Воспитание и обучение при первобытнообщинном строе.

Предмет истории образования и педагогической мысли как область научно-педагогического знания. Цели и задачи изучения курса, связь его с другими науками. Методологические основы и методологические принципы изучения истории образования и педагогической мысли. Ведущие педагогические идеи в истории человечества. Структура истории образования и педагогической мысли как учебного предмета.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

 

Виды учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля Экзамен

 

 

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тематический план   Лекции   Семинары Самостоя- тельная работа
История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Античном мире.          
Школа и педагогика в Средние века и в эпоху Возрождения.  
Педагогическое учение Я.А.Коменского  
Образование и педагогическая мысль в Запад-ной Европе в эпоху Просвещения. Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо.      
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве до Х1Х века.      
Развитие образования и ведущих педагогических идей в Западной Европе в конце ХУШ-начале Х1Х вв. И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег .      
Становление образовательной системы, общест- вено педагогическое движение, научно-педагогическая мысль в России до 90-х годов Х1Х века          
К.Д.Ушинский – основоположник русской на- учной педагогики.      
Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце Х1Х- начале ХХ вв.  
Развитие школы и педагогики в России в конце Х1Х – начале ХХ вв.    
Школа и педагогика в России после 1917 г.    
Педагогическая деятельность и педагогическое учение А.С.Макаренко.  
Образование и педагогическая мысль в России После Великой отечественной войны. В.А.Сухомлинский    
Ведущие тенденции мирового образовательно- го процесса    
    Всего      

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений.Современная трактовка истории образования и педагогической мысли как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в Античном мире. Педагогические идеи в трудах философов Античности.

Основные понятия: Образование и воспитание как социальное явление. Принципы научности, историзма, преемственности, непрерывности, интеграции и целостности.

Формационный, цивилизационный, культурологический, антропологический подходы к изучению истории образования и педагогической мысли. Блоки педагогических учений прошлого: цели воспитания и образования, движущие силы и источники развития, содержание и организация образования, нравственное воспитание подрастающего поколения и подготовка учителя.Идеи гуманизма, свободы, права, демократии в истории педагогической мысли. Идеализм, прагматизм, антропоцентризм в историивоспитания.

Характеристика эпохи: Возникновение речи. Добывание и использование огня. Строительство жилищ. Усложнение орудий труда. Совместный труд взрослых и детей. Равное воспитание для всех детей.

Основные понятия: Инициация (посвящение во взрослые). «Дома молодежи». Передача практических умений и навыков. Обучение соблюдению ритуалов и обрядов. Усвоение родовых преданий и мифов. Народная педагогика.