Дамские виды одежды.

Брюки.

Брюки, по всей вероятности, имеют восточное происхождение. В Европе они появились впервые у галлов и у некоторых германских племен. Римляне познакомились с ними только через германцев, но все таки больше пользуются гамашами. То же относится и к Каролинским франкам, которые, однако, иногда носят и так наз. Rohrenhosen(узкие трубообразные брюки), а иногда все еще античную длинную тунику. Только в XII веке в повседневный обиход входят мужские чулки-брюки, которые, собственно говоря, были скорее длинными чулками. В XV и XVI веках распространяются брюки самых разнообразных типов, имеющие иногда фантастические формы (плундры), на изготовление которых требовалось несколько метров шелка. В то же время в Испании, Англии и Франции входят в моду короткие брюки — узкие или широкие, фантастичные формы брюк множатся в моде ландскнехтов, которые, кроме всего прочего, делают на них еще и прорези. Брюки XVII столетия (rhingrave) становятся широкими и, будучи засученными до колен, выглядят как юбки. Моде на короткие брюки до колен (кюлоты), которые носили еще при Людовике XIV, положила конец только Французская революция, введя длинные панталоны. Последние остаются в моде до конца XIX века, то расширяясь, то сужаясь. Кюлоты вплоть до 1820 года были парадной одеждой и сохранились до настоящего времени как принадлежность некоторых спортивных костюмов, в первую очередь, альпинистских.


863. Рисунок на игральной карте XV века. Дэнди эпохи Ренессанса: одежда очень облегающая, только плечи и рукава искусственно расширены (mahottres). В этой причудливой моде мысы башмаков зачастую были длиннее, чем сами башмаки.

У женщин длинные панталоны в качестве нижней одежды появились в XVI веке, но только в начале ХХ века получили всеобщее распространение. Как верхняя одежда стали модными только в современную эпоху.

Бриджи — брюки, которые носились к высоким сапогам (breeches). Чтобы они лучше седели на бедрах, их делали очень широкими, так что они выдавались в стороны. При сидении же зато не образовывалось никаких складок.

Брюки bruche. В течение XII столетия брюки-чулки разделяются на короткие брюки, прикрывающие бока и бедра, наз. bruche или иногда Mieserwat, к которым присоединялись с помощью шнурков длинные облегающие ногу чулки. С XIV века чулки прикрепляются к вамсу.

Брюки rhingrave - получили название по имени голландского посла в Париже в третьей четверти XVII столетия. Это были широкие брюки, на которые требовалось большое количество материи, с пышным украшением из лент. К ним надевалась накидка. Эти присборенные брюки доходили до половины бедра. Они, собственно говоря, состояли из полосок различных тканей, имеющих цветную подкладку с прокладкой, которая прочно пришивалась на сами брюки. Полоски обычно были из бархата и шелка с золотой вышивкой или с небольшими разрезами. Когда верхние брюки выросли до еще больших размеров, их стали также называть tonneaux. Такие брюки были немыслимы без чулок, которые должны были подчеркнуть стройность ног.

Испанские штаны - короткие округлые брюки на толстой подкладке, введенные в моду испанцами, которые носили во второй половине XVI века, особенно в Западной Европе.

Панталоны - длинные, нестянутые внизу мужские брюки. Они вошли в моду в период Французской революции, заменили брюки до колен и остались принадлежностью мужского туалета до наших дней.

Плундры (или шаравоны). Мужские брюки во второй половине XVI столетия расчленялись разрезами, под которыми была подкладка с прокладкой. Поэто му их также называли штаны с начинкой. Плундры относятся к самым экстравагантным явлениям в истории одежды. Чем более странно они выглядели, тем проще был их покрой. Отличались они от прежних брюк величиной, кроились гораздо шире, чем нога, и собирались вокруг тела в густые сборки.

Спортивные штаны. Длина и ширина этого вида брюк, напоминающих исторические плундры, часто менялась. Сейчас правильным считается покрой, если они спускаются ниже коленной чашечки на ширину ладони.

Тренеровочные брюки - входят в моду в конце тридцатых годов, сначала в виде широких лыжных брюк, затем с применением модных эластичных материалов они приобретают все более узкую форму. Этот фасон более соответствует лыжному спорту.

Шорты — короткие штаны, в соответствии с модой - до колен или выше. Используются для некоторых видов спорта.


864. Питер Артсен, Рыночная сцена. Музей изобразительного искусства, Будапешт. Рабочая одежда голландского торговца состоит из мягкой шляпы, рубашки, жилета без рукавов, длинных брюк и деревянных башмаков.


865. Теренци, Геаутонтимороуменос. B XVI веке повседневной одеждой, как и ранее, является берет, подпоясанный жакет с широкими рукавами, узкие брюки и сапоги с отворотами.


866. Жост Амман, Знаменосец. Кричаще пестрая одежда знаменосца пышно декорирована. Берет украшен перьями. Рукава, жилет и широкие брюки имеют прорези.


