Создание Ростовской области
Итоговая аттестация студентов по предмету с учетом использования результатов условной балльно-рейтинговой системы.
Расчет и оценка ответа студента на экзамене или зачете.
Баллы, добавляемые к оценке учебно-исследовательской активности студентов, за результаты НИРС, участие и призовые места на олимпиадах и в конкурсах по профилю учебной дисциплины
Расчет и оценка учебно-исследовательской активности студента на экзамене или зачете.
ПО НАКОПИТЕЛЬНОЙ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ
РАСЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
К учебной программе курса
Приложение 4
«История образования и педагогической мысли»
1. Расчет успеваемости производится с учетом:
1.1. Результатовэкспресс-опросов (студент может по максимуму получить до 50% баллов);
1.2. Учебно-исследовательской активности студентов на семинарских, практических и лабораторно-практических занятиях (студент может по максимуму получить до 50% баллов).
2. Расчет и оценка результатов экспресс-опросов:
2.1. Экспресс-опросы (5-7 минутные контрольные работы, выполненные на отдельных листах в письменной форме) проводятся в начале каждого учебного занятия (лекции, семинарские, практические и лабораторно-практические занятия).
Экспресс-опросы не проводятся по профильным практическим дисциплинам на художественно-графическом факультете, факультете художественно-технологического образования, факультете сценических искусств, факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности.
Отметки в течение недели выставляются преподавателем в журнал.
2.2. Количество экспресс-опросов и, соответственно, отметок определяется числом учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
Расчет производится по схеме: на 1 зачетную единицу приходится 40% или 14 (16[9]) часов аудиторных занятий (или 7 (8) двухчасовых пар).
Из них не менее 6 часов (3 пар) лекций, соответственно, до 8 (10) часов (4 – 5 пар) иных видов учебных занятий.
При проведении на каждом учебном занятии (на каждой паре) экспресс-опроса студенты получают 7 (8) отметок. При большем количестве зачетных единиц, выделенных на учебный предмет, число отметок увеличивается в соответствующее количество раз.
2.3. Величина отметки по результатам экспресс-опроса устанавливается в диапазоне от 0 до 3 баллов.При этом:
- 0 балловвыставляется при отсутствии студента на учебном занятии без уважительной причины (студент, отсутствовавший на занятии по уважительной причине, подтвержденной руководителем факультета (института) или заместителем по учебной (учебно-методической) работе, имеет право на индивидуальное выполнение заданий экспресс-опроса в сроки, согласованные с ведущим преподавателем);
- 1 баллвыставляется в случае выполнения студентом до 50% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса;
- 2 баллавыставляется при выполнении студентом от 51% до 80% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса;
- 3 баллавыставляется при выполнении студентом от 81% до 100% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса.
3.1. Учебно-исследовательская активностьстудентов в течение семестра суммарно может быть оценена предельным количеством баллов, равным максимальному количеству баллов по результатам экспресс-опросов.
Учитывая, что в пределах одной зачетной единицы (14 (16) час. = 7 (8) парам аудиторных учебных занятий) студент максимально может получить 21 (24) балл по результатам экспресс-опросов, такое же количество баллов (21-24) ему может быть выставлено с учетом учебно-исследовательской активности. Таким образом, общее максимальное число баллов по предмету будет равно 42 (48).
При большем количестве зачетных единиц, выделенных на учебный предмет, число баллов увеличивается в соответствующее количество раз.
3.2. Учебно-исследовательская активностьстудентов выражается в выполнении следующих видов деятельности:
- учебно-научный доклад продолжительностью до 15 мин. по отдельной логически завершенной теме на семинарском или практическом занятии – отметка до 15 баллов в зависимости от качества выступления;
- выполнение локального учебно-исследовательского проекта – отметка до 15 баллов в зависимости от качества выполнения;
- индивидуальное устное сообщение продолжительностью до 10 мин. по отдельной логически завершенной теме на семинарском или практическом занятии – отметка до 10 баллов в зависимости от качества выступления;
- участие в учебной дискуссии – отметка до 5 баллов в зависимости от активности и качества участия в учебной дискуссии;
- развернутый логически завершенный ответ на вопрос при устном опросе на семинарском, практическом, лабораторно-практическом занятии – отметка до 5 баллов в зависимости от качества ответа;
- решение практических задач – отметка до 5 баллов в зависимости от количества и качества решенных задач.
