Педагогики.
Семинарское занятие № 3 - 2 часа.
Дж. Локк. Ж.Ж.Руссо -
Педагогическое учение Я.А.Коменского.
Семинарское занятие № 1 - 2 часа.
- Жизнь, педагогическая деятельность, философские взгляды Я.А.Коменского.
- Коменский о пользе дидактики, значении образования, целях и задачах воспитания и образования.
- Принцип природосообразности – основа педагогического учения Коменского.
Обоснование им классно-урочной системы обучения, дидактических правил,
возрастной периодизации, системы школ, содержания воспитания и обучения
в них.
4. Я.А.Коменский о нравственном воспитании и дисциплине в школе.
5. Я.А.Коменский об учителе.
Основная литература:
- Я.А.Коменский. Великая дидактика: Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. – М.,1981
- Я.А.Коменский. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих:
Часть 1У. Пампедия. – М., 1989.
Дополнительная литература:
- Джибладзе Г.Н. Философия Я.А.Коменского. – М., 1982.
- Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1970.
3. Милош В.Кратховил. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М., 1991.
4. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика.1992. № 5-6.
Семинарское занятие № 2. – 4 часа
1. Социально-политическое и философское обоснование Дж. Локком целей и
задач воспитания джентльмена.
2. Дж. Локк о единстве физического, нравственного, умственного и трудового
воспитания джентльмена.
- Социально-политические и философские взгляды Ж.Ж.Руссо.
- Сущность теории свободного естественного природосообразного воспитания,
ее социально-педагогическая значимость.
5. Руссо о возрастной периодизации жизни ребенка, особенности воспитания
в каждом возрастном периоде.
6. Дж. Локк и Ж.Ж.Руссо о роли личности воспитателя.
Основная литература:
1. Дж. Локк. Мысли о воспитании: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-
М., 1982.
2. Дж. Локк. Об управлении разумом: Педагогическое наследие. – М., 1989.
3. Ж.-Ж.Руссо. Эмиль, или О воспитании: Хрестоматия по зарубежной педагогике. –
М., 1982.
Дополнительная литература:
1. Зинченко Г.А. Джон Локк. – М., 1973.
2. Джибладзе Г.Н. Руссо и его педагогическое наследие. – В книге: Ж.-Ж.Руссо.
Пед. соч. в 2-х томах. – М., 1981, т.1.
Теория развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.
1. Общественно-педагогическая деятельность А.Дистервега.
2. Основная цель воспитывающего и развивающего обучения.
3. Сущность и взаимосвязь основных принципов воспитания и обучения:
природосообразность, самодеятельность, культуросообразность.
4. Дидактические правила воспитывающего и развивающего обучения.
5. А.Дистервег о качествах учителя, делающих обучение «образовательным и плодотворным».
Основная литература:
1. А.Дистервег. Руководство к образованию немецких учителей: Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. – М., 1982.
Дополнительная литература:
- Ройтенберг В.А. А.Дистервег, его деятельность и педагогическое учение. –
В кн.: А.Дистервег. Избр. пед. соч. – М.,1956.
Семинарское занятие № 4. - 2 часа.
К.Д.Ушинский – основоположник русской научной
- Основные этапы педагогической деятельности К.Д.Ушинского.
- Ушинский о цели воспитания и образования.
- Обоснование Ушинским идеи народности воспитания и образования.
- К.Д.Ушинский о роли труда в жизни и развитии общества и человека.
- Ушинский о нравственном воспитании и воспитании привычек.
- Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания.
- Ушинский об учителе и его подготовке.
Основная литература:
1. К.Д.Ушинский. О необходимости сделать русские школы русскими.
2. - « - Вопросы о народных школах.
3. - « - О народности в общественном воспитании.
4. - « - О нравственном элементе в русском воспитании.
5. - « - Родное слово.
6. - « - Труд в его психическом и воспитательном значении.
7. - « - Человек как предмет воспитания. – Предисловие к 1 тому
Педагогической антропологии.
8. - « - О пользе педагогической литературы.
9. Проект учительской семинарии.
10. - « - Классная дисциплина.
11. - « - Воспитание привычек.
Дополнительная литература:
1. Бондаренко Л.И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическая система
К.Д.Ушинского. – Л., 1973.
2. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. – М., 1974.