867. Вацлав Голлар, из цикла «Государственные униформы».


868. Якоб Зайсенеггер, Император Карл V. Музей истории искусств. Вена. Расширенная в плечах одежда императора создает эффект широкой груди. Большие прорези в накидке позволяют плечевой части рук свободно двигаться. Впереди на вамсе экстравагантное решение ширинки, так наз. бракетт (braquette), задуманной как декоративный элемент.


869. Якоб Гейн, Гитарист. Музыкант в маске, на нем жилет с воротником и манжеты в виде оборки; брюки-плундры с фантастическими разрезами, которые на коленях скреплены лентами.


870. Дирк Барентс, Венецианский бал. Государственный музей, Амстердам. Придворный туалет дам в эпоху Ренессанса шьется из тяжелого атласного шелка. Лиф заканчивается внизу треугольником, глубокое декольте украшено жемчугом, в волосах - корона. На мужчине - берет, вамс и короткие брюки на подкладке (Rollhosen). Через правое плечо перекинута накидка.


871. «Костюм паризьен» (Costumesparisiens), 1810г. Дамский вечерний туалет в эпоху ампир: рукава а ля мамелюк и завышенная талия. На мужчине - вышитый золотом фрак, пестрый жилет и кружевное жабо. Брюки до колен дополнены белыми чулками.


872. Франсиско де Гойя, Дон Хосе Мигуэл де Карваял и Варгас, герцог Сан Карла. Национальный музей Прадо, Мадрид. Испанский придворный туалет конца XVIII века украшает богатая вышивка. Дополняет его воротник-стойка, перевязь, двухугольная шляпа с перьями и трость.


873. Из модного журнала около 1840 года. Вечерний фрак украшен каймой и носится с короткими брюками чуть ниже колен.


874. «Журнал де Дам е де Мод» (Journaldes Dames etdes Modes), 1812 г. Около 1810 года был очень моден короткий лиф, называемый сапегои.


875. «Моддом» (Modesd'hommes), 1839 г. Одежда для прогулки: сюртук с жилетом, длинные брюки, цилиндр и трость.


876. Эжен Делакруа, Барон Шейтер. Национальная галерея, Лондон.


877. Эскиз костюма из «Театерцайтунг» (Theaterzeitung), 1845-1848 гг. Узкий жилет и короткая передняя часть фрака подчеркивают тонкую талию.


878. Литография Ламса по И. В. Цинке. Карикатура середины XIX века высмеивает моду на клетчатые брюки.


879. «Бушманнс нойе Фрауэнтрахт» (N. Buschmanns neue Frauentrachti, около 1900 г. Дамская спортивная одежда.

 

Мода всегда подвержена различным влияниям с готовностью реагирует на любую новую идею. Уже по этой причине потерпели фиаско все попытки создать «национальный костюм» и преградить путь проникновению заграничной моде. И, разумеется, поэтому мода все более и более приобретает характер интернациональный. В создании моды участвуют и неевропейские культуры. На центры европейской моды на протяжении истории постоянно оказывали влияние и другие регионы — Норвегия, Швеция, Россия, Испания, Греция, а также Канада и американская сельская местность. Одной из самых больших сенсаций стала длинная шаль, мода на которую пришла из Индии в XVIII веке. Сегодня никто не может себе представить, какой фурор произвела индийская шаль в европейском дамском высшем свете того времени. Никто сегодня не поверит, что самые дорогие экземпляры стоили несколько тысяч франков.

Однако, нет необходимости заглядывать так далеко в прошлое, желая проследить многообразие влияний, которым подвержена мода. Блейзер, спортивный клубный пиджак в Англии, сначала предназначался мужчинам, а позднее его стали носить в английских женских школах, в конце же шестидесятых годов он стал криком моды у мужчин и женщин всех возрастов. Оказывается, что не только рабочая одежда, но и униформы или их детали включаются в гражданскую моду её творцами в неустанной погоне за все новыми идеями.

В 1965-1966 годах действительно в Европе господствовал т. наз. military look (военизированная мода), что не слишком удивило тех, кто помнил спонтанное принятие модой тренчкота, этого английского пальто, предназначенного для похорон, и даффлкота (dufflecoat) — пальто из шерстяной байки — в двадцатые годы, а затем в пятидесятые годы проникшего не только в мужскую, но и дамскую моду.


880. Франсиско Хосе де Гойя, Донна Изабелла Кобос де Порсель. Национальная галерея, Лондон.

Еще более молодой является мода на национальные костюмы или их детали. В первую очередь это дирндл - немецкий национальный женский костюм и элементы других костюмов, прежде всего русских.

