется обогащению жизненного опыта и словаря детей, это облегчает поникание детьми речи персонажей игр, способствует развитию речевого общения детей по ходу игры.
Непременное условие успешности работы по обогащению опыта детей - соблюдение в ней определенной последовательности, предусматривающей постепенное усложнение приемов обучения. В этом случае ребенок лучше понимает смысл игровых действий, учится самостоятельно выполнять их, соотносить эти действия со словом и называть их.