Государство и право Золотой Орды

Огромную роль в исторических судьбах русского народа, наро­дов Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Крыма и Поволжья сыг­рали разрушительные завоевания монголо-татар и созданные ими военно-феодальные государства чингисидов - потомков Чингисхана (Темучина).

В XI - XII вв. на огромных просторах Монголии кочевали много­численные скотоводческие племена. Монгольское общество резко


разделилось на феодалов-нойонов — родоплеменную военную ари­стократию, владевшую огромными стадами лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные военные дружины — нукеров, и простой народ — карачу, находившийся от феодалов в раз­личных формах зависимости. Предводители отдельных племен, пле­менных групп и родов вели между собой ожесточенную борьбу за об­ладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стой­бищами, за подчинение более слабых племен и родов. На рубеже XIIXIIIвв. эта борьба привела к выделению самых сильных и влия­тельных племен и их вождей, среди которых наиболее могу-ществненным, непреклонным и жестоким был Темучин. В 1206 г. на съезде-курултае Темучин был избран общемонгольским ханом и по­лучил имя Чингисхана. Все вожди-нойоны признали его власть над собой. После многих завоеваний в 1237 г. они захватили Русь и регу­лярно совершали набеги на русские княжества. При этом множество людей уводились в плен, разорялись и сжигались города и селения.

Русский народ никогда не мирился с монголо-татарским игом и вместе с другими народами оказывал захватчикам упорное сопротив­ление. С возвышением Московского княжества русские войска под предводительством Великого князя Дмитрия нанесли в 1380 г. пер­вый сокрушительный удар полчищам Золотой Орды в великой битве на Куликовом поле. Окончательного освобождения от захватчиков русский народ добился в XV в.

Право.Источником права в Орде являлась прежде всего Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его пре­емникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации мон­гольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспри­мерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и ме­стностях с оседлым населением.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов явля­лись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим за­коном, подлежащим немедленному и беспрекословному исполне­нию. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Право Золотой Орды характеризуется узаконенным произволом феодалов и должностных лиц государства, архаичностью и формаль­ной неопределенностью. Даже Яса Чингисхана стала нам известна не


как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отлича­лись от других правовых источников.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям — основе феодального общества. Право соб­ственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хо­зяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владель­цы поместий, естественно, должны были нести различные вассаль­ные обязанности по отношению к хану или назначенному им мест­ному правителю.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монголь­скому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им коче­вых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей сте­пени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, состав­лявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов се­мьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положе­нии при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и закон­ных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм кото­рого являлось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупали невесту из семьи или рода последней. В свою очередь, родственники невесты обязаны были выделить ей приданое. Размер выкупа и приданого, расходы на брачные торжества определялись общественным и иму­щественным положением родичей жениха и невесты.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодаль­ного строя Золотой Орды, деспотической власти Чингисхана и его


преемников, суровости отношений, низкой общей культуры, прису­щей кочевому скотоводческому обществу, находящемуся в самой на­чальной стадии феодализма. Жестокость, организованный террор яв­лялись одним из условий установления и сохранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного военного под­разделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленни­ку в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в неко­торых случаях за убийство, имущественные преступления, супруже­скую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; каз­нили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, под­вешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

Применялись и другие виды наказаний, например, за бытовое убийство допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялся социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном разме­ре. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатить выкуп. При этом вора, как пра­вило, нещадно били плетьми.

В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, про­износились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодаль­ной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступ­ника возлагался на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.