Создание Ростовской области

Итоговая аттестация студентов по предмету с учетом использования результатов условной балльно-рейтинговой системы.

Расчет и оценка ответа студента на экзамене или зачете.

Баллы, добавляемые к оценке учебно-исследовательской активности студентов, за результаты НИРС, участие и призовые места на олимпиадах и в конкурсах по профилю учебной дисциплины

Расчет и оценка учебно-исследовательской активности студента на экзамене или зачете.

ПО НАКОПИТЕЛЬНОЙ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ

РАСЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

К учебной программе курса

Приложение 4

«История образования и педагогической мысли»

1. Расчет успеваемости производится с учетом:

1.1. Результатовэкспресс-опросов (студент может по максимуму получить до 50% баллов);

1.2. Учебно-исследовательской активности студентов на семинарских, практических и лабораторно-практических занятиях (студент может по максимуму получить до 50% баллов).

2. Расчет и оценка результатов экспресс-опросов:

2.1. Экспресс-опросы (5-7 минутные контрольные работы, выполненные на отдельных листах в письменной форме) проводятся в начале каждого учебного занятия (лекции, семинарские, практические и лабораторно-практические занятия).

Экспресс-опросы не проводятся по профильным практическим дисциплинам на художественно-графическом факультете, факультете художественно-технологического образования, факультете сценических искусств, факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности.

Отметки в течение недели выставляются преподавателем в журнал.

2.2. Количество экспресс-опросов и, соответственно, отметок определяется числом учебных занятий, предусмотренных учебным планом.

Расчет производится по схеме: на 1 зачетную единицу приходится 40% или 14 (16[9]) часов аудиторных занятий (или 7 (8) двухчасовых пар).

Из них не менее 6 часов (3 пар) лекций, соответственно, до 8 (10) часов (4 – 5 пар) иных видов учебных занятий.

При проведении на каждом учебном занятии (на каждой паре) экспресс-опроса студенты получают 7 (8) отметок. При большем количестве зачетных единиц, выделенных на учебный предмет, число отметок увеличивается в соответствующее количество раз.

2.3. Величина отметки по результатам экспресс-опроса устанавливается в диапазоне от 0 до 3 баллов.При этом:

- 0 балловвыставляется при отсутствии студента на учебном занятии без уважительной причины (студент, отсутствовавший на занятии по уважительной причине, подтвержденной руководителем факультета (института) или заместителем по учебной (учебно-методической) работе, имеет право на индивидуальное выполнение заданий экспресс-опроса в сроки, согласованные с ведущим преподавателем);

- 1 баллвыставляется в случае выполнения студентом до 50% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса;

- 2 баллавыставляется при выполнении студентом от 51% до 80% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса;

- 3 баллавыставляется при выполнении студентом от 81% до 100% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса.

3.1. Учебно-исследовательская активностьстудентов в течение семестра суммарно может быть оценена предельным количеством баллов, равным максимальному количеству баллов по результатам экспресс-опросов.

Учитывая, что в пределах одной зачетной единицы (14 (16) час. = 7 (8) парам аудиторных учебных занятий) студент максимально может получить 21 (24) балл по результатам экспресс-опросов, такое же количество баллов (21-24) ему может быть выставлено с учетом учебно-исследовательской активности. Таким образом, общее максимальное число баллов по предмету будет равно 42 (48).

При большем количестве зачетных единиц, выделенных на учебный предмет, число баллов увеличивается в соответствующее количество раз.

3.2. Учебно-исследовательская активностьстудентов выражается в выполнении следующих видов деятельности:

- учебно-научный доклад продолжительностью до 15 мин. по отдельной логически завершенной теме на семинарском или практическом занятии – отметка до 15 баллов в зависимости от качества выступления;

- выполнение локального учебно-исследовательского проекта – отметка до 15 баллов в зависимости от качества выполнения;

- индивидуальное устное сообщение продолжительностью до 10 мин. по отдельной логически завершенной теме на семинарском или практическом занятии – отметка до 10 баллов в зависимости от качества выступления;

- участие в учебной дискуссии – отметка до 5 баллов в зависимости от активности и качества участия в учебной дискуссии;

- развернутый логически завершенный ответ на вопрос при устном опросе на семинарском, практическом, лабораторно-практическом занятии – отметка до 5 баллов в зависимости от качества ответа;

- решение практических задач – отметка до 5 баллов в зависимости от количества и качества решенных задач.

