Воспитание и обучение при первобытнообщинном строе.
Предмет истории образования и педагогической мысли как область научно-педагогического знания. Цели и задачи изучения курса, связь его с другими науками. Методологические основы и методологические принципы изучения истории образования и педагогической мысли. Ведущие педагогические идеи в истории человечества. Структура истории образования и педагогической мысли как учебного предмета.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Самостоятельная работа | ||
Вид итогового контроля | Экзамен |
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тематический план | Лекции | Семинары | Самостоя- тельная работа |
История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Античном мире. | ||||
Школа и педагогика в Средние века и в эпоху Возрождения. | ||||
Педагогическое учение Я.А.Коменского | ||||
Образование и педагогическая мысль в Запад-ной Европе в эпоху Просвещения. Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо. | ||||
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве до Х1Х века. | ||||
Развитие образования и ведущих педагогических идей в Западной Европе в конце ХУШ-начале Х1Х вв. И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег . | ||||
Становление образовательной системы, общест- вено педагогическое движение, научно-педагогическая мысль в России до 90-х годов Х1Х века | ||||
К.Д.Ушинский – основоположник русской на- учной педагогики. | ||||
Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце Х1Х- начале ХХ вв. | ||||
Развитие школы и педагогики в России в конце Х1Х – начале ХХ вв. | ||||
Школа и педагогика в России после 1917 г. | ||||
Педагогическая деятельность и педагогическое учение А.С.Макаренко. | ||||
Образование и педагогическая мысль в России После Великой отечественной войны. В.А.Сухомлинский | ||||
Ведущие тенденции мирового образовательно- го процесса | ||||
Всего |
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений.Современная трактовка истории образования и педагогической мысли как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в Античном мире. Педагогические идеи в трудах философов Античности.
Основные понятия: Образование и воспитание как социальное явление. Принципы научности, историзма, преемственности, непрерывности, интеграции и целостности.
Формационный, цивилизационный, культурологический, антропологический подходы к изучению истории образования и педагогической мысли. Блоки педагогических учений прошлого: цели воспитания и образования, движущие силы и источники развития, содержание и организация образования, нравственное воспитание подрастающего поколения и подготовка учителя.Идеи гуманизма, свободы, права, демократии в истории педагогической мысли. Идеализм, прагматизм, антропоцентризм в историивоспитания.
Характеристика эпохи: Возникновение речи. Добывание и использование огня. Строительство жилищ. Усложнение орудий труда. Совместный труд взрослых и детей. Равное воспитание для всех детей.
Основные понятия: Инициация (посвящение во взрослые). «Дома молодежи». Передача практических умений и навыков. Обучение соблюдению ритуалов и обрядов. Усвоение родовых преданий и мифов. Народная педагогика.