Амазонка. Согласно греческому мифу, амазонки были легендарные женщины, жившие в Азии. Позднее так стали называть всех всадниц. В XVI веке их костюм еще не отличался от обычной одежды того времени, только позднее к нему добавились элементы мужской одежды. Екатерина Медичи (1519-1589 гг.) была первой женщиной, которая носила пышно украшенные брюки сверху. В XVII веке амазонка заимствовала из мужской одежды камзол. В XIX веке наездницы также носили под очень длинной юбкой мужские брюки, а к ним высокие сапоги и приталенный корсаж. Тогда вошли в моду цилиндр с вуалью. Современный костюм амазонки ничем не отличается от мужского костюма для верховой езды.

Дирндл — первоначально народный женский костюм населения альпийских областей, говорящих по-немецки. В XX веке его носили женщины и востальной части Германии в качестве спортивной, летней и домашней одежды. В период между двумя мировыми войнами мода на дирндл в некоторой степени распространилась в Европе, Америке и Австралии. Модные дирндлы почти точно копировали народный оригинал, оставив за собой, однако, право более свободного выбора материала. Основными частями дирндла были широкая юбка с пестрым или белым фартуком и приталенный лиф.

Душегрейка -жилет или лиф народного костюма.

Карнач (чеш.) — женская одежда изо льна с декоративной каймой XIV столетия.

Кимоно - японская национальная одежда обоих полов. Это, собственно говоря, длинное свободное одеяние с широкими рукавами, подпоясанное широким поясом, который носит название «оби». В XX веке кимоно ввел в европейскую женскую моду Поль Пуаре (1879—1944 гг.), известный французский портной и декоратор, с которым сотрудничали художники М. Вламинк, Р. Дюфи и др.

Мантилья - 1} часть национального костюма испанских женщин, кружевная шелковая накидка, покрывающая, шею, голову и грудь, заимствованная от мавров. 2) Короткая женская накидка, модная, примерно, в середине XIX столетия.

Полонез— юбка с лифом, которая надевается поверх нижней одежды. Лиф плотно прилегающий, юбка длинная, расширенная, в подоле присборенная и подобранная так, что из под нее виднеется нижняя длинная юбка.

Прачка - повседневная одежда прачек, которую они надевают во время работы, собственно говоря, прообраз будущего рабочего халата. Роба — длинное вечернее женское платье для торжественных случаев.

Роба по-английски - носилась в период между 1778-1785 годами. Эту одежду носили без корсета из костей и без обручей для юбки. Для нее характерен лиф, удлиненный сзади в виде углового выступа, который спускается ниже пояса. Роба по-польски — одежда конца XVIII века с декольтированным лифом, рукавами до локтя и юбкой, украшенной тремя воланами в виде дуг.

Ропа - женская верхняя одежда типа накидки, является элементом испанской моды.

Сари — вышитое одеяние индийских женщин, которое закрывает голову и тело. В конце сороковых годов было использовано парижскими модельерами в качестве идеи для создания собственного модного образца


881. «Магазен дедемоазель» (Magazinedes demoiselles). В XIX веке мантилья уже не является только украшением, но и принадлежностью туалета для прогулок, это вид накидки, которая носится поверх платья и часто имеет длину до колен, во французской модной терминологии называется mantelet.


882. «Альгемайне Моденцайтунг» (Algemeine Modenzeitung), 1844г.Детская мода тоже вводит мантильи по образцу взрослых.


883. «Л'Ир» (L'Iris), 1854г. Другой тип мантильи: более короткой, отделанной полосками из меха и материи.


884. И. Д. де Сен Жан, Дама в церкви. Мантилья благородной француженки напоминает испанскую мантилью. Служит для украшения и носится, прежде всего, в церкви, где должна быть покрыта голова. Мантилья под подбородком слегка завязана и мягкими складками ниспадает к поясу.


885. Вильгельм Лейбл, Три женщины в церкви. Музей искусства в Гамбурге. Народным костюмом баварских женщин является дирндл: юбка с лифом и белая блузка или платок на шнуровке. И этот национальный костюм неоднократно использовался модой в качестве образца.

886-888. Японское кимоно также вошло в мировую моду, но больше использовалось в качестве домашней одежды, чем одежды для выхода.


886. Женщины на террасе. Гравюра. Кионока. (Музей Гиме, Париж.


887. Кабаяши Коккеи, Поток черных волос. Коллекция Илосокава, Токио.


888. Вышитое кимоно. XVI век. Япония. Национальный музей, Токио. Удобство кимоно особенно придают надрезанные рукава.


889. Из английского модного журнала, 1831 г. Дамский костюм для верховой езды в эпоху бидермейер дополняет цилиндр с вуалью; платье имеет шарообразные рукава.


890. «Ла Мод де Пари» (La Mode de Paris), 1834 г. Дамы в черных костюмах амазонок. Платья в соответствии с требованиями моды того времени имеют присборенные рукава, цилиндры носятся с черными кружевыми вуалями.


891. «Журнал де дам» (Journaldesdames) 1799. На амазонке батистовое платье, суконный жилет и жокейская шапочка.