Мероприятие Форма участия / результат Количество баллов
Внутривузовская научная студенческая конференция доклад
призовое место 6 – 10
Межвузовская научная студенческая конференция доклад
призовое место 10 – 15
Международная научная студенческая конференция доклад
призовое место 16 – 20
Внутривузовский тур предметной олимпиады (конкурса) участие
призовое место
Региональный тур предметной олимпиады (конкурса) участие
призовое место (I, II, III) 15, 20, 25
Российский тур предметной олимпиады (конкурса) участие
призовое место (I, II, III) 20, 25, 30
Публикация в вузовском сборнике научных трудов статья 11 – 15
Публикация во внешних изданиях статья 16 – 20

Примечание: за одно и то же мероприятие баллы начисляются только по одному виду работы и однократно; например, если студент принял участие в олимпиаде и занял призовое место, то к его суммарной балльно-рейтинговой оценке добавляются только баллы за призовое место.

За качество ответа на экзамене (зачете) студенту выставляются отметки при следующих условиях:

4.1. Отметка «ОТЛИЧНО» выставляется за ответ на каждый:

основнойвопрос при условии качества ответа, соответствующего 9-10 баллам (по дяситибалльной системе);

дополнительныйвопрос[10] при условии качества ответа, соответствующего 5 баллам (по пятитибалльной системе).

4.2. Отметка «ХОРОШО» выставляется за ответ на каждый:

основнойвопрос при условии качества ответа, соответствующего 7-8 баллам (по дяситибалльной системе).

дополнительныйвопрос при условии качества ответа, соответствующего 4 баллам (по пятитибалльной системе);

4.3. Отметка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется за ответ на каждый:

основнойвопрос при условии качества ответа, соответствующего 5-6 баллам (по дяситибалльной системе);

дополнительныйвопрос при условии качества ответа, соответствующего 3 баллам (по пятитибалльной системе).

4.4. Отметка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется за ответ на каждый:

основнойвопрос при условии качества ответа, соответствующего 0-4 баллам (по дяситибалльной системе);

дополнительныйвопрос при условии качества ответа, соответствующего 0-2 баллам (по пятитибалльной системе).

5.1. Студент, набравший 91% от максимального количества баллов по результатам экспресс-опросов и учебно-исследовательской активности,не имея при этомни одного пропуска учебных занятий без уважительной причины и ни одной однобалльной отметки, освобождается от сдачи экзамена или зачета с получением отметки «отлично» или отметки «зачтено» по предмету.

5.2. Для получения итоговой отметки «ОТЛИЧНО» по предметустудент, набравший в пределах от 70% до 91% баллов, должен ответить на 2 основных и от 0 до 4 дополнительных вопросов. Оценки за ответы должны соответствовать 9-10 баллам за каждый основной вопрос и 5 баллам за каждый дополнительный вопрос.

Выбор количества дополнительных вопросов студент осуществляет перед началом экзамена (зачета) с учетом того, что суммарное количество баллов, полученных при экспресс-опросах, оценке учебно-исследовательской активности студентов, и баллов, выставленных по десятибалльной системе за каждый основной вопрос и по пятибалльной системе за каждый дополнительный вопрос, должно быть не менее 91%от максимального количествабаллов (пример: по учебной дисциплине, на изучение которой выделяется 2 зачетные единицы (26 час. учебных занятий; максимальное количество баллов 78)), отметка «ОТЛИЧНО» выставляется при 71 баллах и выше).

5.3. Студент, набравший от 41% до 90%от максимального количества баллов по предмету, допускается к сдаче экзамена или зачета по предмету.

5.4. Для получения итоговой отметки «ХОРОШО» по предметустудент, набравший от 41% до 90% баллов,должен ответить на 2 основных и от 0 до 4 дополнительных вопросов. Оценки за ответы должны соответствовать 7-10 баллам за каждый основной вопрос и 4-5 баллам за каждый дополнительный вопрос.

