Билет 2.

  1. Государственный строй Киевской Руси
  2. Земельный и трудовой кодексы РСФСР 1922 – правовое регулирование частнохозяйственных отношений

1. Государственный строй Киевской Руси

Его можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. Он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники и волостели.

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Усиление местных феодалов вызывает появление феодального съезда (вопросы войны и мира).

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Продолжала существовать десятичная система управления, которая потом превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений.

Народное собрание (вече). Для него готовиться «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организаторов – старейшины. Определяется компетенция вече: при участии всех свободных жителей города и примыкающих поселений решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительный орган вече – совет, состоявший из «лучших людей».

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь).

2.Земельный и Трудовой кодексы РСФСР 1922 г. – правовое регулирование частнохозяйственных отношений.

 

Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие с декабря того же года. Его составной час­тью стал закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из «Основных положений» и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

Кодекс «навсегда отменял право частной собственности на землю», недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения составляют единый госу­дарственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования предоставляется трудовым землевладельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся в непосредственном распоряжении Наркомзема. Покупка, про­дажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нару­шители подвергались уголовным наказаниям.

Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье — 3 года, при четырехполье — 4 года). При этом допускалась только трудовая аренда: «никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состо­янии дополнительно к своему наделу обработать силами свое­го хозяйства».

Использование наемного труда допускалось лишь при условии, если все наличные труд­оспособные члены хозяйства наравне с наемным рабочими принимают участие в работе хозяйства и при условии невоз­можности хозяйства самому выполнить эту работу. Сдача земли в аренду могла быть обусловлена ослаблением хозяйст­венных сил, стихийным бедствием, недостатком рабочей силы и т. п.

Право пользования землей определялось как бессрочное, и могло быть прекращено только в соответствии с законом. Формы землепользования могли быть различными: общин­ное с уравнительными переделами, участковое (отрубные и хуторские участки), товарищеское (товарищества по со­вместной обработке земли, артели, коммуны).

В апреле 1925 г. были изданы Временные правила об усло­виях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах. Согласно правилам, основные условия найма оп­ределялись договором сторон, от имени нанимающегося до­говор подписывал профсоюз. В договоре должны были содер­жаться обязательные положения, обеспечивающие работни­ку достойные условия труда и отдыха.

Земельный кодекс регламентировал порядок организа­ции и работы органов управления земельным обществом (сельских сходов), правовое положение крестьянского двора.

Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. и тогда же вступил в действие. КЗоТ состоял из 17 глав. В общей части определялось, что положения кодекса распро­страняются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через органы Наркомтруда. В особых случаях СНК мог издавать постанов­ления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности.

Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой догово­ры. Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся по сравнению с усло­виями, установленными законами о труде, а также условия, «клонящиеся к ограничению политических и общеграждан­ских прав трудящихся». Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты, установленной для данной категории труда государством.

Закон регламентировал порядок заключения трудовых до­говоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжитель­ность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершен­нолетних и женщин.

В качестве стороны, заключающей коллективный договор и представительствующей от имени работающих по найму, по всем вопросам «труда и быта» выступали профсоюзы. Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном порядке (в особых сессиях народных судов), либо в примирительном порядке (в расчетно-конфликтных комиссиях, примирительных каме­рах, третейских судах).

Новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования на государ­ственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных, частных предприятиях, в учреждени­ях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инва­лидности и т. д.), которые производились из средств данного предприятия или лица (нанимателя).

Особое внимание законодатель уделял трудовым отноше­ниям в частном секторе хозяйства. В июле 1921 г. ВЦСПС обсуждал вопрос об условиях работы профсоюзов на частных предприятиях. В ноябре 1921 г. Всероссийская конференция по охране труда разработала Наказ инспекторам труда о борьбе с эксплуатацией рабочих на частных предприятиях.

До февраля 1922 г. регулирование трудовых отношений на частных предприятиях сосредоточили в своих руках профсоюзы. С начала 1922 г. государственное вмешательство в эту сферу усиливается также, как и роль Наркомтруда.

Наибольшие трудности были связаны с правовым регули­рованием труда в нелегальной или полулегальной частной промышленности. В июле 1923 г. СНК принял декрет, в кото­ром уточнялось понятие «квартирник» — лицо, выполняю­щее у себя на дому работу по найму исключительно личным трудом из материала работодателя». «Квартирники» не были наемными рабочими в смысле КЗоТ и по статусу приближа­лись к кустарям-одиночкам.

Закон предусматривал санкции для нарушителей трудово­го законодательства. В апреле 1922 г. СНК принял декрет «О наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. декрет «О порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности».

В сентябре 1922 г. СНК принял декрет «Об охране труда и обеспечении прав лиц, работающих в промысловых кооперативных предпри­ятиях». Согласно закону, кооперация должна была осущест­влять производственный процесс, используя труд своих чле­нов, и торговать преимущественно своей продукцией.

Большинство споров между нанимателем и наемными ра­ботниками рассматривалось в трудовых сессиях судов. Наря­ду с этим соглашения, достигнутые в примирительных каме­рах и третейских судах, приобретали силу договора и защи­щались статьями Уголовного кодекса.