Мероприятие | Форма участия / результат | Количество баллов |
Внутривузовская научная студенческая конференция | доклад | |
призовое место | 6 – 10 | |
Межвузовская научная студенческая конференция | доклад | |
призовое место | 10 – 15 | |
Международная научная студенческая конференция | доклад | |
призовое место | 16 – 20 | |
Внутривузовский тур предметной олимпиады (конкурса) | участие | |
призовое место | ||
Региональный тур предметной олимпиады (конкурса) | участие | |
призовое место (I, II, III) | 15, 20, 25 | |
Российский тур предметной олимпиады (конкурса) | участие | |
призовое место (I, II, III) | 20, 25, 30 | |
Публикация в вузовском сборнике научных трудов | статья | 11 – 15 |
Публикация во внешних изданиях | статья | 16 – 20 |
Примечание: за одно и то же мероприятие баллы начисляются только по одному виду работы и однократно; например, если студент принял участие в олимпиаде и занял призовое место, то к его суммарной балльно-рейтинговой оценке добавляются только баллы за призовое место.
За качество ответа на экзамене (зачете) студенту выставляются отметки при следующих условиях:
4.1. Отметка «ОТЛИЧНО» выставляется за ответ на каждый:
основнойвопрос при условии качества ответа, соответствующего 9-10 баллам (по дяситибалльной системе);
дополнительныйвопрос[10] при условии качества ответа, соответствующего 5 баллам (по пятитибалльной системе).
4.2. Отметка «ХОРОШО» выставляется за ответ на каждый:
основнойвопрос при условии качества ответа, соответствующего 7-8 баллам (по дяситибалльной системе).
дополнительныйвопрос при условии качества ответа, соответствующего 4 баллам (по пятитибалльной системе);
4.3. Отметка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется за ответ на каждый:
основнойвопрос при условии качества ответа, соответствующего 5-6 баллам (по дяситибалльной системе);
дополнительныйвопрос при условии качества ответа, соответствующего 3 баллам (по пятитибалльной системе).
4.4. Отметка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется за ответ на каждый:
основнойвопрос при условии качества ответа, соответствующего 0-4 баллам (по дяситибалльной системе);
дополнительныйвопрос при условии качества ответа, соответствующего 0-2 баллам (по пятитибалльной системе).
5.1. Студент, набравший 91% от максимального количества баллов по результатам экспресс-опросов и учебно-исследовательской активности,не имея при этомни одного пропуска учебных занятий без уважительной причины и ни одной однобалльной отметки, освобождается от сдачи экзамена или зачета с получением отметки «отлично» или отметки «зачтено» по предмету.
5.2. Для получения итоговой отметки «ОТЛИЧНО» по предметустудент, набравший в пределах от 70% до 91% баллов, должен ответить на 2 основных и от 0 до 4 дополнительных вопросов. Оценки за ответы должны соответствовать 9-10 баллам за каждый основной вопрос и 5 баллам за каждый дополнительный вопрос.
Выбор количества дополнительных вопросов студент осуществляет перед началом экзамена (зачета) с учетом того, что суммарное количество баллов, полученных при экспресс-опросах, оценке учебно-исследовательской активности студентов, и баллов, выставленных по десятибалльной системе за каждый основной вопрос и по пятибалльной системе за каждый дополнительный вопрос, должно быть не менее 91%от максимального количествабаллов (пример: по учебной дисциплине, на изучение которой выделяется 2 зачетные единицы (26 час. учебных занятий; максимальное количество баллов 78)), отметка «ОТЛИЧНО» выставляется при 71 баллах и выше).
5.3. Студент, набравший от 41% до 90%от максимального количества баллов по предмету, допускается к сдаче экзамена или зачета по предмету.
5.4. Для получения итоговой отметки «ХОРОШО» по предметустудент, набравший от 41% до 90% баллов,должен ответить на 2 основных и от 0 до 4 дополнительных вопросов. Оценки за ответы должны соответствовать 7-10 баллам за каждый основной вопрос и 4-5 баллам за каждый дополнительный вопрос.
