Общая характеристика Свода законов Российской Империи
Р
С хе м а 3 6
Важнейшие кодификационные мероприятия в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.)
1767 г. - Образована комиссия для создания проекта нового Уложения.
1796 г. - Создана "Комиссия для составления законов".
1801 г. - Член комиссии А.Н.Радищев представил на обсуждение "Проект для разделения Уложения Российского" и "Проект Гражданского уложения", проникнутые антикрепостническим духом.
1803 г. - Комиссия реорганизована и передана в ведение Министерства юстиции.
1808 г. - Во главе комиссии поставлен М.М.Сперанский.
1810 г. - М.М.Сперанский подготовил проект Гражданского уложения, вызвавший взрыв негодования со стороны помещиков-крепостников и чиновничьего аппарата, в результате чего попал в опалу.
1826 г. - Учреждено второе (кодификационное) отделение Собственной Е.И.В. канцелярии. М.М.Сперанский не числится в штатах отделения, но как член Государственного Совета по Департаменту законов фактически возглавил работу отделения.
1830 г. - Вышло в свет первое издание "Полного собрания законов
Российской Империи" (ПСЗ), состоявшее из 45 томов и включавшее в себя 30600 актов, действовавших с 1649 по 1825 г.
1832 г. - Началась публикация "Свода законов Российской Империи" (в 15 томах).
1835 г. - С 1 января Свод законов введен в действие.
1845 г. - Утверждено подготовленное М.М.Сперанским "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных".
Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздирались серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда «главный исполнитель работ» комиссии Г.А.Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I. Не следует думать, что Николай I, несмотря на его размышления о необходимости отмены крепостного права, дал директиву открыть дорогу новым веяниям. Как раз наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы Император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном Совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов. Кодификационная комиссия была просто преобразована во II отделение Собственной Его Императорского Величе-
ства канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, Император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.
Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М.Сперанский, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг.
Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась.
Сначала приступили к созданию Полного собрания законов(ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской Империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.
ПСЗ все-таки было не совсем полным. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о документах внешнеполитического характера, сохранявших еще оперативную секретность. Не вносились также законы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н.Филиппова, в первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов.
В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу не имеющие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты и т.п.
Параллельно с систематизацией общеприбалтийского имперского права были проведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающего привилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства. Еще при Александре I задание по систематизации остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при II
отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского права. По решению Государственного Совета были собраны и доставлены в Сенат древние документы со всего края, составившие 23 объемистых пакета. Эти документы на немецком, латинском, польском, шведском, русском (немного) языках были из Сената направлены в указанную комиссию. Результатом работы этой комиссии, вернее, ее члена Гиммельштерна, явилось издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Остзейских (часть первая — Учреждения, часть вторая — Законы о состояниях). Значительно позже была издана третья часть — Законы гражданские.
После издания Полного собрания законов Сперанский приступил ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской Империи(см. схему 37). При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Отметим, что уже и при создании ПСЗ Сперанский позволял себе несколько редактировать публикуемые законы. Конечно, существо не менялось, но форма в определенной мере изменялась. Прежде всего, акты давались в орфографии XIX в. Отбрасывались элементы закона, которые кодификатор считал, видимо, несущественными. Так, например, в «Учреждении для управления губерний» 1775 г. были отброшены заголовки статей. Это значительно сократило объем документа, но вместе с тем потерялся удобный для читателя вспомогательный к тексту аппарат. Иногда, видимо, в силу высокого темпа работы, вкрадывались и ошибки. Именно так, очевидно, «Краткое изображение процессов» и Артикул воинский попали под шапку Воинского устава и были датированы 1716 г. Однако эти недостатки не умаляют громадного исторического значения работы, проделанной Сперанским и его небольшим коллективом.
При создании Свода М.М.Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Вместе с тем он неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.
В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу,то Свод — уже по отраслевому,хотя и не совсем последовательно проведенному.
В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, восходящее к римскому праву. Сперанский только
называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации — римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.
С х е м а 3 7