Выбор количества дополнительных вопросов студент осуществляет перед началом экзамена (зачета) с учетом того, что суммарное количество баллов, полученных при экспресс-опросах, оценке учебно-исследовательской активности студентов, и баллов, выставленных по десятибалльной системе за каждый основной вопрос и по пятибалльной системе за каждый дополнительный вопрос, должно быть не менее 70%от максимального количества баллов (пример: по учебной дисциплине, на изучение которой выделяется 2 зачетные единицы, отметка «ХОРОШО» выставляется при 55 - 70 баллах)[11].

5.3. Студент, набравший от 21% до 40% от максимального количества баллов по предмету,допускается к сдаче экзамена или зачета по предмету с включением в состав аттестационного материала дополнительных вопросов (заданий).

5.3.1. Для получения итоговой отметки «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» по предметустудент должен ответить на 2 основных и от 0 до 4 дополнительных вопросов. Оценки за ответы должны соответствовать 5-10 баллам за каждый основной вопрос и 3-5 баллам за каждый дополнительный вопрос.

5.3.2. Выбор количества дополнительных вопросов студент осуществляет перед началом экзамена (зачета) с учетом того, что суммарное количество баллов, полученных при экспресс-опросах, оценке учебно-исследовательской активности студентов, и баллов, выставленных по десятибалльной системе за каждый основной вопрос и по пятибалльной системе за каждый дополнительный вопрос, должно быть не менее 40%от максимального количества баллов (пример: по учебной дисциплине, на изучение которой выделяется 2 зачетные единицы, отметка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется при 31-54 баллах и выше).

5.4. Студент, набравший до 20% от максимального количества баллов по предмету,не допускается к зачетно-экзаменационной сессии и автоматически отчисляется из академии с правом восстановления на контрактной основе при условии ликвидации академической задолженности с оплатой консультаций и сдачи зачета или экзамена.

6.Настоящий расчет успеваемости студентов по накопительной балльно-рейтинго­вой системе реализуется во втором семестре 2010/2011 учебного года в эксперименталь­ном порядке преподавателями кафедр педагогики, психологии и физико-математического образования, а в 2011/2012 году (при условии успешного проведения экспериментальной проверки системы) будет введен, начиная с 1 курса, в практику оценочной деятельности воо всех учебных подразделениях академии.

Ректор В.И. Смирнов

 


[1] Факультативность (необязательность) творческой работы заключается в том, что студент принимает решение о ее выполнении, как правило, с целью получения дополнительных баллов.

[2] За выполнение творческой работы студенту может быть выставлена отметка до 15 баллов.

[3] Дополнительные вопросы к зачету представлены в приложении 2 к данной программе.

[4] Выступления с критическим анализом заслушанных сообщений должны практиковаться на каждом практическом занятии. Эти аналитико-критические выступления оцениваются отметкой до 5 баллов.

[5] Выступления с анализом аналитико-критических выступлений оцениваются отметкой до 5 баллов.

[6] Целесообразно давать следующие определения: авторитарный, либерально-попустительский, манипулятивный, демократический стили

[7] См.: Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогии и ее главные пе­риоды // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982; Ключевский В.О. Два воспитания// В.О. Ключевский. Сочинения.: В 9 т. М.,1990. Т. IX.

 

[8] Таблицы представлены в Приложении 4 к программе. Преподавателю следует подготовить формы таблиц с исходным (представленным здесь) текстом

[9] По отдельным учебным дисциплинам в учебном плане по согласованию с ректоратом установлено аудиторных занятий менее или более 40% от общей трудоемкости по предмету, отсюда, число часов аудиторных занятий в рамках одной зачетной единицы может варьироваться. При расчете суммарного числа часов аудиторных занятий следует ориентироваться на объем времени, утвержденный в учебном плане.

[10] Альтернативой дополнительному вопросу может быть практическое задание.

[11] Теоретически студент, набравший по итогам обучения в семестре 41% баллов (при двух зачетных единицах – 32 балла), при условии сдачи 2 основных вопросов на 10 баллов и четырех дополнительных вопросов на 5 баллов, набрав, таким образом, в сумме 72 балла, может получить отметку «ОТЛИЧНО».