Выбор количества дополнительных вопросов студент осуществляет перед началом экзамена (зачета) с учетом того, что суммарное количество баллов, полученных при экспресс-опросах, оценке учебно-исследовательской активности студентов, и баллов, выставленных по десятибалльной системе за каждый основной вопрос и по пятибалльной системе за каждый дополнительный вопрос, должно быть не менее 70%от максимального количества баллов (пример: по учебной дисциплине, на изучение которой выделяется 2 зачетные единицы, отметка «ХОРОШО» выставляется при 55 - 70 баллах)[11].
5.3. Студент, набравший от 21% до 40% от максимального количества баллов по предмету,допускается к сдаче экзамена или зачета по предмету с включением в состав аттестационного материала дополнительных вопросов (заданий).
5.3.1. Для получения итоговой отметки «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» по предметустудент должен ответить на 2 основных и от 0 до 4 дополнительных вопросов. Оценки за ответы должны соответствовать 5-10 баллам за каждый основной вопрос и 3-5 баллам за каждый дополнительный вопрос.
5.3.2. Выбор количества дополнительных вопросов студент осуществляет перед началом экзамена (зачета) с учетом того, что суммарное количество баллов, полученных при экспресс-опросах, оценке учебно-исследовательской активности студентов, и баллов, выставленных по десятибалльной системе за каждый основной вопрос и по пятибалльной системе за каждый дополнительный вопрос, должно быть не менее 40%от максимального количества баллов (пример: по учебной дисциплине, на изучение которой выделяется 2 зачетные единицы, отметка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется при 31-54 баллах и выше).
5.4. Студент, набравший до 20% от максимального количества баллов по предмету,не допускается к зачетно-экзаменационной сессии и автоматически отчисляется из академии с правом восстановления на контрактной основе при условии ликвидации академической задолженности с оплатой консультаций и сдачи зачета или экзамена.
6.Настоящий расчет успеваемости студентов по накопительной балльно-рейтинговой системе реализуется во втором семестре 2010/2011 учебного года в экспериментальном порядке преподавателями кафедр педагогики, психологии и физико-математического образования, а в 2011/2012 году (при условии успешного проведения экспериментальной проверки системы) будет введен, начиная с 1 курса, в практику оценочной деятельности воо всех учебных подразделениях академии.
Ректор В.И. Смирнов
[1] Факультативность (необязательность) творческой работы заключается в том, что студент принимает решение о ее выполнении, как правило, с целью получения дополнительных баллов.
[2] За выполнение творческой работы студенту может быть выставлена отметка до 15 баллов.
[3] Дополнительные вопросы к зачету представлены в приложении 2 к данной программе.
[4] Выступления с критическим анализом заслушанных сообщений должны практиковаться на каждом практическом занятии. Эти аналитико-критические выступления оцениваются отметкой до 5 баллов.
[5] Выступления с анализом аналитико-критических выступлений оцениваются отметкой до 5 баллов.
[6] Целесообразно давать следующие определения: авторитарный, либерально-попустительский, манипулятивный, демократический стили
[7] См.: Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогии и ее главные периоды // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982; Ключевский В.О. Два воспитания// В.О. Ключевский. Сочинения.: В 9 т. М.,1990. Т. IX.
[8] Таблицы представлены в Приложении 4 к программе. Преподавателю следует подготовить формы таблиц с исходным (представленным здесь) текстом
[9] По отдельным учебным дисциплинам в учебном плане по согласованию с ректоратом установлено аудиторных занятий менее или более 40% от общей трудоемкости по предмету, отсюда, число часов аудиторных занятий в рамках одной зачетной единицы может варьироваться. При расчете суммарного числа часов аудиторных занятий следует ориентироваться на объем времени, утвержденный в учебном плане.
[10] Альтернативой дополнительному вопросу может быть практическое задание.
[11] Теоретически студент, набравший по итогам обучения в семестре 41% баллов (при двух зачетных единицах – 32 балла), при условии сдачи 2 основных вопросов на 10 баллов и четырех дополнительных вопросов на 5 баллов, набрав, таким образом, в сумме 72 балла, может получить отметку «ОТЛИЧНО».
