Управление развитием поселений и территорий
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.
Лекция 16
Дополнительная
Основная
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс [Текст]: федер. закон : [принят Гос. Думой 28 сент. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 10 октября 2001 г ] . – М.: Лань, 2012. – 60 с.
2. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29.12.2004, №190 [по сост. на 06.04.2005г.]. - М.: Омега-Л, 2005.-92с.
3. Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие / И.А. Иодо, Г.А.Потаев. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 285 с.
4. Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование): учеб. Пособие для студентов вузов /Е.Н. Перцик. – М.: Гардарики, 2006. – 398 с.
5. Золотова Е.В., Скогорева Р.Н. Градостроительный кадастр с основами геодезии: Учеб. для вузов: Спец. «Архитектура». – М.: «Архитектура-С», 2009. – 176 с.
6. Официальный сайт «Геокад» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www. geocad.ru, свободный.
6. Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. В 6 тт. Т. 6: Географические и земельные информационные системы. – М.: Издательство: КолосС, 2006. - 400 с.
7. Сосновский В.А. Прикладные методы градостроительных исследований: учеб. пособие / В.А. Сосновский, Н.С. Русакова. – М.: «Архитектруа-С», 2006. – 112 с.
8. Наназашвили И.Х. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости: Справ. пособие / И.Х. Наназашвили, В.А. Литовченко, В.И. Наназашвили. – М.: Высш. шк., 2009. – 431 с.
9. Саркисов С.К. Архитектурная эвристика. Архитектурное проектирование с элементами эвристики: Учебник. – М.: ГУЗ, 2002. – 123 с.
10. Этенко В.П. Управление архитектурным проектом: Учебное пособие / В.П. Этенко. – М.: ГУЗ, 2003. – 171 с.
11. Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель».
12. Журнал «Вестник Росреестра».
Сущность управлениязаключается в руководстве процессами развития в соответствии с разработанной программой, направленной на достижение определенных целей. Процесс управления включает: оказание целенаправленных воздействий на объект управления, получение информации о поведении объекта, анализ полученной информации и сопоставление ее с программой, принятие решения и подачу новых управляющих воздействий.
Управление развитием поселений и территорий (градорегулирование) — система целенаправленных действий, обеспечивающих согласованное развитие городских и сельских поселений, межселенных территорий (рекреационных, природоохранных и др.), систем общественного обслуживания, производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктуры. Управление осуществляется исходя из общественных интересов и направлено на улучшение среды жизнедеятельности населения, обеспечение устойчивого развития поселений и территорий.
Управление развитием поселений и территорий включает: разработку градостроительной политики, определяющей выбор стратегических и тактических целей градостроительного и территориального развития; обеспечение условий достижения этих целей в долгосрочной и краткосрочной перспективе; разработку нормативной и проектной модели будущего состояния пространственной организации поселений и территорий; разработку программ и планов реализации этих моделей; обеспечение реализации программ и планов; контроль за фактическим распределением и эффективностью инвестиций.
Согласование государственных, общественных и частных интересов.Принятие управленческих решений в градостроительстве — это, как правило, компромисс, учитывающий разные интересы.
Государственные интересы в области градостроительной деятельности направлены на обеспечение условий устойчивого развития поселений и территорий, функционирование систем инженерной и транспортной инфраструктур, сохранение природных ресурсов, охрану материальных недвижимых историко-культурных ценностей и природного наследия. В случае, если градостроительная деятельность противоречит государственным интересам, такая деятельность может быть прекращена.
Общественные интересы в области градостроительной деятельности заключаются в обеспечении благоприятных условий проживания, ограничении вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду градостроительными средствами, улучшение экологической обстановки, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранения территорий объектов историко-культурных ценностей и природного наследия. В случае, если градостроительная деятельность противоречит общественным интересам, такая деятельность может быть прекращена.
Частные интересы в области градостроительной деятельности — интересы граждан и юридических лиц в связи с осуществлением градостроительной деятельности на принадлежащих им земельных участках. Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц может быть ограничена в случае, если она препятствует реализации прав и законных интересов собственников и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости.
Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности соблюдаются посредством выполнения требований правовых документов, градостроительных нормативов, реализации градостроительной проектной документации в целях обеспечения благоприятных условий проживания, а также посредством осуществления контроля за их выполнением.
Демократизация процедур управления процессами градостроительного развития является способом утверждения гуманных ценностей, более полного учета интересов людей, живущих на данной территории. Для этого важно использование демократических институтов, расширение форм участия населения, общественных организаций в разработке, принятии и реализации градостроительных решений.
Процедуры градорегулирования должны обеспечивать уважение к правам личности, учитывать потребности, предпочтения, культурные традиции разных социальных групп.
Действующими законами предусмотрено право пользователей на получение информации о состоянии среды обитания, на участие в улучшении ее качества, на организацию независимой профессиональной экспертизы программ и проектов. Однако механизм реализации этих прав проработан недостаточно.