ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ОПД.Ф.02
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им.М.Акмуллы)
Кафедра педагогики
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель УМК Начальник учебно-методического
доцент Лисейчикова Л.З. управления Калимуллина Г.И.
Зам.зав.кафедрой, профессор
Сытина Н.С.
по дисциплине
НАПРАВЛЕНИЕ540300
УФА - 2011
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования
№ 709 от 31 января 2005 г.
Специальность 033000 Родной язык и литература с дополнительной
специальностью
История образования и педагогической мысли как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Индекс дисциплины | Наименование дисциплины и основные дидактические единицы | Всего часов |
История образования и педагогической мысли Исторически подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития компетентностного подхода. Истоки развития гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца Х1Х- начала ХХ вв. Основные реформы образовательной политики ХХ в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет
Им. М.Акмуллы»
Факультет башкирской филологии
«Согласовано» «Утверждаю»
___________________ _________________________
председатель УМК руководитель ООП
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История образования и педагогической мысли
для специальности
033000 Родной язык и литература с дополнительной
специальностью
1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
- осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и
закономерностей его развития;
- раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания
воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов;
- ознакомление с важнейшими педагогическими концепциями прошлого, различными
системами воспитания и обучения в различные историчекие периоды;
- ознакомление с жизнью, деятельностью и произведениями выдающихся педагогов и
мыслителей, отражающими развитие педагогической мысли за рубежом и в России;
- формирование понимания, что школа и педагогика во все временны являлись
одними из двигателей культурной и общественной эволюции.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Дисциплина ориентирует на:
-формирование общей и педагогической культуры;
- становление мировоззрения и педагогического профессионализма;
- более глубокое освоение современной науки о воспитании;
- понимание истоков сегодняшнего педагогического процесса и предвидение тенденций
его дальнейшего развития;
- обогащение знаниями об истоках гуманистических идей в педагогике, о развитии и
реализации идей свободы, права, демократии и гуманизма в педагогической теории и
практике;
- понимание студентами педагогических заповедей, средств и методов воспитания,
имеющих непреходящее практическое значение, как в самовоспитании, так и в воспитании
подрастающего поколения;
- осознание значимости индивидуального стиля работы учителя с учащимися
на примере жизни, деятельности и педагогических взглядов выдающихся педагогов
прошлого;
- лучшее ориентирование в разнообразии идей и подходов, которые существовали и
существуют в педагогической науке и практике за рубежом и в России.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Студент, изучивший дисциплину История образования и педагогической мысли, должен знать:
1) особенности возникновения и развития организованных форм воспитания и
обучения в различные исторические эпохи за рубежом и в России;
2) ведущие педагогические идеи в истории человечества в различные исторические
эпохи;
3) основные авторские педагогические системы прошлого;
4) жизнь, педагогическую деятельность, педагогические труды, педагогические
учения прогрессивных педагогов прошлого;
5) особенности интеграции национальных систем образования в современном мире;
уметь:
1) характеризовать и анализировать отдельные педагогические теории, выделять
цели, содержание, организацию воспитания и образования, характеризовать и
анализировать их связь с уровнем экономического развития общества, с уровнем
развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;
2) выделять то новое, что содействовало прогрессу педагогической теории
и практики в каждую историческую эпоху;
3) анализировать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия
педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что было
накоплено в предшествующие исторические эпохи и может быть использовано
для решения современных задач воспитания и обучения;
4) характеризовать главные направления развития воспитания и образования
человеческого общества;
в л а д е т ь:
1) навыками самостоятельной работы с литературой по дисциплине История
образования и педагогической мысли;
2) основными терминами и понятиями дисциплины;
3) навыками повышения и совершенствования компетенции