Государство.
Идейно-политическое обоснование абсолютизма. Ф. Прокопович
Феофан Прокопович(1681-1736 гг.) - архиепископ. Сын киевского мелкого торговца. Учился в Киево-Могилянской академии. Духовное образование получил в иезуитской коллегии в Риме, в которой обучался в 1698-1701 гг., для чего принял униатство. По возвращении в Россию в 1702 восстановился в православной вере. Был назначен учителем в Киево-Могилянскую академию, где преподавал риторику, философию, богословие, математику, физику и другие науки. В 1705 г. принял монашество. В 1706 г. в Софийском соборе произнес речь в честь приехавшего Петра, затем в 1709 снова выступил перед ним сразу после Полтавкой битвы. Речь молодого проповедника произвела большое впечатление на царя, и в 1715 Феофан получил приглашение Петра приехать в Петербург. Оценив по достоинству проповеднический и талант Феофана, Петр решил сделать его публичным проводником своих идей. Прокопович стал регулярно выступать с проповедями, в которых разъяснял содержание реформ Петра. Тексты этих проповедей печатались и распространялись среди населения. В 1718 Феофан возводится в сан епископа, затем архиепископа, а начале 1721 вошел в состав Синода, в котором стал самым деятельным и авторитетным членом. После смерти Петра положение Феофана при царском дворе стало шатким, Возможно это было связано и с тем, что в конце царствования Петра он чуть ли не открыто стал разделять убеждения кальвинистов. Но он продолжал служить интересам государства. Скончался Ф. Прокопович 8 сентября 1736 г.
Ф. Прокопович – автор более семидесяти произведений богословского, философского, политического, юридического, исторического характера. Он писал стихи на русском, латинском, польском языках. Ему принадлежит трагикомедия «Владимир», в основе которой история введения христианства на Руси. Из-под его пера вышел ряд правительственных документов: «Духовный регламент» (свод канонического права). Политико-правовые взгляды Ф.Прокоповича отражены в его работах: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (впоследствии был включен в «Полное собрание законов Российской Империи»), «Слово о власти и чести царской» и др. Проповеди Феофана, представляя собой панегирики «высочайшей власти царской», играли большую роль в пропаганде петровских реформ («Слово о власти и чести царской», 1718, «Слово похвальное о флоте российском», 1720).
Происхождение государства. Ф. Прокопович, восприняв договорную теорию происхождения государства, попытался соединить ее с теологией. Он полагал, что государству предшествует преддоговорное состояние, характеризующееся войной всех против всех. Затем в силу своей социальной природы и при содействии Бога люди заключили общественный договор, отказавшись от своих прав в пользу суверена.
Форма государства. В зависимости от количества носителей высочайшей власти государство может быть в форме монархии и республики. Монархия подразделяется на абсолютную и ограниченную. Республика – на аристократическую и демократическую. Форма правления зависит от размеров государства: республика для малых территорий (например, Швейцария). Наилучшей формой является неограниченная абсолютная монархия, обеспечивающая единство власти. Правомерность неограниченной монархи он обосновывал тем, что неограниченная власть проистекает из договора, на основании которого народ полностью отказался от своих прав. Феофан сопоставляет «наследную» и «избирательную» монархию и делает вывод, что монархия должна быть наследственной, с правом государя выбрать своего преемника.
Цель государства - общее благо, которое заключается в обеспечении безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, народного просвещения, а также «народной пользы», связанной с развитием производства. Но понятие «народ» Феофан ограничивает лишь дворянством, высшими кругами духовенства, именитыми представителями купечества.
Право. Необходимость государства Прокопович обосновывает задачей охраны естественных законов, которые происходят из инстинктивного стремления к сохранению жизни и продлению рода человеческого. Помимо естественных законов существуют гражданское право и законы, необходимые для сохранения законов естественных.
В представлении Феофана государь, обязанный действовать на общую пользу, не имеет права издавать лишь такие законы, которые вредны для общества. Любые другие, даже если они прямо и не служили общему благу, самодержец может издавать. Прокопович перечисляет и сферы жизни народа, которые подпадают под правовое регулирование: «И сюда надлежат всякие обряды гражданские и церковные, перемены обычаев, употребление платья, домов, строения, чины и церемонии в пированиях, свадьбах, погребениях, и прочая, и прочая, и прочая».
Соотношение светской и духовной власти. Церковная реформа Петра встретила неодобрение духовенства. Политика Петра в отношении церкви характеризовалась тем, что царь руководствовался, прежде всего, представлением о безраздельности собственной власти и подчиненности ей всех, в том числе и церковных институтов. Церковь – это один из инструментов управления подданными и воспитания их в духе служения «общему благу». Отсюда церковь должна быть проводником государственной идеологии. Ф.Прокопович в «Духовном регламенте» и выступил с обоснованием этого положения. Он осуждал саму мысль о превосходстве духовной власти над светской, о неподчинении ее государству. Он доказывал справедливость упразднения патриаршества и учреждение Священного Синода. Свою позицию Феофан обосновывал тем, что римские императоры имели как духовную, так и светскую власть, что способствовало миру в государстве, тогда как в России конфликты царя и церкви всегда вели к волнениям.