ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО КУРСУ

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ

Итоговая оценка результатов освоения учебной программы по предмету осуществляется на интегрированном дифференцированном зачете по «Истории образования и педагогической мысли» и «Общей педагогике», где при выставлении итоговой отметки (по 5-балльной шкале) учитываются по двум учебным предметам:

- суммарные баллы, полученные по результатам экспресс-опросов;

- суммарные баллы, полученные по результатам оценки учебно-познавательной активности студентов;

- баллы, полученные студентом за выполнение творческой работы[2];

- суммарные баллы, полученные по результатам научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой по профилю учебной дисциплины;

- суммарные баллы, полученные на зачете за ответы на основные и дополнительные вопросы и решение практических задач.

Дифференцированный зачет проводят преподаватели двух дисциплин; итоговая отметка выставляется ими согласованно.

7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ[3]

1. Системы образования в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире.

2. Системы образования в Средневековье (до XVII в.)

3. Мыслители древности и Средневековья о воспитании

4. Педагогическое наследие христианства.

5. Идеи и традиции исламской педагогики

6. Развитие идеала человека в истории отечественной и зарубежной педагогики

7. Развитие философско-педагогических представлений о смысле жизни человека в истории отечественной и зарубежной педагогики

8. Развитие цели воспитания человека в истории отечественной и зарубежной педагогики

9. Эволюция доминирующих способов педагогического воздействия на ребенка в истории отечественной и зарубежной педагогики

10. Эволюция доминирующего стиля педагогического взаимодействия в истории отечественной и зарубежной педагогики

11. Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси, в Российской империи (X – XVIII в.)

12. Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.

13. Педагогические идеи В.Н. Татищева, их современное значение.

14. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

15. Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)

16. Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.

17. Педагогические идеи Я.А. Коменского, их современное значение.

18. Педагогические идеи Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо, их современное значение.

19. Развитие образования за рубежом в – XX вв.: общая характеристика

20. Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.

21. Педагогические теории И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега: степень их востребованности сегодня

22. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века (социальная педагогика, теория свободного воспитания, экспериментальная педагогика).

23. Воспитательная система М. Монтессори, ее современное значение.

24. Образование в России в XIX – XX вв.: общая характеристика.

25. Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.

26. Дидактическая система К.Д. Ушинского, ее современное значение.

27. Педагогические Л.Н. Толстого, их современное значение.

28. Дидактические идеи П.Ф. Каптерева, их современное значение.

29. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья СИ. Гессена; В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, степень их актуальности в современной России.

30. Педагогические идеи П.П. Блонского, их современное значение.

31. Воспитательная система А.С. Макаренко: общая характеристика

32. Воспитательная система В.А. Сухомлинского: общая характеристика.

33. Основные тенденции современного развития педагогической науки и образовательной практики в России.

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

1. Идеи и педагогические традиции Христианства – возможность и целесообразность их реализации в современной воспитательной практике.

2. Идеи и педагогические традиции Ислама – возможность и целесообразность их реализации в современной воспитательной практике.

3. Сравнительная характеристика идеалов человека и правил его воспитания, отраженных в канонах католической, лютеранской и православной педагогики.

4. Сравнительная характеристика идеалов человека и норм его воспитания, отраженных в православной педагогике Ветхого и Нового Завета.

5. Сказки Ш. Перро, Э.Т. Гофмана, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм: воспитательный потенциал сказок, его адекватность бытующим в то время педагогическим концпепциям.

6. В. Розанов: чем обусловлены сумерки просвещения и как из них выйти…

7. Педагогические, психологические и этические проблемы обучения и воспитания в женских учебных заведениях России в XVIII – XIX вв.

8. Репрессивность русской педагогики: правда и домыслы.

9. Сопоставительная характеристика и оценка В.Н. Сорокой-Росинским и авторами «Республики ШКИД» Л. Пантелеевым и Г. Белых воспитательной системы школы им. Ф.М. Достоевского.

10. Чувства, переживания и рефлексивно-оценочные суждения современного студента педагогического вуза после одного дня, прожитого им в роли ученика Яснополянской школы (при выполнении работы опираться на текст статьи Л.Н. Толстого «Один день в Яснополянской школе»).

11. Чувства, переживания и рефлексивно-оценочные суждения современного студента педагогического вуза после одного дня, прожитого им в роли воспитанника колонии им. М. Горького в период ее расцвета (при выполнении работы опираться на текст «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко).

12. Чувства, переживания и рефлексивно-оценочные суждения современного студента педагогического вуза после одного дня, прожитого им в роли ученика 7 класса обычной современной школы (при выполнении работы учитывать психологические особенности современного подростка, специфику его взаимоотношений с учителями и сверстниками).