Билет 13.

Преступление и наказание по Судебнику 1497 г., Судебнику 1550 г.

Под преступлением понимается не только нанесение материального или морального вреда. На первый план выдвигается защита существовавшего социального и правового порядка. Преступление- это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами гос-ва. Усиление центральной власти обусловило развитие норм внесудебной расправы. Практика выработала такую форму судебного процесса как облихование. Если подозреваемого обвинили в том, что он ведомо лихой человек, этого было достаточно для применения к нему пытки.

Обвинение выносили 15-20 человек. Очевиден был внеправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. К особо опасным делам относились разбой, грабеж, убийство, особые татьбы. К этому виду примыкает группа должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка, казнокрадство. Развитие денежной системы породило такой вид преступления как фальшивомонетничество.

В группе преступлений против личности выделяют квалифицированные виды убийства, оскорбление действием или словом.

В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе.

Система наказаний по Судебникам усложняется, формируются новые цели наказания, основными становятся устрашение и изоляция преступника. Для наказаний стали характерны жестокость и неопределенность их формулировки. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилование со стороны государя.

Телесные наказания применялись как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенный вид- битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания лишь начинали вводиться в период судебников.

В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид, имущественная санкция применялась в случаях оскорбления и бесчестия. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего.

  1. Формирование крепостного права в России 15-17 вв. Крепостное законодательство.
  2. Изменения в государственном строе СССР в период ВОВ.

1.Этапы формирования креп права

Прикрепление крестьян к земле началось с Су­дебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (опреде­ленный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожило­го»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установ­ленный переход крестьян запрещался.

С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет).

Заключительным актом процесса закрепощения стало Собор­ное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавли­вавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для ук­рывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреп­лении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основ­ных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли повинности, со­ставляя основу феодального хозяйства. Вторые как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами. Их зависимость от хозяина была долговой, ка­бальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половни­ком (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

2.Изменение в государственном строе СССР в период Великой Отечественной войны.

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановле­ние о создании высшего чрезвычайного органа — Государст­венного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общест­венные органы, специальные комитеты и комиссии и через своих уполномоченных (в союзных и автономных республи­ках). Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.Летом 1941 г. начинается эвакуация промышленных пред­приятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образуется Комитет по эвакуации продовольственных запа­сов, промышленных товаров и предприятий промышленнос­ти. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах — отделы эвакуации, на железных дорогах — эвакуацион­ные пункты.В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постанов­ление об организации партизанского движения на оккупиро­ванных противником территориях.Организаторы-партийные органы, диверсионные воен группы,органы НКВД. К концу 1941 г. Созд-ся штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — особое Главное командование партизанского движения.В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию «по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР».В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: наркомат танковой промышленности, наркомат минометного вооружения. перестройка Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. июнь 1941 г. создается Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах — бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СНК СССР создается Главное Управление по снабжению углем, в 1943 г. - Главные управления по снабже­нию нефтью, лесом, искусственным топливом и газом.Военное строительство в годы войны проходило особен­но интенсивно. В первый день войны была объявлена мобилизация (от 19 до 55 лет). С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комис­саров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он заме­няется институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших осуществлять идеологические контроль и воспитание.Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Орга­нами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управ­ления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включа­ла фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, бата­льоны, роты, взводы, отделения. В 1942 г. издается Боевой устав пехоты. С июля 1943 г. вводится деление военнослужа­щих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генера­литет, были введены новые знаки различия.Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941 г.) указом «О военных трибуналах в местнос­тях, объявленных на военном положении, и районах воен­ных действий». Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорож­ная, военная воднотранспортная коллегия Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР. Наркомюст осущест­влял организационную работу, соответствующие специаль­ные прокуратуры — общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осадном положении) также преобразовыва­лись в военные.

До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоян­ных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры три­буналов не подлежали кассационному обжалованию (пере­сматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе. В местностях, объявленных на осадном по­ложении, к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка», расстрел при­менялся без судебного разбирательства.