Задача. Формирование у детей интереса к игре.

Методы. Многократные специально организованны наблюдения за игровыми действиями, выполняемые педагогом с реальными предметами, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами. а также с различными образными игрушками: обьемными игрушками, режиссерскими куклами, куклами бибабо и т. п.

Например, действуя с куклами (объем­ная игрушка, кукла бибабо и др.) на глазах у детей, педагог демонстрирует эмоциональное отношение к ним, дает образцы речевого сопровождения дей­ствий и т. п. В этой работе рекомендуется использо­вать также пальчиковый театр и театр плоскостных фигур.

Форма проведения обучающих игр может меняться в зависимости от поставленных задач. Поэтому, как отмечалось ранее, все игры целесообразно проводить, в небольших группах (по 3—5 человек) и индивидуально. Необходимо максимально приблизить детей к игровой ситуации, месту действия с образными игрушками. В процессе наблюдения они должны иметь возможность потрогать, пощупать, близко рассмотреть, кукол, игровое оборудование, которое необходимо для конкретной отобразительной или сюжетно-ролевой игры.

2 задача. Учить подражать действиям взрослого, выражать с помощью движе­ния, мимики, голоса ту или иную роль в игровом действии.

Приемы. Совместные действия. Ребенок фиксирует внимание, взгляд на движениях взрослого, на изменениях его мимики, наблюдает за перемещением кукол, находит каждой игрушке место в игровой ситуации. При этом педагог может помочь ребенку, замедляя свои действия, выполняя действие вместе с ребенком, акцентируя внимание на каждом его этапе и при необходимости направ­ляя взгляд ребенка на игровой персонаж или на соответствующее действие в обучающей игре. Это спо­собствует развитию зрительно-двигательной коор­динации.

Важно показать детям как правильные, так и ошибочные действия с игровыми персонажами и дей­ствия самих участников игры, объяснять их, эмоци­онально подтверждать или отрицать свои действия, сразу же исправлять ошибки, просить детей помочь это сделать и т. д. Таким образом, речевое сопровож­дение деятельности включает типы коммуникатив­ных высказываний: вопросы, побуждения, сообще­ния, отрицания.

Продолжительность такой работы с ребенком за­висит от многих обстоятельств (прежде всего, от со­става группы, возраста детей) и не может быть регла­ментирована какими-либо четкими указаниями. Пе­дагог должен чувствовать каждого ребенка, понимать его состояние и учитывать возможности интеллекту­ального развития.

3 задача обучения игре. Подготовка детей к участию в ней. В процессе подготовки к сюжетно-ролевым играм особое внимание уделяется обогащению жизненного опыта и словаря детей, это облегчает по­никание детьми речи персонажей игр, способствует развитию речевого общения детей по ходу игры.

Непременное условие успешности работы по обо­гащению опыта детей - соблюдение в ней опреде­ленной последовательности, предусматривающей по­степенное усложнение приемов обучения. В этом случае ребенок лучше понимает смысл игровых дей­ствий, учится самостоятельно выполнять их, соот­носить эти действия со словом и называть их.