Билет 13.
Преступление и наказание по Судебнику 1497 г., Судебнику 1550 г.
Под преступлением понимается не только нанесение материального или морального вреда. На первый план выдвигается защита существовавшего социального и правового порядка. Преступление- это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами гос-ва. Усиление центральной власти обусловило развитие норм внесудебной расправы. Практика выработала такую форму судебного процесса как облихование. Если подозреваемого обвинили в том, что он ведомо лихой человек, этого было достаточно для применения к нему пытки.
Обвинение выносили 15-20 человек. Очевиден был внеправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. К особо опасным делам относились разбой, грабеж, убийство, особые татьбы. К этому виду примыкает группа должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка, казнокрадство. Развитие денежной системы породило такой вид преступления как фальшивомонетничество.
В группе преступлений против личности выделяют квалифицированные виды убийства, оскорбление действием или словом.
В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе.
Система наказаний по Судебникам усложняется, формируются новые цели наказания, основными становятся устрашение и изоляция преступника. Для наказаний стали характерны жестокость и неопределенность их формулировки. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилование со стороны государя.
Телесные наказания применялись как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенный вид- битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания лишь начинали вводиться в период судебников.
В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид, имущественная санкция применялась в случаях оскорбления и бесчестия. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего.
- Формирование крепостного права в России 15-17 вв. Крепостное законодательство.
- Изменения в государственном строе СССР в период ВОВ.
1.Этапы формирования креп права
Прикрепление крестьян к земле началось с Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался.
С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет).
Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.
Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли повинности, составляя основу феодального хозяйства. Вторые как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).
2.Изменение в государственном строе СССР в период Великой Отечественной войны.
В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и через своих уполномоченных (в союзных и автономных республиках). Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.Летом 1941 г. начинается эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образуется Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах — отделы эвакуации, на железных дорогах — эвакуационные пункты.В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях.Организаторы-партийные органы, диверсионные воен группы,органы НКВД. К концу 1941 г. Созд-ся штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — особое Главное командование партизанского движения.В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию «по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР».В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: наркомат танковой промышленности, наркомат минометного вооружения. перестройка Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. июнь 1941 г. создается Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах — бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СНК СССР создается Главное Управление по снабжению углем, в 1943 г. - Главные управления по снабжению нефтью, лесом, искусственным топливом и газом.Военное строительство в годы войны проходило особенно интенсивно. В первый день войны была объявлена мобилизация (от 19 до 55 лет). С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он заменяется институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших осуществлять идеологические контроль и воспитание.Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. В 1942 г. издается Боевой устав пехоты. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941 г.) указом «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная коллегия Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР. Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующие специальные прокуратуры — общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осадном положении) также преобразовывались в военные.
До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе. В местностях, объявленных на осадном положении, к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка», расстрел применялся без судебного разбирательства.