Образование Ростовской области, вычленение ее из Азово-Черноморского края было составной частью общего процесса территориального передела Дона и Северного Кавказа, который начался в связи с принятием новой конституции СССР и повышением в связи с этим статуса ряда субъектов Российской Федерации.
Большую роль играл экономический фактор. В результате политики индустриализации ко второй половине 30-х годов на Дону и Северном Кавказе была создана мощная промышленная база. Азово-Черноморский край к этому времени тоже преобразился, и его экономикой стало невозможно руководить из одного административного центра. Руководство признавалось, что «край чрезвычайно большой был и для руководства трудный» (Из выступления 1-го секретаря Ростовского обкома ВКП(б) Е.Г. Евдокимова на II Пленуме Ростовского обкома ВКП(б)).
13 сентября 1937 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР Азово-Черноморский край, имевший 144 района, был разделен на Краснодарский край с центром в г. Краснодаре и на Ростовскую область с центром в г. Ростове-на-Дону.
Довольно быстро и оперативно было назначено новое областное партийное и советское руководство. Не стоит забывать, что создание области пришлось на период массовых политических репрессий, обрушившихся на страну в 1937-38 гг., и назначенное и выбираемое руководство области часто менялось.
Новая область состояла из 7 городов и 61 сельского района и имела 2 887 418 человек населения (на 1 января 1939 года). Уже к 1 января 1939 года из-за повышения статуса ряда населенных пунктов количество городов увеличилось до 11.
Ростовская область играла большую роль в экономике всего Советского Союза. Здесь быстрее шел рост городского населения (43,6 % в 1940 году), чем в целом по Союзу (32,8 %). С 1926 по 1939 год городское население области почти удвоилось. Это объяснялось более высокими темпами индустриализации и промышленного развития области. Бурно росла каменноугольная промышленность, развивались машиностроение, металлургия, пищевкусовая промышленность.
Население в целом по области также росло быстрее, чем по Союзу (с 1926 по 1939 на 18,2 % по области и на 15,9 % по Союзу). Сохранялся высокий среднегодовой естественный прирост населения – 1,3 % в городах и 2,3 % в сельской местности. Рабочие и служащие насчитывали 627 100 человек. 35% из общего числа рабочих промышленности составляли женщины.
Экономическая жизнь области началась одновременно с началом выполнения 3-го пятилетнего плана. На территории Ростовской области к 1940 году располагались 123 предприятия союзного значения и 97 республиканского, не считая большого количества более мелких местных предприятий. Ежегодно область давала стране 10 миллионов тонн угля, свыше полумиллиона тонн мартеновской стали, 5 тысяч комбайнов, 15 тысяч полуторатонных машин, 35,5 тысяч культиваторов, свыше 4 тысяч тонн эмалированной посуды, около 10 миллионов пар обуви, 450 тысяч центнеров рыбы, 16 миллионов банок консервов, до 14 миллиардов штук папирос. Рост производительности труда по областной промышленности составил в 1938-39 гг. 22.5 %. Здесь уверенно лидировал Ростсельмаш, где рост производительности труда за год составил 65,1 %.
Ростовская область являлась одной из крупнейших в Советском Союзе по посевам зерновых культур. В 1938 – 1940 гг. область поставляла государству (соответственно по годам) 66 млн пудов, 47,5 млн пудов и 72 млн пудов.
На территории области развивалось животноводство, овощеводство и картофелеводство, возделывались технические культуры, виноград.
Неуклонно росли грамотность и культурный уровень населения. В области насчитывалось 2593 школы всех уровней (начальные, неполные средние, средние), контингент учащихся к началу 1939/1940 учебного года составлял 532 600 человек. Однако дошкольных учреждений явно не хватало, они охватывали всего 5168 детей. И культурных учреждений было ничтожно мало. Библиотек в области насчитывалось 208. Кинотеатры только строились (18 за два года).
Ростовская область всегда отличалась большим количеством вузов. И в рассматриваемый период их в области было 15.
В целом созданная в 1937 году Ростовская область являлась мощным жизнестойким организмом. Она занимала важное место в ряду других краев и областей Советского Союза.