Образование Ростовской области, вычленение ее из Азово-Черноморского края было составной частью общего процесса территориального передела Дона и Северного Кавказа, который начался в связи с принятием новой конституции СССР и повышением в связи с этим статуса ряда субъектов Российской Федерации.

Большую роль играл экономический фактор. В результате политики индустриализации ко второй половине 30-х годов на Дону и Северном Кавказе была создана мощная промышленная база. Азово-Черноморский край к этому времени тоже преобразился, и его экономикой стало невозможно руководить из одного административного центра. Руководство признавалось, что «край чрезвычайно большой был и для руководства трудный» (Из выступления 1-го секретаря Ростовского обкома ВКП(б) Е.Г. Евдокимова на II Пленуме Ростовского обкома ВКП(б)).

13 сентября 1937 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР Азово-Черноморский край, имевший 144 района, был разделен на Краснодарский край с центром в г. Краснодаре и на Ростовскую область с центром в г. Ростове-на-Дону.

Довольно быстро и оперативно было назначено новое областное партийное и советское руководство. Не стоит забывать, что создание области пришлось на период массовых политических репрессий, обрушившихся на страну в 1937-38 гг., и назначенное и выбираемое руководство области часто менялось.

Новая область состояла из 7 городов и 61 сельского района и имела 2 887 418 человек населения (на 1 января 1939 года). Уже к 1 января 1939 года из-за повышения статуса ряда населенных пунктов количество городов увеличилось до 11.

Ростовская область играла большую роль в экономике всего Советского Союза. Здесь быстрее шел рост городского населения (43,6 % в 1940 году), чем в целом по Союзу (32,8 %). С 1926 по 1939 год городское население области почти удвоилось. Это объяснялось более высокими темпами индустриализации и промышленного развития области. Бурно росла каменноугольная промышленность, развивались машиностроение, металлургия, пищевкусовая промышленность.

Население в целом по области также росло быстрее, чем по Союзу (с 1926 по 1939 на 18,2 % по области и на 15,9 % по Союзу). Сохранялся высокий среднегодовой естественный прирост населения – 1,3 % в городах и 2,3 % в сельской местности. Рабочие и служащие насчитывали 627 100 человек. 35% из общего числа рабочих промышленности составляли женщины.

Экономическая жизнь области началась одновременно с началом выполнения 3-го пятилетнего плана. На территории Ростовской области к 1940 году располагались 123 предприятия союзного значения и 97 республиканского, не считая большого количества более мелких местных предприятий. Ежегодно область давала стране 10 миллионов тонн угля, свыше полумиллиона тонн мартеновской стали, 5 тысяч комбайнов, 15 тысяч полуторатонных машин, 35,5 тысяч культиваторов, свыше 4 тысяч тонн эмалированной посуды, около 10 миллионов пар обуви, 450 тысяч центнеров рыбы, 16 миллионов банок консервов, до 14 миллиардов штук папирос. Рост производительности труда по областной промышленности составил в 1938-39 гг. 22.5 %. Здесь уверенно лидировал Ростсельмаш, где рост производительности труда за год составил 65,1 %.

Ростовская область являлась одной из крупнейших в Советском Союзе по посевам зерновых культур. В 1938 – 1940 гг. область поставляла государству (соответственно по годам) 66 млн пудов, 47,5 млн пудов и 72 млн пудов.

На территории области развивалось животноводство, овощеводство и картофелеводство, возделывались технические культуры, виноград.

Неуклонно росли грамотность и культурный уровень населения. В области насчитывалось 2593 школы всех уровней (начальные, неполные средние, средние), контингент учащихся к началу 1939/1940 учебного года составлял 532 600 человек. Однако дошкольных учреждений явно не хватало, они охватывали всего 5168 детей. И культурных учреждений было ничтожно мало. Библиотек в области насчитывалось 208. Кинотеатры только строились (18 за два года).

Ростовская область всегда отличалась большим количеством вузов. И в рассматриваемый период их в области было 15.

В целом созданная в 1937 году Ростовская область являлась мощным жизнестойким организмом. Она занимала важное место в ряду других краев и областей Советского Союза.