ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Структура содержания курса «История образования и педагогической мысли» представляет собой систему лекционных и практических занятий.

На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь учителя на лекции перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции будет инициирована в том случае, если преподаватель, постоянно рассуждая, знакомит с различными точками зрения, чем вовлекает студентов в свои рассуждения. Лекция призвана побуждать студентов задавать вопросы и формировать у них потребность найти ответы в разнообразных источниках.

Специфика практических занятий по «Истории образования и педагогической мысли» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации: объем учебного времени, выделенных на дисциплину, столь незначителен, что и лекционные, и практические занятия ориентированы на реализацию, прежде всего, информативной и когнитивной функций. При этом, реализация названных функций предполагает активную опору на самостоятельную работу, в процессе которой студенты из разнообразных источников черпают учебную информацию, осмысливают ее, оформляют в доклады и сообщения, которые воспроизводят уже на практических занятиях.

Программой курса «История образования и педагогической мысли» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов, которая предусматривает решение следующих задач:

- самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, вынесенных в содержание практических занятий;

- подготовку к вступлениям с сообщениями и докладами на практических занятиях;

- выполнение практических и учебно-исследовательских заданий;

- аннотирование педагогической литературы и периодики.

Задания для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» ориентированы на развитие умений:

- работать с историко-педагогической литературой, научными и справочными изданиями,

- анализировать и интерпретировать историко-педагогические факты и явления,

- устанавливать причинно-следственные связи, противоречия и тенденции, характеризующие историко-педагогический процесс.

Содержание самостоятельной работы студентов составляет:

- работа с историко-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления, реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);

- сравнение педагогических парадигм, концепций, воззрений и взглядов;

- участие в теоретических дискуссиях, учебных диспутах и др.;

- сравнительный анализ оценочных суждений в различных источниках.

Важной особенностью заданий для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» является их ориентация на ознакомление студентов с историко-педагогическими исследованиями преподавателей академии и вузов региона.

При изучении курса «История образования и педагогической мысли» студенты могут вы­полнить факультативно[1] творческую работу. Темы работы предлагаются преподавателем из перечня, представленного в программе, либо формулируются студентом и утверждаются преподавателем. Темы должны быть сформулированы так, чтобы исключить возможность плагиата: реализации этого требования будет способствовать направленность содержания творческой работы на анализ региональной, муниципальной, вузовской научно-педагогиче­ской проблематики.

Содержание и виды текущего контроля определяются в соответствии с целью и задачами изучения дисциплины, с квалификационными требованиями к уровню освоения содержания дисциплины.

При изучении курса предусмотрены следующие виды теку­щего контроля:

- письменные экспресс-опросы студентов в начале каждого учебного занятия (лекционного и практического), позволяющие определить и оценить качество усвоения учебного материала;

- анализ и оценка качества сообщений и докладов, с которыми студенты выступают на каждом практическом занятии;

- анализ и оценка аналитико-критических выступлений студентов;

- оценка учебно-познавательной активности студентов при обсуждении историко-педагогических проблем и решении практических заданий

- анализ результатов аннотирования и реферирования научных историко-педагогиче­ских публикаций.

Текущий контроль позволяет выявить не только качество знаний студентов, но и их способность применить эти знания к решению практических задач.

Система контрольно-оценочной деятельности при реализации курса призвана обеспечивать выполнение следующих дидактических требований: объективность, систематичность, разнообразие форм контроля и оценивания, комплексный характер, индивидуальный подход, педагогический такт преподавателя.

Методика оценочной деятельности при реализации курса «История образования и педагогической мысли» отражена в положении «Расчет успеваемости студентов по накопительной балльно-рейтинговой системе», представленном в приложении 1 к программе курса,