Государственный строй Киевской Руси

Высшая власть принадлежала Великому князю киевскому, кото­рый был носителем законодательной, исполнительной и судебной власти. При князе имелся Совет, состоявший из бояр и наиболее влиятельных дворцовых слуг (см. схему 4).

В необходимых случаях созывались феодальные съезды (снемы), на которые съезжались князья и крупные феодалы. Совет при князе и феодальные съезды не имели строго очерченной компетенции.


Сохранилось и вече — народное собрание, которое со временем утратило свое значение.

Центральные органы государственного управления строились на основе дворцово-вотчинной системы. Управление государством строилось на основе управления княжеским двором. Княжеские слуги (дворецкий, конюший и др.) выполняли государственные функции.

На местах управляли посадники и волостели, действовавшие на основе системы кормления, т. е. получали от населения определен­ные платежи — корма.

Схема 4

Организация власти и управления в Киевской Руси (дворцово-вотчинная система управления)

 

 

 

 

 

 

 

 

  Великий князь  
                   
  снем     Совет при князе   вече в городах  
      _|        
J»"**'      
>^ Дворцовые слуги  
             
    дворской, конюший, сельский, ратайный, воевода, ловчий, чашник, стольник, отроки, гриди, детские, мечники    
             
      Совет при князе        
      местная администрация Великого князя  
местные    
князья        
  Вече          
       
                   
        посадники в городах   волостели в волостях  
  тиуны                    
          тиуны   тиуны  
                                             

В Древней Руси не было специальных судебных органов, су­дебные функции выполняли представители администрации, вклю­чая ее главу - Великого князя (см. схему 5). Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении пра­восудия. Среди них можно назвать, например, вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они на­ходились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выпол­няли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммуни-тетных прав.

С х е м а5

Судебные органы Древнерусского государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Великий князь  
               
  Боярский суд     Городские посадники      
    тиуны  
         
             
  Церковный суд     Сельские волостели      
    тиуны  
       
    Вспо могательные > судебные оргг г ны    
             
мечник метельник вирник ябедник (государственный обвинитель) детский подворичий пристав
/  
/    
         
  помощники  
                                   

Управление государством, ведение войн, удовлетворение лич­ных потребностей Великого князя и его окружения требовали, ко­нечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани.Поначалу это были доб-


ровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т.е. находящийся под данью, ею обложенный). Дань собиралась путем полюдья,когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвласт­ные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без кон­фликтов не обходилось. Известна печальная судьба Великого князя Игоря* убитого древлянами за чрезмерные поборы, что заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учре­дила так называемые погосты — специальные пункты сбора дани (обычно это было крупное село). Население платило налоги меха­ми, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохра­няя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и-ино­странная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.

Важным элементом политической системы древнерусского об­щества стала церковь, которая с момента крещения Руси в 988 г. ока­залась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах язы­ческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перу­ном — богом грозы и войны, но затем переориентировался на христи­анскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.

Крещение Руси происходило в значительной степени насильст­венным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как толь­ко Русь приняла христианство, была создана церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укрепле­нию отечественной государственности. Во главе православной церк­ви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Визан­тии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.